Стратегия развития АПК, утвержденная правительством в сентябре 2022 года, предполагает среднегодовые темпы роста производства продукции не менее 3%. При этом в федеральном бюджете заложено существенное снижение по годам государственной поддержки по основным государственным программам развития АПК. Остается не понятным, как можно развивать требуемыми темпами АПК, обеспечивать продовольственную безопасность страны и увеличивать экспорт аграрной продукции без выделения должных финансовых ресурсов?

Восстановление российского АПК началось с середины 2000-х годов в связи с изменением внутренней экономической ситуации и внешними благоприятными факторами, что способствовало быстрой трансформации агротехнологий благодаря внедрению инноваций, адаптации мирового научного опыта и возрастающей государственной поддержки отрасли из бюджетов всех уровней. Следующий этап начался после 2014 года, когда Россия оказалась в новой политико-экономической реальности, что во многом снова было связано с возрастающей помощью со стороны государства.

За 30 лет страна прошла путь от продовольственной зависимости 1990-х к значимой роли на мировом рынке продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья и минеральных удобрений.

Очевидно, что с начала 2023 года встанет вопрос об эффективной реализации накопленного опыта и сохранении достигнутого потенциала. Успешное функционирование АПК определяется во многом государственной поддержкой отрасли. Она осуществляется по основным направлениям, предусмотренным статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а так же федеральными законами от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”», от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», от 30.12. 2021 № 454-ФЗ «О семеноводстве» (вступает в силу с 1 сентября 2023 года) и от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Стоит отметить и государственные программы:

  • развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (далее — Госпрограмма);
  • развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2014 № 314;
  • комплексного развития сельских территорий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696;
  • эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 № 731.

Наиболее значимыми по стоимости формами бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является кредитование по льготной ставке, а также субсидии на приобретение различных видов материально-технических ресурсов и оплату услуг, льготный лизинг, дотации на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, поддержка стартапов в агросфере и др.

К основным немонетарным формам поддержки следует отнести:

  • применение льготных тарифов на услуги естественных монополий (на электроэнергию, перевозки, водопользование и т.д.);
  • проведение государственных интервенционных операций и осуществление закупок для государственных нужд;
  • оказание консультационной поддержки напрямую и через центры компетенций;
  • оказание организационной помощи при приобретении посевного, посадочного, племенного материалов, других материальных ресурсов и в сбыте произведенной продукции, в том числе на внешних рынках;
  • поддержка всех типов сельской кооперации;
  • проведение антимонопольной политики и содействие развитию конкуренции;
  • поддержка развития конкурентной снабженческой и сбытовой рыночной инфраструктуры и другие.

В 2020-2022 годах был принят ряд оперативных мер поддержки. В частности, в целях обеспечения внутреннего рынка минеральными удобрениями и стабилизации цен на них были установлены экспортные квоты и определен план поставок внутренним потребителям. Также был упрощен ввоз в РФ средств защиты растений через любые пункты пропуска, увеличено субсидирование железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции и удобрений, оказывалась поддержка хлебопекарной отрасли и системообразующим организациям и предприятиям агрокомплекса.

Кроме того, непосредственно в текущем году в интервенционный фонд планируется закупить до 3 млн тонн зерна, которые будут доступны для производителей муки и хлеба. Начиная с 2020 года был изменен механизм государственной поддержки АПК, введены компенсирующая и стимулирующая субсидии.

Новые виды субсидий направлены на поддержку сельхозпроизводства по отдельным подотраслям растениеводства, животноводства и сельскохозяйственного страхования, а также на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и малых форм хозяйствования на селе.

Вместе с тем анализ объемов финансирования, предусмотренных на меры государственной поддержки, свидетельствует о сокращении доли стимулирующей субсидии в 2020–2022 годы в совокупном объеме указанных субсидий, что в меньшей степени направлено на стимулирование прироста производства продукции приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

Отдельное внимание уделяется поддержке развития малых форм хозяйствования на селе. Расширены меры государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов. Это позволяет сохранить многоукладность сельского хозяйства страны — основу устойчивого его существования.

Безусловно, существующие меры государственной поддержки оказали значительное влияние на темпы развития отечественного агропромышленного комплекса, благодаря чему достигнуты позитивные результаты в производстве сельскохозяйственной продукции и ее экспорте на внешние рынки. В последние годы ощутимо выросла его экономическая эффективность и продуктивность, были достигнуты и перевыполнены многие показатели самообеспеченности, зафиксированные в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 21.01.2020 № 20 (далее — Доктрина).

По оценке Минсельхоза РФ, в 2021 году уровень самообеспеченности страны составил:

  • по зерну — 150,7% (в 1,6 раза выше порогового значения Доктрины);
  • по сахару — 100,0%;
  • по маслу растительному – 176,6%;
  • по мясу и мясопродуктам — 100,2%;
  • по картофелю — 90,4% (на 4,6 п.п. ниже порогового значения (не менее 95%);
  • по молоку и молокопродуктам — 84,0% (на 6,0 п.п. ниже порогового значения Доктрины);
  • по овощам и бахчевым культурам — 86,9% (на 3,1 п.п. ниже порогового значения Доктрины — не менее 90%);
  • по фруктам и ягодам – 43,6% (на 16,4 п.п. ниже порогового значения Доктрины);
  • по рыбе и рыбопродуктам – 153,2% (в 1,8 раза выше порогового значения Доктрины — не менее 85%);
  • по соли пищевой — 69,4% (на 15,6 п.п. ниже порогового значения Доктрины — не менее 85%).

Российские аграрии стали конкурентоспособными по ряду продуктов на мировом рынке. Экспорт продукции АПК в 2021 году в стоимостном выражении составил более $37 млрд, что на 21% больше показателя 2020 года. В прошедшем 2022 году по предварительным оценкам он достиг $40 млрд. Отметим, что в данный момент стоимость зерна российской пшеницы (12,5% белка) сравнялось со стоимостью нашей нефти Urals — это примерно $320 за тонну.

Средства федерального бюджета, предусмотренные бюджетной росписью на реализацию Госпрограммы на 2021 год, составили около 325,8 млрд руб., в 2020 году — 271,2 млрд руб., в 2019 году — 318,2 млрд руб., в 2018 году — 254,1 млрд руб., в 2017 году — 248,3 млрд руб., в 2016 году — 223,2 млрд руб., в 2015 году — 234 млрд руб., в 2014 году — 188,7 млрд руб.

В 2022 году на поддержку АПК были выделены с учетом дополнительных назначений бюджетные средства в сумме 355,5 млрд руб. (в 2021 году были по факту направлены 366,4 млрд руб.). В счет дополнительных назначений 30 млрд руб. выделены на льготное кредитование АПК для проведения посевной кампании, 26 млрд руб. — на поддержку льготного кредитования системообразующих организаций агропромышленного комплекса, 12 млрд руб. — на докапитализацию АО «Росагролизинг», 2,5 млрд руб. — на субсидии предприятиям хлебопекарной промышленности, 2 млрд руб. составили субсидии на транспортную логистику, 5 млрд руб. пошли на поддержку создания селекционных центров.

В декабре Россельхозбанк получит дополнительные бюджетный инвестиции в размере 5 млрд руб. Выделенные распоряжением правительства средства поступят в его уставный капитал. Финансовые ресурсы позволят аграриям в 2023 году брать льготные кредиты.

В мае текущего года правительство одобрило выделение 153 млрд руб. на субсидирование кредитов для аграриев, в июле — еще 200 млрд руб. Речь идет о кредитах по программе, запущенной в 2017 году.

Займы предоставляются на развитие растениеводства и животноводства, а также на строительство, реконструкцию или модернизацию предприятий по переработке сельхозсырья. Ставка составляет до 5% годовых. Краткосрочный кредит выдается на срок до года, инвестиционный — на срок от 2 до 15 лет.

В сентябре правительство также расширило меры по поддержке АПК. Самозанятые в этой сфере смогут оформить кредиты по ставке 1–5% годовых.

Помимо решения стратегической задачи совершенствования и повышения эффективности системы мер государственной поддержки, ряд последних решений призваны снизить финансовую нагрузку на товаропроизводителей на период постсанкционной перестройки рынка. Так, было отсрочено введение обязательной маркировки молочной продукции для фермеров, введен упрощенный режим лицензирования для производителей агрохимикатов.

Вместе с тем, при общей отраслевой эффективности применяемых сегодня мер, они в большинстве своем недостаточно доступны. Следовательно, оказывают неодинаковое воздействие на производство в сельскохозяйственных предприятиях различных типов, размеров и форм собственности. Это связано, главным образом, с неравномерным распределением средств поддержки между группами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение единых механизмов поддержки ставит в неравное положение большинство малых и средних предприятий и крупный агробизнес, обладающий несравнимо более высоким конкурентным потенциалом. Преимущество крупных форм хозяйствования проявляется не только на рынках сельскохозяйственной продукции и ресурсов для их производства, но и в доступе к финансовым средствам, выделяемым государством.

Минсельхоз отрапортовал о рекордных урожаях в этом году, однако допустил их возможное снижение и повышенные риски сокращения производства отдельных видов продукции в следующем году. В стране имеются солидные запасы зерна, которые сложно будет реализовать на внешних рынках. Некоторые специалисты прогнозируют снижение рентабельности производства из-за нормализации мировых цен и снижения внутренних. Сокращению рентабельности будет способствовать и рост издержек аграриев из-за роста тарифов, подорожания запчастей и комплектующих. Нельзя исключить и попыток повышения цен на внутреннем рынке. Хотя кризис доходов населения явно не способствует значительному подъему продовольственных цен.

Россия в этом году соберет рекордный урожай — сообщил 14.12.2022 на правительственном часе в Государственной Думе глава Минсельхоза РФ Д.Н. Патрушев. «Наши растениеводы добились рекордных сборов зерна — на сегодня это порядка 159 млн тонн в бункерном весе. В чистом — рассчитываем, что будет около 150 млн тонн», — сказал он, добавив, что урожай сахарной свеклы, сои, рапса, картофеля, овощей и фруктов также оказался выше прошлогоднего. Экспорт зерновых тоже ожидается рекордный. «За последние годы российский АПК сделал серьезный технологический рывок, и именно он гарантирует стабильные урожаи и делает возможным планомерный рост показателей», — подчеркнул министр, отметив, что это не просто везение с погодой.

В 2023 году, как рассчитывают в ведомстве, в стране соберут около 125–127 млн тонн зерновых, в том числе около 80–85 млн тонн пшеницы.

Общая посевная площадь под всеми видами культур в следующем году увеличится примерно на 50 тыс. га и превысит 82 млн га. В настоящее время ведомство видит необходимость сокращения площадей под пшеницей почти на 0,5 млн га. Это нужно, чтобы поддержать баланс цены и стабилизировать внутренний рынок в интересах всех участников, а также реализовать рекордный урожай текущего года. По остальным зерновыми и зернобобовым площадь посевов планируют увеличить.

В целом валовая продукция отрасли вырастет в 2022 году по сравнению с прошлым годом на 3,5%. Опять заговорили об АПК, как о драйвере отечественной экономики.

В таблице 1 приведены показатели по четырем Государственным программам, согласно Федеральному закону от 05 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Цифры объемов финансирования из федерального бюджета — номинальные. Напомним, что в текущем году ее уровень в годовом выражении достигнет 12%, что выше предварительно запланированных показателей. Значение ключевой ставки Центробанка за этот период колебалось от 7,5% до 20% годовых, что так же отражалось на доступе к кредитам и оборотным средствам.

На деятельность агропроизводителей оказывают большое влияние природно-климатические и социально-экономические условия, а также чрезвычайные ситуации. Велика роль так называемых нерыночных факторов. Используя только внутренние ресурсы, хозяйствующие субъекты не в состоянии их контролировать и преодолевать. Залогом поступательного устойчивого развития АПК является системная, увеличивающаяся и многосторонняя государственная поддержка. Отметим, что одну треть общего семилетнего (2021–2027 гг.) бюджета ЕС составляет именно средства, направленные на поддержку сельского хозяйства союза.

В федеральном бюджете же мы видим заложенное очевидное и существенное ее снижением по годам по всем основным четырем государственным программам. Как это корреспондируется с данным Президентом РФ Перечнем поручений по итогам совещания о развитии агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности от 26.04.2022 № Пр-738? Среди них — внесение в принятую 12.04.2020 Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года ряда изменений, а именно, установление, начиная с 2023 года, среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3%.

Новая редакция Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р и вступила в силу.

Система государственной поддержки и помощи является основой устойчивого развития АПК на любом уровне — локальном, региональном, национальном. Остается не понятным как можно развивать требуемыми темпами АПК, обеспечивать продовольственную безопасность страны и увеличивать экспорт аграрной продукции без выделения должных финансовых ресурсов? В сложившейся реальности основном их источником будет именно федеральный бюджет.

Таблица 1. Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (госпрограммам РФ и направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов из Приложения 17 к Федеральному закону от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», тыс. рублей. На 2022 год приведены данные из паспортов соответствующих программ, утвержденных решением Правительства РФ (протокол от 22.09.2022 № 31), тыс. рублей.

Наименование государственной программыЦСРГоды
2022202320242025
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия25285.068.210,9347.511.812,0332.169.914,4240.179.565,7
Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»268.819.376,57.982.206,97.628.103,97.550.185,6
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»4840.708.716,459.892.332,747.010.125,645.639.059,2
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации5325.360.986,338.440.263,743.295.659,231.510.422,2

Дмитрий Хомяков, профессор факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова

Источник: https://iarex.ru/articles/88055.html

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля