Ключевые слова: торговое сотрудничество, двухконтурные валютно-финансовые системы, инвестиционный международный банк БРИКС.

Введение

Современные предприятия реального сектора экономики западных стран испытывают хронический дефицит оборотных средств, вследствие чего они не только не имеют достаточно ресурсов для обеспечения собственной работы, покупки оборудования, комплектующих, энергии и полуфабрикатов, но и для оплаты труда своих сотрудников. Это сокращает платёжеспособный производственный внутренний рынок стран, стимулирует безработицу, понижает жизненный уровень их населения, препятствует научно-технологическому прогрессу. Ведь деньги – это кровь экономики, а малокровие не способствует здоровью организма.

Предприятия свои оборотные ресурсы исчерпывают в процессе обостряющейся конкурентной борьбы и в рамках её всевозможного сокращения издержек. В результате амортизационные накопления у них недостаточны. Модернизировать своё оборудование с помощью спонсоров и инвестиций возможности у них ограничены, взаимодействие производственных субъектов затруднено. То есть проблема обеспечения предприятий требуемыми для их работы оборотными средствами уже вышла за пределы компетенции отдельных предприятий и для её разрешения требуется целевое государственное вмешательство, но оно в большинстве случаев даже не просматривается. Вследствие этого предприятия вынуждены компенсировать недостаток требуемых им средств банковскими кредитами, процент оплаты за которые зачастую превышает рентабельность самого производства. В результате всего этого объём мирового долга уже превышает $246 трлн, в том числе у развитых стран — $177 трлн. Это абсолютный кредитный рекорд, 320% мирового ВВП, т.е. стоимости всех создаваемых продуктов и услуг на планете. Никакие меры государственного регулирования в рамках действующей парадигмы развития не способны ослабить эту тенденцию.

Азиатский способ производства предлагает использование двухконтурной денежной системы. В основе её лежит понимание того, что производственная и потребительская сферы деятельности людей слишком разные, чтобы их было удобно обслуживать одними и теми же деньгами. Она была изобретена в Китае в XII веке н.э. при правлении династии Сун государство долгие годы смогло существовать и успешно развиваться. Суть модели заключалась в разделении денежного обращения на реальные и символические потоки.

В 1929-1930е годы в нашей стране была построена и запущена двухконтурная денежная система, при которой безналичные и наличные рубли были взаимно неконвертируемыми. Безналичные обеспечивали нужды промышленности, строительства, сельского хозяйства, независимо от рыночного спроса-предложения. Это была своего рода «кровь» экономики большой страны, связывающая единой кровеносной системой всю экономическую структуру. Безналичные нельзя копить, красть, дать в форме взятки, использовать в целях коррупции. Безналичные деньги вливались в экономику, когда они требовались, и изымались из неё, когда необходимость в них исчезала. Безналичные были некоей условной единицей, с помощью которой велось планирование и распределение всех видов ресурсов в экономике, учёт и контроль их за использованием, поддерживалась дисциплина договорных отношений между предприятиями. Безналичные деньги обеспечивали функционирование строительства, промышленности, сельского хозяйства и др. независимо от их рыночного спроса-предложения. В них планировались общесистемные показатели производственной деятельности, распределялись ресурсы и осуществлялись взаиморасчёты предприятий и организаций. Главной задачей функционирования контура оборота безналичных денег являлась организация оптимального, разумного развития всех отраслей народного хозяйства, обеспечивающего жизненные потребности населения и защиту суверенитета страны[1].

Наличные обеспечивали рыночные операции и выполняли все общепринятые функции денег внутри страны. Попасть в денежный контур безналичных средств они не могли. Приятным бонусом было полное отсутствие инфляции, никакого бесконтрольного роста цен не могло быть в принципе, так как безналичные не могли перетекать в наличные, размывая стоимостное наполнение.

При полном отсутствии инвестирования извне, в первую пятилетку встало в строй 1500 новых заводов и промышленных предприятий, во вторую – более 4000[2]. И это не считая леспромхозов, артелей и прочих локальных центров деловой активности. С точки зрения существующей мировой либерально-рыночной экономической доктрины, это невозможно в принципе.

В наше время Китай использует трехконтурную модель денежного обращения, включая двухконтурную модель денежного обращения внутри страны[3]. Суть двухконтурной модели состоит в разделении денежного обращения на натуральные и безналичные деньги. Потребление отдельного человека обеспечивается натуральными деньгами, на которые можно купить еду, одежду и т.д. Долгосрочные инфраструктурные проекты финансируются из другого контура, который работает на долговых бумагах, выпускаемых государством. В Китае специально для этого были изобретены бумажные деньги. Два контура – наличный и безналичный – разделены, границы между ними оберегаются государством через меняльные конторы, в которых можно обменять монеты на бумаги и наоборот. Это позволяет концентрировать ресурсы на инновационных проектах с неясной перспективой, необходимых для прорыва экономики в новый технологический уклад. Третий контур денежного обращения используется для международных расчетов.

В современных условиях развития цифровых технологий, суверенные государства могут в качестве безналичных средств использовать цифровые национальные валюты, а для международных расчетов в рамках БРИКС использовать энергетический экономический эквивалент как международную цифровую валюту банка БРИКС[4].

1. Валютный индекс как индикатор устойчивого внешнеэкономического сотрудничества

В мировой практике целый ряд показателей внешнеэкономической деятельности рассчитывается на основе соотношения паритета покупательной способности и национального валютного курса. Кроме соотношения уровня цен в различных странах, определяемого как частное от деления паритета покупательной способности на национальный валютный курс, широко используется стандарт покупательной способности для перевода в сопоставимую валюту показателей, выраженных в национальной валюте.

Целесообразно ввести валютный индекс стимулирования внешнеэкономической деятельности, отражающий соотношение национального валютного курса и паритета покупательной способности, значительно расширив сферу его применения для устойчивого сотрудничества.

Валютный индекс может иметь достаточно широкую сферу применения:

– с его помощью можно ответить на вопрос о завышенном или заниженном национальном валютном курсе.

– валютный индекс позволяет пересчитывать экономические показатели для проведения международных сопоставлений. Например, выразить ВВП какой-либо страны в энергетическом экономическом эквиваленте, использовать для расчета экспортной и импортной квоты, сопоставлять уровень жизни населения и т.п.[5] Уровень жизни населения можно получить путем умножения ВВП на валютный индекс,

– анализируя валютный индекс можно определить направление воздействия валютного курса на внешнеэкономическую деятельность. Если валютный индекс больше единицы, то он выступает стимулятором экспортной деятельности; если же меньше единицы – стимулятором импортной деятельности.

– можно определить влияние валютного индекса на движение капитала и на движение товаров.

Валютный индекс демонстрирует разную направленность изменений в разных странах.

Сегодня же происходит закономерный процесс выравнивания официальных курсов национальных валют суверенных государств с соотношением покупательной способности этих валют. Это позволяет государствам переходить на двухконтурные валютно-финансовые национальные системы с энергетическим экономическим эквивалентом.

Существует довольно тесная связь между значением валютного индекса и уровнем развития страны. Влияние валютного курса на условия внешнеэкономической деятельности характеризует показатель общего уровня цен. Закон одной цены находит свое статистическое подтверждение, выражающееся в тенденции сближения общего уровня цен в абсолютном большинстве стран.

Появляются возможности использования валютного индекса в энергетическом экономическом эквиваленте для усиления международного взаимодействия формированием индустрии 5.0 с искусственным интеллектом и технологической сингулярностью на международной площадке БРИКС суверенными высокотехнологичными государствами[6].

2. Мультивалютное и торговое устойчивое взаимодействие стран БРИКС

Сотрудничество между странами БРИКС в области международных финансов — одно из наиболее часто обсуждаемых направлений[7]. О возможности сотрудничества в валютной сфере, а также взаиморасчетов в национальных валютах страны БРИКС договорились в 2010 г. на саммите в Бразилии. С тех пор президенты банков развития встречаются параллельно с саммитами БРИКС. Эти встречи являются частью механизма межбанковского сотрудничества (ММС), который обеспечивает разнообразное финансовое обслуживание экономического взаимодействия, технического взаимодействия и торгового развития стран БРИКС и имеет своей целью поддержку развития инфраструктуры, энергетики и высокотехнологических отраслей этих стран. На основе соглашений, которые были подписаны в рамках ММС БРИКС, банки, являющиеся членами данного механизма, сделали шаги навстречу развитию многостороннего финансового сотрудничества внутри стран и создали базовые механизмы урегулирования платежей и финансирования инвестиционных проектов в национальных валютах. Соглашение по предоставлению кредитов в национальных валютах было подписано в 2012 г. во время саммита БРИКС в Нью-Дели.

Другими форматами валютного партнерства, помимо ММС, являются Биржевой альянс БРИКС и Деловой совет БРИКС. Биржевой альянс БРИКС был создан в октябре 2011 г. В него вошли крупнейшие фондовые биржи стран «пятерки». Сотрудничество в рамках альянса предполагает кросс-листинг производных финансовых инструментов на свои фондовые индексы (было введено в июне 2012 г.). В дальнейшем планируется совместная разработка новых продуктов и услуг. В рамках альянса инвесторы получают легкий доступ к производным инструментам на основные фондовые индексы стран, торги которыми будут проходить на площадках стран альянса в местных валютах.

Деловой совет БРИКС был учрежден в марте 2013 г. К задачам Делового совета БРИКС относится выявление проблемных факторов, сдерживающих рост экономических связей между странами, а также разработка предложений по их разрешению. В 2014 г. Деловым советом был утвержден перечень отраслевых рабочих групп по ключевым направлениям сотрудничества.

Взаимодействие в сфере международных финансов может открыть новые возможности для более тесного сотрудничества и перспективы основных направлений финансового сотрудничества стран БРИКС.

Перевод торговли на национальную валюту позволяет экспортерам снизить расходы на страхование валютных рисков. При этом соответствующие издержки возникают у покупателя, который может отказаться покупать товар в валюте страны экспортера. Чем выше товарооборот и чем прочнее торговые связи между странами, тем выгоднее им переход на взаиморасчеты в национальных валютах. Страны БРИКС уже несколько лет обсуждают перспективы перехода на расчеты в национальных валютах и достигли определенного прогресса в этом направлении. Расчетно-платежная инфраструктура в странах БРИКС на момент учреждения организации строилась лишь между Россией и Китаем, поэтому на сегодняшний день наибольший прогресс в вопросе взаиморасчетов в национальных валютах наблюдается между этими двумя странами.

Регулярное обсуждение странами БРИКС сотрудничества в сфере финансов в различных форматах партнерства, внесение предложений и их последующая реализация показывают заинтересованность в дальнейшем развитии кооперации в этой области.

Для интернационализации своей национальной валюты в рамках организации наиболее значительные усилия прилагает Китай. За последнее несколько лет юань стал заметно более популярен в рамках БРИКС. В будущем можно ожидать еще большее использование китайкой валюты в расчетах между странами объединения. Россия так же прилагает заметные усилия для перехода на взаиморасчеты в национальной валюте в формате БРИКС и за его пределами.

Основание НБР и Пула условных резервов показывает серьезность намерений стран в реформировании мировой финансовой системы. Результативная работа НБР, возможно, ускорит реализацию других инициатив организации, таких как создание платежной системы БРИКС.

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие финансового сотрудничества в БРИКС, является ограниченный объем товарооборота в рамках объединения[8]. Реализация проекта «Один пояс, один путь» и образование зоны свободной торговли БРИКС может существенно увеличить товарооборот внутри организации.

Усиление внешнеторгового сотрудничества стран может существенно повысить их международную конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

Планомерное развитие взаимной торговли, создание в БРИКС новых институтов может превратить организацию во влиятельное межгосударственное объединение, активно вовлеченное в систему глобального регулирования.

Образование БРИКС усиливает тенденцию формирования многополярной системы международных отношений и роста экономической кооперации государств мира. Развитие объединения содействует рождению новой экономической системы, основанной на равном доступе стран к источникам финансирования и рынкам сбыта, сочетании государственного планирования и рыночной экономики. Ценность парадигмы БРИКС заключается в качественном изменении модели экономического развития.

БРИКС всё более прочно утверждаются в международных отношениях в качестве системной образующей основы. Такие направления, как развитие инфраструктуры, транспортных систем и систем логистики, инноваций, систем электронного обмена данными, расширение механизмов государственно-частного партнёрства, являются важными сферами сотрудничества стран-партнёров объединения.

1 января 2022 года Индия передала Китаю председательство в БРИКС. Текущий год в альянсе пройдёт под лозунгом «Строить высококачественные партнёрские отношения, совместно создавать новую эпоху глобального развития»[9]. Китай может предложить странам БРИКС трехконтурную модель денежного обращения, включая двухконтурную модель денежного обращения внутри стран. Принятие и реализация этого предложения странами БРИКС обеспечит их мультивалютное и торговое устойчивое взаимодействие и может способствовать формированию нового экономического порядка[10].

Заключение

В условиях беспрецедентного роста геополитических рисков в мире растет осознание того, что на смену старой архитектуре экономического миропорядка приходит новая конфигурация экономических отношений. Одной из важнейших движущих сил такого рода трансформации мирового хозяйства становятся страны БРИКС, которые создают свои институты, региональные интеграционные объединения и системы финансовых расчетов. Страны БРИКС, которые составляют почти половину населения мира и значительную часть мирового ВВП, будут одним из костяков нового формирующегося экономического миропорядка.

Для того, чтобы БРИКС стал основой для нового миропорядка, этот блок должен выработать и предложить другим странам мировой экономики новые парадигмы развития глобального масштаба. В число таких направлений в новой мировой экономической архитектуре могут входить перезапуск глобализации на основе платформы стран БРИКС, создание новой институциональной системы для модернизации стран мировой экономики их координации и развития.

Председательство Китая в 2022 г. в БРИКС создает благоприятную основу для развития формата БРИКС+, при этом китайские представители уже заявляли, что рассматривают развитие концепции БРИКС+ в контексте взаимодействия интеграционных объединений стран. Для российского формата БРИКС+ более важной становится глубина и гармонизация интеграции приоритетных региональных проектов стран БРИКС.

Активизация роли БРИКС на международной арене может также произойти через совершенствование механизма функционирования Пула условных валютных резервов (ПУВР) БРИКС. В последние несколько лет ПУВР БРИКС активизировал координацию с другими региональными финансовыми организациями (РФО) в рамках регулярных консультаций, проводимых МВФ с региональными финансовыми механизмами. В рамках механизма БРИКС+ можно было бы рассмотреть возможность усиления мандата ПУВР БРИКС по мониторингу макроэкономической ситуации в странах БРИКС, в разработке скоординированных антикризисных мер, а также по взаимодействию ПУВР БРИКС с другими РФО развивающихся стран и региональных партнеров стран БРИКС.

Для глобального перезапуска развития мировой экономики необходим расширенный формат взаимодействия БРИКС+, который позволит вовлечь в данный процесс другие страны развивающегося мира. В таком случае переформатирование мировой экономики станет устойчивым.

Платформы, которые будут представлять собой реконструированное здание мировой экономики, должны включать общую цифровую платформу, платформу взаимодействия, основанную на сотрудничестве между континентальными институтами развития, а также платформу для развития человеческого капитала и инноваций. Чтобы повысить свой экономический динамизм, мировой экономике необходимо расширить действие цифровых платформ и экосистем. Для этого странам БРИКС необходима реализация стратегий по межгосударственному сотрудничеству в интеграции и инновациях для наилучшего распространения существующих технологий и содействия обеспечению доступа к новым технологиям, воплощённым в виде технологических продуктов, социальных процессов, научных знаний и образования.

Нужно усиливать экономическую интеграцию политической и культурной интеграцией и транслировать экономическую в пространство глобальной конкурентоспособности для решения мировых проблем, стоящих перед человечеством. Успех БРИКС будет зависеть от его адекватности современным глобальным вызовам, способности выработать последовательную интеграционную стратегию и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Свободное инвестирование в общественно полезное производство сформирует более эффективную экономику, чем экономика любой из капиталистических стран.

Вступление в БРИКС новых государств разных континентов, плодотворно скажется на формировании новой справедливой глобальной экономической архитектуры. Успешная реализация этого сценария будет зависеть от способности стран БРИКС спроектировать общее экономическое будущее.


[1] Глазьев С.Ю. Размышления о состоянии экономической безопасности России. 2016. – https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54345-razmyshlenija-o-sostojanii-jekonomichesko-bezopasnosti-rossii

[2] Чабанов В.Е. Экономика Коммунизма. 2020. – 612 с.

[3] Девятов А. Деньги для Новой Орды. Двухконтурная схема финансирования экономики. – http://www.daokedao.ru/2013/01/25/andrej-devyatov-dengi-dlya-novoj-ordy/

[4] Bryndin E. BRICS welfare // VII All-Russian Congress “Political Science before the Challenges of Modern Politics.” – M.: MGIMO, 2015. – P. 106-108; Брындин Е. Г. Формирование платформенной экономики с энергетическим эквивалентом на технологической площадке содружества БРИКС // Международная научно-практическая конференция «Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС». – М., 2022.

[5] . Yagelskaya E.Y. The essence and structure of economic energy // Economic and management problems. 2013. – N 8 (24); Bryndin E. Transition to International Energy Economic Equivalent // International Journal of Economy, Energy and Environment. 2021. – Vol. 6, N 5. – P. 86-90.

[6] Bryndin E. Formation and Management of Industry 5.0 by Systems with Artificial Intelligence and Technological Singularity // American Journal of Mechanical and Industrial Engineering. 2020. – Vol. 5, N 2. – P. 24-30.

[7] Пильщиков Ю.С. Финансовые отношения стран БРИКС: состояние и перспективы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. – № 1 (49). – https://eee-region.ru/article/4942/

[8] Ярыгина И.З., Жигляева А.В. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС: проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. – М., 2020. – № 4. – С. 110-120.

[9] Королева А. «Бриксы» вместо баксов // Эксперт. – М., 2022. – https://expert.ru/2022/11/21/dollar-goodbye/; Панькова А. Объединение БРИКС собирается создать свою платежную систему. Федерал Пресс. 2022. – 17 ноября. – https://fedpress.ru/news/77/economy/3142121; ; Шульгин М. Резервная валюта БРИКС. 2022. – 27 июня. – https://www.finam.ru/publications/item/rezervnaya-valyuta-briks-razmyshleniya-na-temu-dedollarizacii-20220627-142002/; БРИКС 金砖国家 BRICS- новая финансовая система. 2022. – https://niejournal.ru/brics/; Пекинская декларация XIV саммита БРИКС. 2022. – 23 июня. – http://www.kremlin.ru/supplement/5819

[10] Брындин Е. Г. Формирование платформенной экономики с энергетическим эквивалентом на технологической площадке содружества БРИКС // Международная научно-практическая конференция «Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС». – М., 2022.

Автор: Брындин Е.Г. руководитель общественного движения «Нравственная Россия», директор Исследовательского центра «Естествоинформатика», г. Новосибирск

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля