Часть 2. По смерти Ирода его владения были разделены сыновьями, а Иерусалим стал резиденцией императорского наместника – прокуратора.
В 66 -70 годах христианской эры, бушевало антиримское восстание иудеев, в ходе подавления которого римляне разрушили второй Храм, горевший в течение 10 дней. По храмовой горе была проведена борозда плугом, площадь навеки предана проклятию. Считается, что это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.
В 130 году в Иудее началось новое мощное антиримское восстание под руководством Симона Бар-Кохбы, которого еврейские учителя признали мессией. После его исключительно жестокого подавления, большинство иудеев покинуло Палестину, началась эпоха рассеянья. На месте разрушенного Иерусалима римляне построили город Элия-Капитолина, заселив его ветеранами, запретив иудеям селиться в этом месте. В 325 году Константин Великий восстановил название Иерусалима, уже как христианского города.
Зимой 637 года армия мусульман под командованием халифа Умара заняла Иерусалим. Почти сразу на храмовой горе начались работы по строительству мечети Аль-Акса. Был запущен процесс арабизации нееврейского населения Палестины и распространение ислама.
В 1099 году город захватили крестоносцы и владели им до 1187 года, когда его снова захватили мусульмане под командованием Салах-Ад- Дина.
Рассеянные по миру иудеи не оставляли мечты вернуться в Палестину. В конце XV века в Палестину прибыла большая группа испанских евреев (сефардим) поселившихся в городе Цфат.
В начале XVIII века, большая группа европейских евреев (ашкенази), под руководством раввина Иегуда Хасида, прибыла в Иерусалим. Однако, его внезапная смерть расстроила планы переселенцев и, они расселились в других палестинских городах – Тверии и Хевроне.
В XVIII—XIX веках было высказано немало предложений с идеей возврата евреям исторической родины. Такие идеи обнародовали Наполеон, бельгийский аристократ, принц де Линь, декабрист Павел Пестель и другие.
К XIX веку значение и материальные возможности еврейской общины в Европе и Северной Америке значительно возросли, и в их среде появились светские движения за возвращение евреев в Палестину – Ховевей Цион в 1884 году и сионизм в 90-е годы XIX века.
Программа первой из указанных организаций сводилась к мирной колонизации евреями Палестины.
Основатель сионизма Теодор Герцль (1860 — 1904) желал создания еврейского государства. Он изложил свой проект в книге: «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (1896). Вместе с Оскаром Мармореком и Максом Нордау он организовал Всемирный сионистский конгресс (26 по 29 августа 1897 года) в Базеле и был избран президентом «Всемирной сионистской организации». Принятая там программа стала основой создания через полвека государства Израиль.
В 1899 году Герцль организовал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в Палестине, которая тогда входила в состав Османской Турции. Количество еврейских репатриантов на Земле Обетованной стало быстро расти и к началу Первой мировой войны почти достигло 100 тысяч человек.