Часть 1.
По всей видимости, еврейский народ появился в период движения западносемитских племён – амореев, пришедших на Ближний Восток с Аравийского полуострова (Около начала XXII века до н. э). Их ближайшими родственниками являлись жители древней Палестины хананееи и финикийцы. Выйдя из земель возле шумерского города Ур (совр. Ирак), предки евреев поселились в Ханаане (Палестина), который был обещан Богом Аврааму, отсюда – Земля Обетованная (начало 2-го тысячелетия до н. э).
Потомки Авраама, при его внуке Иакове (1955—1808 гг. до н. э.), переселились в Египет. Возможно, их призвали завоевавшие Нижний Египет семитские кочевники, известные, как гиксосы, остро нуждавшиеся в поддержке родственных племён в борьбе с египтянами. Последние, под руководством фиванских фараонов XVIII и XIX династий 1550 – 1186 до н.э.), уничтожают власть гиксосов. Оставшиеся в Египте семитское население подверглось дискриминации. Они были поселены на границе и должны были строить пограничные укрепления.
Выведенные Моисеем из Египта, эти племена подошли к границам Ханаана, где Моисей и умер. Вождём народа стал Иисус Навин (1479 – 1358 гг. до н.э.), под руководством которого была захвачена земля Обетованная. Хананеи были почти полностью истреблены, а занятая территория оказалась поделена между племенами (коленами) Израиля. Единой светской власти в Израиле долго не было, но существовала единая духовная власть в лице первосвященника, потомка брата Моисея Аарона.
Борьба с филистимлянами заставила евреев избрать царя. Первым царём был Саул (XI век до н.э) из колена вениаминова, после его сменил Давид (около 1035 – 965 г. до н. э.) из колена иудина. Давид захватил ханаанский город Иерусалим и сделал его своей столицей. Сын Давида Соломон (около 967 г. — около 928 года до н.э.)построил там знаменитый первый Храм.
При сыне Соломона Ровоаме (972 – 914 до н. э.) северные колена создали собственное государство с прежним названием Израиль, со столицей в городе Самария. Позже, на них распространилось наименование самаритяне. Небольшое южное царство стало называться Иудеей и сохранило династию Давида и столицу Иерусалим.
В июле 586 года до н. э., вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом, был разрушен Первый Храм. Жители страны были переселены на Ефрат. Началось вавилонское пленение, продолжавшиеся 70 лет (597 по 539 год до н. э.).
Персидский царь Кир Великий, захватив Вавилон, разрешил иудеям вернуться в Палестину. Под руководством этнарха (глава народа) Ездры, потомка Аарона, началось возвращение иудеев в Палестину. Почти сразу по прибытию, репатрианты стали восстанавливать Храм. Руководил строительством один из потомков царя Давида – Зоровавель.
Маленькая Иудея была незаметной провинцией Персидской державы, а после её падения, перешла под власть сирийской империи, где правила македонская династия Селевкидов.
Греко-сирийский царь Антиох Епифан (ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.), желая эллинизировать регион, сделал второй Храм святилищем Зевса. Это вызвало народное восстание, во главе которого встала семья Хасмонеев – Иуда Маккавей (молот) и его братья. Власть Селевкидов пала и образовалось независимое иудейское царство.
Появление римлян вызвало упадок государства Хасмонеев и римский сенат сделал царём страны внука правителя арабской области Идумеи Антипатра Ирода (ок. 74—73 гг. — 4 до н. э.) прозванного великий. Ирод уничтожил всех представителей дома Хасмонеев, ибо его власть рассматривалась народом, как узурпация.
В правление Ирода произошло таинство Боговоплощения известное как Рождество Сына Бога Иисуса Христа. Это событие послужило делению человеческой истории на ЭРЫ – до н.э. это до Рождества Христова и после). В 33 г. н.э. Иисус Христос был распят.
Ефремов А.В. к.и.н. специально для канала «Россия не Европа»