МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ “ЗА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ”
(Профобъединение «РКК-Наука»)
123242 г.Москва, ул. Б.Грузинская, 10, стр.1 Тел. 8-916-228-18-90
для почты: 107045, Россия, г. Москва, Колокольников пер., д. 16 E-mail: rkk-nauka@inbox.ru
15.11.2022 г. №2211-1
Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию,
Президенту Российской Федерации Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Назрела необходимость в коренном пересмотре и разработке концепции, доктрины и стратегии развития системы образования Российской Федерации для реализации на практике перехода Российской Федерации из состояния государства – сырьевого придатка ведущих стран в состояние сильной, самостоятельной, активно развивающейся державы. Для чего с нынешней деградацией системы образования в Российской Федерации необходимо покончить, а людей и организации, создавшие и благословившие этот распад отечественной школы, надо навсегда отстранить от этой сферы.
Необходимо изменение роли и функции учителя в школе, в обществе, в сознании народных масс, так как у общества, которое не ценит и не уважает своего учителя, нет будущего.
В прилагаемом письме Экспертной группы по направлению «Социальная политика и культура» Конгресса работников образования, науки, культуры и техники содержатся предложения по возрождению признанной лучшей в мире советской системы образования, на которые ожидаем получить ответ в ходе предстоящего заседания возглавляемого Вами Совета по науке и образованию.
С уважением,
Председатель Профобъединения «РКК-Наука»,
сопредседатель Конгресса работников
образования, науки, культуры и техники А.С.Миронов
Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Президенту Российской Федерации Путину В.В. |
Уважаемый Владимир Владимирович!
В Совете безопасности Российской Федерации в настоящее время уже имеется понимание жизненной необходимости возвращения исторически оправдавших себя преимуществ отечественной школы, что является залогом гарантированного успешного развития Российской Федерации.
Предлагаем образовать государственно-общественную Комиссиюпо возрождению признанной лучшей в мире советской системы образования как орган взаимодействия системы российской власти и российского общества, а также утвердить её состав.
Предлагается отвести главную роль в составе названной Комиссии не бывшим и действующим должностным лицам Российской Федерации, а видным общественным деятелям, представляющим воспитательский, просвещенческий, учительский, профессорско-преподавательский и научный корпуса, а также делегатам общественных организаций, в том числе, и родительских. В состав названной Комиссии не должны войти лица, в течение последних трёх десятилетий планомерно разрушавшие в Российской Федерации признанную лучшей в мире советскую систему образования. Было бы крайне уместно использовать проверенные практикой 1930-х годов методы возрождения традиций отечественного образования в СССР. Мы готовы принять активное участие и оказать максимальное содействие работе названной Комиссии. При этом нам кажется целесообразным предложить Вам как Президенту Российской Федерации возглавить предлагаемую Комиссию, особенно в период её становления.
На днях Вами утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Целиком поддерживая содержащиеся в этом документе положения, отмечаем, что образовательная система в Российской Федерации существенно искажена рядом таких идей-вирусов как вариативность, индивидуальные образовательные «траектории», «компетенции» и прочие нововведения. Их суть можно соотнести с широкомасштабной антигосударственной и антиобщественной диверсией, цель которой состоит в целенаправленном оглуплении молодых поколений Российской Федерации. Первостепенными мерами по противодействию названной диверсии должно стать включение лучших советских учебников (выборочно адаптированных) в перечень допущенных и рекомендованных учебно-методических пособий, а также восстановление престижа инженерных профессий.
Среднее школьное и высшее образование разрушаются методами урезания часов на фундаментальные дисциплины, хаотизации содержания их программ, подмены учебной работы написанием бессмысленных отчётов, бесконечными проверками, а также бесправным положением учителей и навязыванием дистанционной формы обучения. Фактическое уничтожение среднего школьного и высшего образования осуществляется на основании рекомендаций профильных федеральных органов исполнительной власти, программами АНО «Агентство стратегических инициатив», а также антигосударственным и антиобщественным влиянием разрушительных методик ФГАОУВО «НИУ ВШЭ», которое, несмотря на множество негативных критических материалов о его деятельности, остаётся вузовским форпостом в деле ликвидации традиций отечественного образования. Свою роль в этом губительном процессе, напрямую связанным с угрозами национальной безопасности Российской Федерации, играют также инновационный центр «Сколково», ПАО «Сбербанк России», ФГБУ «Российская академия образования», ФГБОУВПО «РАНХиГС» и ряд прочих организаций вместе с их многочисленными филиалами.
Наши дети стали жертвами экспериментов в сфере образования уже не в одном поколении. В настоящее время осуществляется не только закрепление, но и усугубление полученных плачевных результатов с использованием широко внедряемой так называемой «цифровизации системы образования». При этом не учитывается мнение профессионалов, экспертов и солидарной позиции российского общества, категорически отвергающего внедрение цифровой школы в Российской Федерации. Цифровизация, помимо научно доказанного вреда для физиологического и психического здоровья детей, принципиально несовместима с методическими принципами отечественной школы, нацеленными на фундаментальные, системные, доступные для понимания детей знания.
Приказы Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 и от 31 мая 2021 года № 287, направленные на утверждение новых ФГОС, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 года № 3427-р и от 21 декабря 2021 года № 3759-р, направленные на цифровую трансформацию среднего общего и высшего образования, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года № 2040, направленное на проведение эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2022 года № 111, направленное на регистрацию подростков от 14 лет на платформе Госуслуг, ГОСТ Р 59895-2021 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология», ГОСТ Р 59899-2021 «Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования» и целый ряд иных нормативных правовых актов цинично навязывают глобальную трансгуманистическую повестку, направленную на полное уничтожение к 2035 году последних остатков отечественной системы образования. Этими актами отрицаются традиционные ценности, образование подменяется самообучением на цифровых платформах, вводятся автоматизированное оценивание знаний и построение индивидуальных траекторий, интеграция разнонаправленных информационных систем и прочие «новации». Всё это имеет целью не «повышение качества управления системой образования», а сбор пакета данных на каждого ребёнка, дальнейшее разделение общества на касты и варны, управление гражданами через навязываемый дискриминационный по своему духу «социальный рейтинг». Это является реализацией в Российской Федерации глобалистского проекта, предполагающего ускоренную деградацию населения планеты и его «обуздание» в интересах глобальных элит. Суверенного развития российской государственности и российского общества он не предполагает.
Профессиональный анализ и оценка внедрённых антинаучных и антигуманных идей должны быть официально объявлены обществу, а последствия так называемых «реформ» подвергнуты законодательной отмене в отечественных школах и ВУЗах. Подобная программа была реализована в годы становления СССР, когда авторы-разрушители и проводники деструктивных методик были выявлены и смещены с занимаемых должностей.
В той или иной степени к образованию в Российской Федерации имеет отношение более 70 миллионов человек. Образование – ключевая функция государства. Достаточно потерять или одурачить одно-два поколения, и Российской Федерации не станет.
Единое образовательное пространство Российской Федерации усилиями «реформаторов» было развалено. В различных школах Российской Федерации детей учат разному и по-разному. Официально утверждено около десятка программ начального образования. В 2021 году Вами было обращено внимание на необходимость единого учебника истории, рассматривающего XX век. Но этого учебника до сих пор нет. История преподаётся по 86 принципиально различным учебникам! И не так давно один почтенный академик объяснял такое положение тем, что учёные пока не уяснили, какую же историю хочет видеть руководство государства.
Такой же профанацией являются электронное образование и контрольные по телевизору. Отдельная большая неприятность – государственная итоговая аттестация ГИА (ОГЭ, ГВЭ-9, ЕГЭ, ГВЭ-11) и особенно ЕГЭ, на подготовку к которому тратятся последние два года школьной жизни.
По этой причине родители находятся в отчаянном положении. В большой степени они должны заменить собой школу. Образование в Российской Федерации до сих пор трактуется как услуга, организовать и приобрести которую должны родители. Это – дорого и неэффективно! В начальной школе родителей спрашивают, по какой программе они хотят учить детей. Но это должны знать профессионалы, а не сами родители! Организация работы учеников отсутствует. Если добросовестно делать всё, что задают, то этим придётся заниматься круглые сутки.
Электронное образование противоречит здравому смыслу и медицинским нормам. Образование – это диалог между обучающим и обучающимися. Хороший учитель, общаясь с учениками, понимает, что, кому и почему непонятно. Электронное образование – это сплошной монолог обучающего, от которого обучающихся клонит в сон. Ведущие западные учёные открыто говорят, что электронное образование – «удовольствие» и «услуга» для бедных. Кроме того, проведённые исследования утверждают, что дети могут очень немного времени проводить у компьютера. Нарушение этих норм может иметь серьёзные последствия для их здоровья в дальнейшем. Почему Минпросвещения России игнорирует эти факты?
Проклятием многих семей являются компьютерные игры, кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями (мессенджер) Telegram и сервис для создания и просмотра коротких видео TikTok: отныне дети стали жить не в реальном, а в виртуальном мире.
У родителей возникает много вопросов. На что обращать внимание при воспитании? Какая сфера деятельности подходит ребёнку? Каковы его наиболее сильные и слабые стороны? В 1990-х годах в школах учредили должность психолога, который и должен был выяснять эти вопросы. Но в процессе «оптимизации» от части сотрудников пришлось избавиться – избавились, в частности, от большинства психологов.
Кроме того, родители столкнулись со специализированными классами, с феноменом ранней специализации. Это приводит к тому, что ученики физматклассов часто ничего не знают о гуманитарных науках, а гуманитарии – наоборот. А в старших классах нередко выясняется, что школа ничему не научила и для того, чтобы сдать ЕГЭ, надо нанимать репетитора.
Чему и как учить – отдельная проблема. Различных учебников для каждого класса и по одному предмету – огромное количество, чётких ориентиров просто нет.
К российскому образованию прильнули случайные люди, разыгрывающие карту «электронщины» и вытеснения людей из школ. Один из них – председатель правления ПАО «Сбербанк России» Г.О. Греф со своими «сберклассами». На Петербургском международном экономическом форуме 2017 года он говорил: «Нужно уходить от напичкивания знаниями в школе, потому что сегодня носителями знаний, носителями информации являются компьютерные системы… Школа должна стать школой навыков. Знания нужно перенести в возможность получать их школьниками в ходе самоподготовки».
А с 2010 по 2020 год руководителем Департамента образования и науки города Москвы являлся И.И. Калина. В настоящее время он заведует кафедрой образовательных технологий факультета педагогического образования ФГБОУВО «МГУ им. М.В. Ломоносова». Много удивительных дел совершил он на прежней должности. Одно из них – «слияние» по пять (а то – и двенадцать) школ в одну и присовокупление к ним «для оптимизации» детских садов.
В Российской Федерации не хватает 250 тысяч учителей, доля молодёжи среди них не увеличивается. К тому же зачастую приходит претендент, и выясняется, что он сам не может хорошо написать контрольную по ЕГЭ, очевидно, и школьников он научить этому также не сможет.
В высшей школе в Российской Федерации пытаются провести удивительный эксперимент – дать высшее образование тем, кто фактически не имеет и среднего образования. Люди, которые должны заниматься гиперзвуком и ядерными реакторами, очень слабо знают школьную физику и совсем не знают физику институтскую. Практически у них нет знания химии. А какой инженер без знания свойств материалов? Полностью отсутствуют познания в гуманитарных дисциплинах. Когда такой «специалист» приходит на работу, то руководителю приходится решать вопрос о том, как, чему и где его доучивать.
Но на вопросы наших детей о том, почему Российская Федерация, имея треть всех мировых минеральных ресурсов, находится по валовому внутреннему продукту на душу населения на 87‑м месте в мире, почему российское общества живёт бедно, приходится отвечать.
В своё время экономика в СССР была на втором месте в мире. В настоящее время достижения экономики Российской Федерации – намного скромнее. Показатели Российской Федерации – 1,94 % от мирового ВВП. Наша страна стала объектом огромного исторического эксперимента, связанного со сменой социального строя – социализма на капитализм. В Российской Федерации произошёл немотивированный отказ от многих прежних смыслов и ценностей, глубокое изменение жизнеустройства. Сильное, ведущее индустриальное общество с наукой и образованием превратили в донора минеральных ресурсов и людей для более развитых или быстрее развивающихся государств. Это определило судьбу российского образования, а также, соответственно, и стоящие перед российским обществом нынешние цели и задачи.
Возможно, такое положение в образовании поддерживается умышленно, потому что у тех, от кого это зависит, есть понимание: если в Российской Федерации будет много квалифицированных профессионалов и для них не будет работы, то они постараются изменить такое положение дел. А это – уже социальная нестабильность.
В стратегии развала отечественной средней школы можно выделить три ключевых направления.
Во-первых, переход от предметоцентрической к личностно ориентированной школе.
В советской школе принципиальную роль играло получение знаний, умений, навыков. Ученика оценивали по тому, насколько хорошо он освоил преподаваемые предметы, а учителя – по тому, хорошо ли он владеет тем, что преподаёт и может ли обучить этому школьников. Советскую педагогику крушили утверждением о том, что она не учитывает в должной степени личность и уникальность учеников, что она должна помогать им найти себя, разбираться, как сделать их счастливыми и довольными, и иметь дело с «универсальными учебными действиями».
Среди теоретиков развала средней школы можно выделить А.Г. Асмолова: «Усвоение стандартов – это усвоение нового поведения школьной жизни в мире, где ключевыми вызовами являются вызов неопределённости, сложности и разнообразия…».
Здравый смысл подсказывает обратное. И наука, и образование – это школа определённости, выявляющая и объясняющая наиболее важные причинно-следственные связи.
Во-вторых, разрушение единого образовательного пространства.
Советская школа была единой: все школьники СССР учились по одному общему учебнику, в спецшколах был учебник повышенной сложности. Это позволяло иметь отличную методическую работу: достижениями лучших учителей могли пользоваться все педагоги. Она давала целостный, системный взгляд и позволяла заложить основы мировоззрения. Страна всерьёз относилась к образованию: многие учебники были написаны выдающимися учёными.
После советского прорыва в космос американский президент Джон Кеннеди говорил: «Советы обогнали нас в космосе за школьной партой». По его инициативе в США были начаты серьёзные реформы в области образования и в инновационной сфере оборонного комплекса.
Как же развалить отлично работающую систему? Очень просто – следовать римскому императиву: «Разделяй и властвуй». Нужно породить огромное число программ и учебников. И – новаторы, новаторы и ещё раз новаторы. Конечно, поиск нужен и в педагогике. И тут необходим контроль, мониторинг, анализ, речь-то идёт о судьбе наших граждан – людей будущего. Если этого нет, то получается разброд и шатание. Культура – это прежде всего система ограничений.
Советская школа давала шанс каждому ученику получить полноценное образование. Нынешняя школа Российской Федерации разделяет людей. В 95 % школ осуществляется подготовка «людей общества потребления». Вместо целостного образования – мозаичная структура знаний: всё ни о чём и ничего обо всём. Электронная система образования превращает такие занятия в полный абсурд.
Однако имеется и несколько процентов сильных школ, где учатся дети очень богатых родителей или яркие, талантливые дети. В них используется минимум «электроники» и проявляется серьёзное отношение к каждому ученику. Как заметил директор одной из таких школ: «Наша цель – выйти на уровень советской физматшколы».
В-третьих, узкая специализация – проклятие школ Российской Федерации.
Индустриальная эпоха, из которой в настоящее время ведущие государства переходят в постиндустриальную реальность, породила иллюзию, что очень важна узкая специализация и подготовка людей, которые знают «всё ни о чём». Но ранняя специализация, натаскивание на ЕГЭ, репетиторство «вырезают» очень немногое из нормального школьного образования. То же самое происходит и в ВУЗах.
Подготовка к поступлению в конкретный ВУЗ была очень существенным этапом в советской школе, как и приём людей, из которых можно подготовить полноценных специалистов. Выпускной экзамен из средней школы и вступительный экзамен в ВУЗ необходимо разделить! Российской Федерации надо вернуть образовательный суверенитет, не пытаясь подражать чужому или играть роли, написанные для нас другими!
В условиях развала системы образования главным учителем ребёнка оказывается родитель, а не школьные педагоги, не Интернет и не репетитор.
Это – первый и очень серьёзный вызов, которого не было у предыдущего поколения. В первом приближении ребёнок будет знать и уметь то, чему родители его выучат. И главный воспитатель – тоже родитель. Чем больше усилий в дитя будет вложено, тем в большей мере оно будет родительским, а не «компьютерным».
Почти всё время, проведённое ребёнком в компьютерном мире, является потерянным. Родитель должен помочь ребёнку жить в реальном, а не в виртуальном пространстве.
Основная функция компьютеров в современном мире – не экономическая, а социальная. Она состоит в пустом и бесполезном сжигании свободного времени миллиардов людей. Важно осознать, что компьютер для школьников – средство, чтобы отвлекаться и развлекаться. Контроль в этой сфере становится почти невозможным.
Компьютер становится заменой родителей и друзей. Библия советовала возлюбить ближнего как самого себя. Компьютер даёт возможность возлюбить дальнего, естественно, за счёт ближних. Он вводит детей в призрачный мир странных чужих людей… Помогите ребёнку вырасти и стать взрослым.
Счастье для родителя, когда его ребёнок становится ответственным, уверенным в себе человеком, на которого можно положиться. Для этого среди прочего надо регулярно разговаривать с ним на темы, которые волнуют его, родителей и российское общество. Масштаб человека определяется проблемами, которые его волнуют.
Российское общество столкнулось с удивительной ситуацией: одни молодые люди сейчас умирают, защищая наше Отечество, а для других Российская Федерация – просто штамп в паспорте и территория, с которой «надо валить». Российское общество живёт в эпоху перемен, когда «работа родителя» является очень ответственной, когда нельзя плыть по течению и надо чаще представлять, каким взрослым станет ребёнок и какую ответственность он возьмёт на свои плечи. Формированием родительских сообществ можно добиться большего.
Родители – огромная общественная сила, очень важно объединение и выработка единого мнения по ключевым вопросам.
Надо противостоять политике «Разделяй и властвуй». Надо вернуть сильную методическую работу в среднюю школу. Единое образовательное пространство в школах в настоящее время – залог единства Российской Федерации в будущем.
Жёсткие ограничения в отношении использования электронных средств в школе и пересмотр содержания образования положат конец электронному обучению.
Реформаторы утверждали, что они берутся за организацию учёбы и не касаются содержания. Но и этого оказалось достаточно, чтобы развалить среднюю школу. Образование должно учить важному и полезному, а не абстрактному и ненужному. Нам нужен сильный средний школьник, а не только таланты. Пока же ситуация в этом вопросе только ухудшается. В течение ряда лет в Российской Федерации проводится Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, в которой участвуют около 80 государств (Programme for International Student Assessment, PISA). Программа выясняет, как умеют 15-летние школьники применять полученные знания по математике, физике, естественным наукам и чтению на родном языке. Если в 2000‑х годах российские ребята были в третьем десятке, то сейчас – уже в четвёртом. Впереди оказываются школьники из тех государств, в которых осуществляется научно-технический прорыв: КНР, Республика Корея, Республика Сингапур, Финляндская Республика.
В нынешней школе Российской Федерации делается акцент на индивидуальные достижения ребят, на подготовку «кустарей-одиночек». А жизнь показывает, что вперёд прорываются группы единомышленников, готовые вместе трудиться ради воплощения своего коллективного замысла.
Необходимы отмена ЕГЭ, изуродовавшего среднюю и высшую школу, отмена «болонизации» высшей школы и широкий переход к подготовке специалистов. «Болонизация» принималась, чтобы облегчить нашей молодёжи отъезд за рубеж, и чтобы «угодить» другим государствам в ущерб собственному общественному развитию. В настоящее время надо озаботиться подготовкой полноценных специалистов для нашей цивилизации – мира Российской Федерации.
Необходим отказ от инклюзивного образования. С детьми, имеющими особенности развития, должны работать не рядовые учителя, а профессионалы, имеющие специальную подготовку и владеющие современными технологиями в этой области.
Необходима разработка концепции, доктрины и стратегии развития системы образования Российской Федерации для реализации на практике перехода Российской Федерации из состояния государства – сырьевого придатка ведущих стран в состояние сильной, самостоятельной, активно развивающейся державы. Для чего с нынешней деградацией системы образования в Российской Федерации необходимо покончить, а людей и организации, создавшие и благословившие этот распад отечественной школы, надо навсегда отстранить от этой сферы.
Необходимо изменение роли и функции учителя в школе, в обществе, в сознании народных масс, так как у общества, которое не ценит и не уважает своего учителя, нет будущего!
Необходимо вернуться к традиционной форме проведения выпускных экзаменов, классическим принципам обучения советской школы, включая трудовое воспитание, подготовку педагогических кадров и воспитательную работу. Только в этом случае возможны восстановление доверия общества к власти и мобилизация его на общее дело возрождения нашего классического образования, а значит, и самой Российской Федерации. Подчеркнём – не «реформирование», а восстановление! Восстановление всего того, что разрушалось в процессе длительной информационной войны глобальных элит против Российской Федерации.
Несколько наших предложений носят законотворческий характер по неотложному и скорейшему осуществлению следующих мер:
1) установление законодательного запрета на дистанционную форму какого-либо обучения (воспитания, просвещения, школьного, общего среднего, средне-технического, среднего специального и высшего образования), так как её дальнейшее сохранение является крайне вредоносным и совершенно неэффективным для перечисленных целей и лишь имитирует процесс обучения (воспитания, просвещения, школьного, общего среднего, средне-технического, среднего специального и высшего образования) как таковой;
2) установление законодательного запрета на осуществление цифровизации и электронной (онлайн) формы в сферах воспитания, просвещения, школьного, общего среднего, средне-технического, среднего специального и высшего образования как недопустимой формы, которая призвана закабалять сознание российских детей и иных обучающихся, а также насильственно загоняющая их в прокрустово ложе рабской системы глобализации;
3) установление законодательных запретов на дальнейшего участие Российской Федерации в Болонском процессе и на дальнейшее сохранение в системе высшего образования Российской Федерации двух уровней обучения – бакалавриата и магистратуры, с одновременным восстановлением ранее существовавшей в ВУЗах СССР непосредственно до 1991 года включительно системы высшего образования с обучением в течение 5 – 5,5 – 6 лет в зависимости от той или иной специальности высшего профессионального образования;
4) установление законодательного запрета на дальнейшее осуществление в системе просвещения, школьного, общего среднего, средне-технического, среднего специального и высшего образования ГИА (ОГЭ, ГВЭ-9, ЕГЭ, ГВЭ-11) с одновременным восстановлением в этих же сферах системы экзаменов в средней школе СССР, которая существовала непосредственно до 1991 года включительно;
5) установление законодательного комплекса мер по всемерному восстановлению советского опыта воспитания, просвещения, школьного, общего среднего, среднетехнического, среднего специального и высшего образования, аспирантуры и докторантуры, полностью бесплатных для всех обучающихся российских граждан и финансируемых за счёт средств федерального бюджета;
6) установление законодательной нормы на обучение во всех школах Российской Федерации в каждом классе по одному общему учебнику по каждому школьному предмету, а в спецшколах – ещё и по одному учебнику повышенной сложности.
Большие цели дают большие силы. Русская мечта веками давала нам силы, поддерживала и вела вперёд. И эту традицию надо сохранить и максимально восстановить, что даёт полёт и ориентиры. Мечту необходимо вернуть в школу!
Надеемся на взаимопонимание и привлечение нас к дальнейшему активному сотрудничеству.
С уважением,
Миронов А.С. | председатель Профобъединения «РКК-Наука», сопредседатель Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН), к.т.н., Фрязинский филиал Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, |
Экспертная группа по направлению «Социальная политика и культура» Конгресса работников образования, науки, культуры и техники: | |
Аганин А.И. | к.ф.-м.н., руководитель Аналитической группы «Феникс», публицист |
Блохин Ю.В. | бывший Народный депутат СССР, исполнительный секретарь Международной общественной организации народных депутатов СССР по содействию сотрудничеству и интеграции стран СНГ, |
Бурлакова И.И. | д.п.н., профессор, Академия социального управления (АСОУ), член Президиума Союза православных женщин (СПЖ) |
Василик В.В. | д.и.н., профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета |
Клемперт А.М. | преподаватель математики, физики |
Костенко И.П. | к.ф.-м.н., доцент |
Лактионова Н.Я. | к.и.н. Отделение экономических и политических исследований ИЭ РАН; координатор направления «Социальная политика и культура» КРОН, член Союза журналистов России, член Союза писателей России |
Малинецкий Г.Г. | доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша РАН |
Медведева И.Я. | психолог, г.н.с., Институт детства «Российского детского фонда». Директор общественной организации «Институт демографической безопасности», вице-президент и соучредитель «Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку», член Союза писателей России |
Менькова И.А. | председатель общественного движения «Родители Москвы» |
Минаков Г.М. | руководитель Центра научной методологии г. Ростов-на-Дону |
Трошина В.В. | координатор юридической службы Общественного движения «Родители Москвы» |
Храмова Н.Г. | к.пс.н., доцент кафедры общей и прикладной психологии РПУ |
Шишова Т.Л. | педагог, в.н.с. Института детства «Российского детского фонда», президент и соучредитель «Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку», член Центрального Совета Всероссийской родительской организации «Родительское собрание», публицист, член Союза писателей России |
Шупер В.А. | д.г.н., в.н.с. Института географии РАН |