На главный труд своей жизни Александр Сергеевич потратил, по его подсчетам, 7 лет 4 месяца 17 дней. Начал 9 мая 1823 года в Кишиневе, в южной ссылке. Последнюю точку поставил 25 сентября 1830-го в нижегородском Болдине. Где опять же был «невыездным» из-за холерного карантина. Поэт назвал работу над «Евгением Онегиным» подвигом. Высокооплачиваемым, добавим мы.

В переводе на… говядину
Счетная палата Российской Федерации – высший орган государственного контроля – как-то выдала сенсацию: «Известно, что А. С. Пушкин в качестве гонорара за поэму «Евгений Онегин» получил 12 000 руб. Много это или мало по ценам тех лет? Что можно было купить на эти деньги? Если взять для сравнения стоимость говядины сегодня – 350 рублей за килограмм (примерно 40 копеек во времена Пушкина), то гонорар поэта в пересчете на говядину составлял сумму, эквивалентную сегодняшним 10,5 млн рублей! Но эти продукты были в то время недороги, а вот в пересчете на шампанское «Клико» получится куда меньше…»

Но с гонораром Александра Сергеевича Счетная палата здорово просчиталась.

«Комсомолка» решила восстановить истину. Благо есть повод.

Запустил сериал
200 лет назад, 3 ноября 1823 года, Пушкин закончил первую главу романа в стихах. В декабре – вторую. В октябре следующего года – третью, со знаменитым письмом Татьяны. Впереди еще пять глав и шесть долгих лет работы.

И тут Александр Сергеевич делает гениальный бизнес-ход. Зачем ждать годы, чтобы опубликовать готовый роман? На «Онегине» можно зарабатывать уже сейчас, если каждую главу печатать отдельной книжкой. И денежки пойдут регулярно, и интерес читающей публики к Евгению и Татьяне подогреется. Сериал!

Поэт был тогда в ссылке в родовом имении Михайловское на Псковщине. «Невыездной». Пришлось отправить рукопись в столицу другу-издателю Петру Плетневу с младшим братом Львом. Весной 1825 года петербургская типография Департамента народного просвещения напечатала первую главу тиражом 2400 экземпляров. Хотя обычный тираж тогда был вдвое меньше. Книгу продавали по 5 рублей. Цена по тем временам крайне высокая. Но уже в первые две недели ушло 700 экземпляров.

Вскоре в продаже появилась вторая глава «Онегина», третья… По 5 рублей. Книжки тоненькие, 50 – 70 страниц, но народ покупал, ждал продолжения. Газета «Московский вестник» писала: «И женщины, и девушки, и литераторы, и светские люди, встретясь, начинают друг друга спрашивать: читали ли вы «Онегина», как вам нравятся новые песни (главы. – Ред.), какова Таня, какова Ольга, каков Ленский…» Расчет поэта сработал.

Роман еще не был завершен, а в 1829 году первую главу вновь переиздали отдельной книгой. На следующий год – вторую главу.

«Ничто так легко не дает денег, как «Онегин», выходивший по частям, но регулярно, – писал Пушкину издатель Плетнев. – Твое воображение никогда еще не создавало, да и не создаст, кажется, творения, которое бы такими простыми средствами двигало такую огромную массу денег, как этот бесценный клад, золотое дно – «Онегин».

Да, бизнес-расчет Александра Сергеевича блестяще оправдался. Продажа отдельных глав романа принесла ему 25 тысяч чистого дохода, подсчитал историк-литературовед Сергей Гессен в книге «Книгоиздатель Александр Пушкин. Литературные доходы Пушкина».

В 1833 году (190 лет назад) главный русский издатель и книгопродавец Александр Смирдин впервые напечатал всего «Онегина» отдельной книгой, заплатив автору 12 тысяч рублей. (Счетная палата почему-то посчитала этот гонорар единственным.) Итого уже 37 тысяч. В переводе на говядину примерно 32 млн современных рублей. Но при жизни Александра Сергеевича было еще два издания романа. За них он тоже получил гонорар. В целом выходит около 40 миллионов.

Проиграл рукопись в карты
Главной страстью Александра Сергеевича были карты. В полицейском списке московских картежных игроков за 1829 год в числе 93 номеров 36-м идет Пушкин – «известный в Москве банкомет».

Писатель Иван Великопольский даже написал на него сатиру:

Он очень помнит, как, сменяя

Былые рублики в кисе*,

Глава «Онегина» вторая

Съезжала скромно на тузе.

Откровенный намек на проигрыш. Поэт оправдывался: «Я не проигрывал второй главы, а ее экземплярами заплатил свой долг». Карточный, разумеется. Что было на самом деле, история умалчивает. Но вторая глава была издана с большим запозданием.

А вот признание Александра Сергеевича князю Вяземскому: «Во Пскове вместо того, чтобы писать седьмую главу Онегина, я проиграл в штос четвертую. Незабавно!»

Однажды поэт проиграл московскому чиновнику Александру Загряжскому все бывшие у него деньги. И предложил на кон только что законченную пятую главу «Онегина». Ставка была принята. Ведь рукопись представляла собой те же деньги. И немалые. Увы, проиграл и главу. Следующей ставкой Пушкина была пара дуэльных пистолетов. Но тут счастье ему улыбнулось. Возвратил и пистолеты, и рукопись, а в придачу выиграл тысячи полторы рублей.

*Киса (устар.)- кожаный или суконный мешок для денег, затягиваемый шнуром. Проще говоря, кошелек.

Требовали продолжения
Пушкин завершил свой роман в 1830 году, оставив финал открытым. Как сложилась дальше судьба Евгения – неизвестно. Жуковский, Денис Давыдов, другие друзья-литераторы, как и многие читатели, требовали продолжения истории Евгения и Татьяны. Издатель Плетнев предлагал повторить бизнес-трюк с новыми главами-книгами по 5 рубликов: «Это ж верный доход!» Александр Сергеевич имел тогда кучу долгов. Похоже, он всерьез задумался. Сохранились черновые наброски стихотворений 1835 года. Вот отрывок, написанный знаменитой онегинской строфой:

В мои осенние досуги,

В те дни, как любо мне писать,

Вы мне советуете, други,

Рассказ забытый продолжать…

Что должно своего героя

Как бы то ни было женить,

По крайней мере уморить…

И с нашей публики меж тем

Бери умеренную плату,

За книжку по пяти рублей –

Налог не тягостный, ей-ей.

Пожалуй, я бы рад…

Кто знает, не случись роковая дуэль с Дантесом, мы могли бы получить продолжение «Евгения Онегина».

ПРИЗНАНИЕ

«Печатаю для денег. Стихотворство – мое ремесло»

Публикация «Онегина» отдельными главами сыграла огромную роль в отечественной литературе. Прежде в России не было понятия писательского гонорара. Хорошо платили литераторам разве что вельможи за оды – торжественные стихи в их честь: дорогими табакерками, перстнями и т. д. В 1816 году сестра Александра I Анна вышла замуж за принца Оранского. Лицеист Пушкин сочинил по этому поводу оду. За что получил от императрицы золотые карманные часы с цепочкой. А вот поэта Тредиаковского за не сданную в срок оду статс-секретарь Волынский поколотил тростью по спине.

Литература считалась, по признанию самого Пушкина, «только как занятие изящное и аристократическое, никто не думал извлекать других плодов из своих произведений, кроме успеха в обществе».

На жизнь литераторы зарабатывали обычно службой. Ломоносов – академик, Державин – генеральный прокурор империи, Карамзин – историк… Либо доходами с имений. Вот и Пушкин после лицея поступил на службу в Коллегию иностранных дел с годовым жалованьем 700 рублей. Но в южной ссылке лишился зарплаты. Помогал отец. В михайловской ссылке поэт разругался с родителем, тот перестал содержать сына. Пришлось влезать в долги. Журналы за стихи почти не платили, дескать, пусть поэты радуются, что их напечатали, прославили. То же и с книгами. За «Руслана и Людмилу» издатель Гнедич вручил автору сущие гроши. Да и то на следующий год. Хотя книжку продавал дорого. За «Кавказского пленника» отдал 500 рублей, себе взял 5 тысяч!

Лишившись отцовской поддержки и жалованья, поэт задумался, как жить литературой. В Михайловском сочинил знаменитый «Разговор книгопродавца с поэтом». Крылатыми стали строки: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Эти стихи были опубликованы в первой главе-книжке «Онегина» как оправданье за слишком высокую цену – 5 рублей. Жалованье чиновника средней руки тогда составляло 60 – 80 рублей в месяц.

Издатель «Онегина» Плетнев, человек состоятельный, не стал наживаться на Пушкине в отличие от Гнедича. Почти все вырученные деньги, за вычетом комиссии продавцов, типографских расходов, отдавал другу поэту. С каждой проданной книжки Александру Сергеевичу перепадало более 3 рублей. Можно жить!

Пушкина долго шпыняли, что он «изменяет Музе, дорого торгуя поэзией».

На упреки поэт откровенно отвечал: «Я пишу для себя, а печатаю для денег… Стихотворство – мое ремесло, отрасль честной промышленности, доставляющая мне пропитание и домашнюю независимость».

Другие издатели, глядя на Пушкина, тоже постепенно начали платить авторам достойные гонорары. Тому же Ивану Крылову за каждую басню 300 рублей. А потом и все 500.

Так, с легкой руки Александра Сергеевича литература в России стала профессией. Позволяющей писателям жить и творить.

С МОЛОТКА!

Букинистическое сокровище

В 2019 году на аукционе Сhristie’s в Лондоне «Евгений Онегин», изданный отдельными главами, ушел за 467,25 тысячи фунтов стерлингов. Это 582 000 долларов, или около 56 млн рублей по нынешнему курсу. Букинистическое сокровище принадлежало частному европейскому коллекционеру. Первая глава 1825 года в оригинальной бумажной обложке – супербиблиографическая редкость! Вторая – в переплете той эпохи. Остальные шесть глав – в одном переплете.

В июле 2023 года аукционный дом «Литфонд» выставил на продажу восемь глав «Евгения Онегина» в одном роскошном переплете. Стартовая цена – 12 млн рублей. Продано за 26 миллионов. Это самое дорогое прижизненное издание русских классиков, ушедшее с молотка на российских торгах.

Евгений Черных

Источник: https://www.kp.ru/daily/27579.3/4847996/

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля