Перспективы политики безопасности в Европе являются актуальным, и можно сказать, что с момента создания Европейского союза первоначально внимание уделялось вопросам расширения и формирования восточной оси, однако в настоящее время основное внимание ЕС сосредоточено на политике обороны. Европейский союз активно разрабатывает и обновляет свои стратегии безопасности, такие как Стратегический компас 2022 и Глобальная Стратегия ЕС 2016 в области безопасности, направленные на повышение способности ЕС эффективно реагировать на вызовы безопасности, такие как киберугрозы, терроризм и гибридные атаки. В документах ЕС предполагается тесное сотрудничество с НАТО, что может привести к уменьшению независимости от него. Однако такое сотрудничество зависит от внутриполитической обстановки в США. Как показали события после 24 февраля 2022 года, Соединенные Штаты остаются ведущей державой в области безопасности в Европе. Следовательно, многие европейские союзники по НАТО склонны согласовывать свои решения по сотрудничеству НАТО-ЕС с тем, что, по их мнению, не противоречит интересам НАТО, особенно в лице США. В области создания общих вооруженных сил существуют различные национальные интересы и приоритеты среди стран ЕС, что может затруднить достижение единства и согласия в создании общих вооруженных сил несмотря на то, что в последней оборонной стратегии предусмотрено введение единого контингента. Однако Верховный Представитель Боррель недавно заявил, что эта идея уже неактуальна.

Можно также сказать, что одной из значительных проблем является необходимость согласования различных национальных интересов, исторических связей и геополитических приоритетов государств-членов Европейского союза. С одной стороны, возникают совместные проекты, в которых участвует лишь часть стран-участниц, основываясь на географическом признаке (такие как Вышеградская группа или Центрально-Европейский Оборонный Союз), но с другой стороны, это приводит к расхождениям в осуществлении общей политики обороны и безопасности. Одной из наиболее острых проблем являются амбиции некоторых стран, например Франции, в достижении автономии от США, в то время как другие страны, такие как Германия, стремятся к большей зависимости от США. Это затрудняет формулирование и реализацию общей внешней политики. Многие меры, предпринимаемые Европейским Союзом, соответствуют современным реалиям и потребностям, но большинство из них решают проблемы только на краткосрочной основе, не решая проблем долгосрочной перспективы. Эти решения также могут подвергаться изменениям из-за внутренних противоречий, как это произошло с отвергнутой идеей создания общей европейской армии.

Основываясь на изучении эволюции политики безопасности и обороны Европейского союза, можно заключить, что перспективы данной политики будут определяться конкретными условиями завершения конфликта на Украине. Наблюдается желание стран видеть инвестиции в оборонную промышленность как приоритетные, связанное с увеличением расходов на оборону. Примером такого подхода принятие новой оборонно-промышленной стратегии, направленной на развитие оборонной промышленности. Эти действия помогают Европейскому союзу достичь определенного стратегического суверенитета в области военно-промышленного комплекса. Несмотря на включение в новую редакцию оборонной стратегии в 2022 году важных аспектов создания совместного европейского вооруженного контингента, ЕС все еще нуждается не только в законодательных актах, регулирующих процесс координации совместной политики, но и в качественной реализации этой политики. В целом, перспективы непонятны, но очевиден сдвиг от создания общих вооруженных сил к созданию собственного мощного ВПК.

Список литературы:

  1. Гусейнов К. К. Стратегический сдвиг от Глобальной стратегии 2016 года до Стратегического компаса 2022 года / К. К. Гусейнов, А. С. Бурнасов // Koinon. 2022. Т. 3, № 3-4. С. 165–177.
  2. Боррель заявил, что ЕС не стремится к созданию единой армии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20166839.
  3. В НАТО предложили создать «военный Шенген» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/23/11/2023/655f55a59a7947135514e15d?from=copy&utm_medium=messenger.
  4. European Defence Industrial Strategy [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://defence-industry-space.ec.europa.eu/eu-defence-industry/edis-our-common-defence-strategy_en.

Автор: Придеин Василий Вадимович – студент 4 курса, Московского государственного лингвистического университета

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля