Современный этап развития исторической политики ФРГ принято вести с момента объединения Германии.
Самый важный компонент современной исторической политики ФРГ – это политика тотального осуждения нацизма и его преступлений. Германия участвует в международных проектах по исследованию Холокоста и опубликовывает материалы, связанные с преступлениями нацистского режима. Германия также принимает участие в программе обмена студентами, благодаря чему многие ученики и студенты посещают Германию, изучают её историю и культуру. Кроме того, власти создают памятники жертвам нацизма и другие мемориалы, напоминающие об этом периоде истории. Вместе с этим, ФРГ также принимает меры для преодоления последствий нацизма. Германия выплатила значительную компенсацию жертвам Холокоста.
Условно всю историческую политику ФРГ на современном этапе можно разделить на пять условных «блоков».
1. Памятные места: в Германии есть множество музеев, памятников, мемориалов и мест памяти, связанных с Второй мировой войной. Например, «Музей истории Берлинской стены», «Музей Холокоста» в Берлине и другие.
2. Образование: образование является одной из ключевых частей работы по сохранению памяти о Второй Мировой войне и преступлениях нацизма. Образовательные учреждения, государственные учреждения, церкви и другие организации проводят семинары, лекции, конференции и другие мероприятия для студентов, учителей и общественности.
3. Помощь жертвам: Германия оказывает материальную и психологическую помощь выжившим и другим жертвам нацизма. Существуют организации, которые помогают выжившим получить компенсацию и медицинскую помощь.
4. Международное сотрудничество: Германия активно участвует в международных проектах, направленных на сохранение памяти о Второй Мировой войне.
5. Извинения: Политические лидеры и чиновники Германии регулярно приносят извинения за преступления, совершенные во время Второй мировой войны, и за преступления нацизма. В целом Германия проводит широкий спектр мероприятий по сохранению памяти о войне и её последствиях, которые помогают стране и мировому сообществу понять историю, извлечь уроки и избежать повторения прошлых ошибок.
Объединение Германии, без сомнения, расширило горизонт немецкой идентичности, из искусственно и произвольно разъединенных немецких территорий вновь стало возможно создание целостного культурного и экономического пространства. Тем не менее, существовала проблема сближения полярно разных по своим идеологиям «Германий»: более сорока лет ГДР и ФРГ строили свою версию «немецкой идентичности», во многом противопоставляли себя друг другу.
Как уже было сказано, после воссоединения Германии внимание к теме нацистского прошлого в немецком обществе стремительно возросло. 1990-е гг. характеризовались в объединенной Германии актуализацией дискурса о национал-социалистическом прошлом. Историк Вольфганг Бергем использует метафору «одержимости прошлым».
Несмотря на тотальную цензуру 1945 г., разрушение мифа о «тысячелетнем Рейхе» и политическое отрезвление значительной части населения, образ гитлеровского Вермахта после завершения войны сохранил ореол «незапятнанности». В большей части исторической, мемуарной и художественной литературы, а также в массовой культуре 1950-1960-х гг. существовал устойчивый взгляд на Вермахт не как на военный инструмент экспансионистских планов Гитлера, а как на «обычную» (в противоположность СС) армию. Вермахт в глазах общественности всё ещё не имел прямого отношения к политике НСДАП.
Ветераны армии Третьего рейха получили в 1950-е гг. своеобразное оправдание в контексте холодной войны, стимулировавшей создание бундесвера, в который были приняты более десяти тысяч офицеров и 44 генерала Вермахта. Устойчивый образ «чистого Вермахта», который не был критически пересмотрен даже со стороны «поколения 1968-го года», не подвергался в немецкой историографии существенной ревизии вплоть до 1980-х гг.
Резонансной стала выставка «Преступления Вермахта» (1995-1999 гг.). Выставка вызвала волну обсуждений в Германии. Экспозицию составляло более 1400 фотографий казней и убийств, а также подлинные письма и дневниковые записи солдат Вермахта, опровергающие расхожий миф о безвинных солдатах Вермахта. Фотографии сопровождались текстами военных директив и приказов, призывающих к насилию1. Кроме того, демонстрировались документальные свидетельства уничтожения немецкими государственными и военными структурами неугодных режиму документов, а также их фальсификация в финальной фазе Второй мировой войны.
Немаловажной темой в мемориальной культуре современной ФРГ является вопрос сохранения памяти о Холокосте. Сегодня преподавание темы Холокоста неразрывно связано с вопросом проработки и переосмысления прошлого и служит координатой для построения толерантного и демократичного общества.
В 2005 г. в центре Берлина между Браденбургскими воротами и остатками бункера, в котором укрывалось руководство НСДАП открылся памятник жертвам Холокоста. Под мемориальным полем, на площади в 800 квадратных метров, расположен информационный центр, где собраны архивные материалы, рассказывающие посетителям о геноциде евреев, его причинах и последствиях. На памятнике также расположен список из имён трёх миллионов погибших во время Холокоста евреев.
Германия одной из первых среди государств Европы присоединилась к Международному альянсу в память о Холокосте (IHRA). Также Германия сотрудничает с Яд Вашем – израильским мемориалом, находящимся в Иерусалиме. В 2010 году ФРГ и Яд Вашем подписали Совместное заявление о намерениях, в котором стороны договорились способствовать обмену информацией между Яд Вашем и организациями во всех 16 федеральных землях, прилагать усилия по разработке и совершенствованию программ для немецких педагогов, изучить возможности совместной организации конференции по методикам преподавания темы Холокоста.
Тем не менее, некоторые исследователи отмечают, что преподавание темы Холокоста и военных преступлений Германии может иметь свои непредсказуемые последствия, вызванные определёнными проблемами2. К ним относятся:
- Перспектива пересмотра
Некоторые политологи отмечают определённый рост правых настроений в Германии, в том числе, связанный с усилением популярности партии «Альтернатива для Германии» в некоторых землях страны. Ещё ни одна партия право-популистского толка не добивалась такого успеха на парламентских выборах. Представители АдГ часто указывают на то, что тема «немецкой вины» уже не так актуальна, а Холокост стал своеобразным клеймом на теле нации. Например, Бьорн Хёке в своей речи в 2017 году заявил «Мы, немцы – единственный народ в мире, который взрастил памятник стыду в сердце столицы».
- Пресыщение «Холокост-контентом»
Как уже было отмечено, тема геноцида европейских евреев присутствует в Германии в музеях, художественных экспозициях, искусстве, СМИ, кинематографе и театре. Постоянное обращение молодёжи к теме Холокоста вызывает обратный эффект – усталость и скептицизм.
- Табуирование
Другим немаловажным политико-психологическим феноменом политической жизни Германии является табуирование. Ярким примером может служить нашумевшее «Дело Тило Саррацина», автора книги «Германия. Самоликвидация». В книге Саррацин поднимал острую тему кризиса мультикультурализма, и не избежал обвинений в расизме и нацизме. Так, в своём интервью Welt am Sonntag Саррацин ответил на вопрос о генетическом различии: «Все евреи разделяют общий ген, у басков есть гены, которые отличают их от других». Хоть данный случай не относится напрямую к тематике Холокоста, он наглядно иллюстрирует актуальную ситуацию в политическом поле Германии: к табуированию в данном случае можно отнести избегание обсуждения насущных проблем равенства в немецком обществе на официальном уровне.
- Мифологизация Вермахта
Как было отмечено раннее, в ранние годы существования ФРГ мемуаристика и общественный консенсус формировали образ «невинного Вермахта». Это означает, что вся вина за военные преступления приписывались исключительно СС и СД. Интересно то, что согласно исследованиям, и сейчас в Бундесвере немало сторонников праворадикальных идей, более того, к подобным проявлениям симпатий к неонацизму относятся весьма терпимо – солдаты остаются на службе даже после всех разбирательств.
ФРГ, будучи одним из лидеров ЕС, взяла курс на формирование культуры памяти во всей Европе. Общая историческая память и её концепт, предложенный Германией, формирует вокруг этого общеевропейскую идентичность. Так, был разработан немецко-французский учебник по истории, открываются общеевропейские музеи и фонды. На этом направлении приняты: резолюция ПАСЕ №1481 о необходимости осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов (2006 г.), Пражская декларация о европейской совести и коммунизме (2008 г.), Декларация о провозглашении 23 августа Европейским днём памяти жертв сталинизма и нацизма (23 сентября 2008 г.) и Резолюция Европейского парламента от 2 апреля 2009 г. О европейском сознании и тоталитаризме, которая и учредила Общеевропейский день памяти. Подчёркивается “уникальность Холокоста”, но ни в коем случае не нивелируется место других жертв нацизма.
В сентябре 1994 г. Бундестаг принимает параграф 86а Уголовного кодекса «О запрете использования символики антиконституционных организаций». По сути, параграф является основным законом, налагающим запрет на использование символики национал-социализма и партии НСДАП в частности. Под это определение подпадают лозунги, гимны, символы, атрибуты, формы приветствия. Это, в свою очередь, означает также то, что любая выходящая в Германии научная литература должна с осуждением трактовать национал-социалистический период в истории страны.
Немаловажным аспектом исторической политики и взаимодействия Германии с другими странами является вопрос о материальной компенсации пострадавшим от репрессий и политики национал-социализма. Политики вновь заговорили о выплатах сразу после распада СССР и других крупных изменений на политической карте Европы. В самой же ФРГ начались активные дискуссии о возможности компенсационных выплат пострадавшим от действий Третьего Рейха во Второй Мировой войне, проживавшим в государствах бывшего соцлагеря. Однако, дебаты не затрагивали лишь немецкую общественность.
Немалую роль играла позиция иностранных юристов, главным образом американских, грозивших крупным немецким предприятиям многомиллионными исками за использования принудительного труда в годы Второй мировой войны. Уже в начале 90-х годов Берлин стал осуществлять первые выплаты узникам гетто и концлагерей из бывшего Советского Союза.
Вопрос был поднят вновь в 1999 г. Прошли международные переговоры по поиску модели компенсаций, в которых участвовали представители Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь. Непосредственным куратором этих переговоров был канцлер Герхард Шрёдер. К концу года стороны пришли к единогласному мнению, что необходимо организовать инициативную группу по формированию структуры будущего фонда, уполномоченного провести компенсационные выплаты.
В 2000 г. в ФРГ был принят закон о создании фонда «Память, ответственность и будущее», задачей которого стала организация сбора средств для выплат иностранным гражданам, насильственно угнанным в Германию во время Второй мировой войны. Из 4, 54 млрд. евро, собранных фондом, 443, 7 млн. евро было выделено для российских граждан.
Поднимая вопрос культурных влияний на мемориальную культуру Германии в 2000-х годах, нельзя не вспомнить скандальную публикацию в 2003 году книги «Одна женщина в Берлине». Произведение не было новым: в 1950-е годы оно было достаточно известно в других странах, но не в самой Германии. Дело было в том, что между немцами обоих полов существовала негласная договорённость о том, что никто не интересуется тем, что условный «другой» делал во время войны – яркий психологический феномен среднестатистического послевоенного жителя Германии. Это привело к тому, что книга почти на полвека пропала из продаж в магазинах, но в 2003 г. «Одна женщина в Берлине» более 8 недель возглавляла список бестселлеров, а затем на её основе в прокат вышел полнометражный фильм. Сюжет книги и фильма заключается в истории немецкой журналисты Марты Хиллерс. Женщина документирует не только собственное изнасилование солдатами Красной Армии, но и все остальные происходящие с ней и другими немками события.
В пространстве кинематографа и литературы происходит резкая актуализация всех тем жертвенного нарратива: тематика страданий немцев от бомбардировок Германии, от изгнания и бегства из Восточной Пруссии, от насилия со стороны армий союзников3. К значимым произведениям можно отнести посвящённую бомбардировкам Германии книгу «Пожар» Йорга Фридриха, роман «Траектория краба» Гюнтера Грасса и его мемуары «Луковица памяти» (2006). Одним за другим в прокат выходят киноленты, обращающиеся к тематике «жертвенности»: «Марш миллионов. Бегство» (2007), «Безымянная. Одна женщина в Берлине» (2008), «Густлофф» (2008). Среди ремейков можно вспомнить фильм «Мост» (2006), созданный на основе автобиографического романа Грегора Дофмейстера, в основе сюжета которого бессмысленная смерть жертв войны с немецкой стороны 16-летних немецких солдат. Таким образом, можно сказать, что проблема страдания немецкого населения во время Второй мировой войны в 2000-е годы становится доминирующей в художественной культуре.
Одной из важнейший составляющих политики исторической памяти современной ФРГ является государственная поддержка мест памяти4.
На основании постановлений Бундестага Германии федеральное правительство поддерживает мемориалы, а в будущем также мемориальные места, посвящённые жертвам нацизма и диктатуры СЕПГ. Согласно распределению полномочий в Основном законе, продвижением памятников в первую очередь должны заниматься федеральные земли.
В качестве критериев для федерального финансирования особенно предполагаются: национальный или международный статус места, подлинность места, история преследований в период нацистского террора или диктатуры СЕПГ, качество концепции проекта, сотрудничество учреждений.
В отдельных случаях проекты других учреждений также могут финансироваться, если они финансируются национальными или
имеют международное значение и дается качество концепции проекта.
8 декабря 2021 года федеральным канцлером ФРГ был избран Олаф Шольц. 27 января 2023 года, в Международный день памяти жертв Холокоста, канцлер напомнил об ответственности Германии за геноцид еврейского народа: «Чтобы это никогда не повторилось, в День памяти жертв Холокоста мы напоминаем о нашей исторической ответственности.5»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прежний курс активной исторической политики ФРГ будет продолжен, дискурс о коллективной ответственности немцев за развязывание Второй Мировой войны, хоть и встречает скептицизм праворадикалов, всё ещё сохранит актуальность.
Список источников и литературы:
- Кауганов Е.Л., Выставка «Преступления Вермахта» 1995-1999 гг. И ее вклад в немецкую культуру памяти о нацистском прошлом. ЖИСП. 2015. №3. С.424
- Колесов Д. И., Шиманская О.К. Культура памяти Холокоста в политике денацификации Германии. Современная Европа. 2019. №4 (89). С. 169
- Новикова М.В. Проблема национальной травмы в коллективной памяти немцев объединенной Германии. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2021. №2 С. 125
- https://www.bundesregierung.de/resource/blob/974430/414660/5c88e4e4ecb3ac4bf259c90d5cc54f05/2008-06-18-fortschreibung-gedenkstaettenkonzepion-barrierefrei-data.pdf?download=1
- Шольц напомнил об ответственности Германии за Холокост URL: https://lenta.ru/news/2023/01/27/sholz_holocost/ (дата обращения: 16.04.2023)
Мареева М.С., студентка 4 курса кафедры политологии ИМОиСПН МГЛУ