В стране активно обсуждается концепция развития математического и естественно-научного образования. Рассмотрим её на примере Проекта концепции развития математического образования.

К плюсам концепции можно отнести то, что обратили внимание на необходимость соответствия математического образования потребностям научно-технического развития страны, внесены положения о необходимости междисциплинарного подхода, т.к. нужен прорыв в наукоемких отраслях, машиностроении, и математика должна в числе прочих дисциплин, закладывать основы для этого прорыва.

Теперь о минусах. Проблемы развития математического образования связываются авторами концепции только с последствиями информационной революции и со снижением возраста овладения компьютерной грамотностью, а между тем, они в гораздо большей степени связаны с элементами неопределённости в постановке долгосрочных целей и задач социально-экономического развития страны. Содержание математического образования должно учитывать потребности реального сектора экономики, носить одновременно фундаментальный и практико-ориентированный характер.

Снижение мотивации к обучению связано не столько «с общественной недооценкой значимости математического образования» и перегруженностью учеников, сколько с возможностью дальнейшего применения знаний на практике. Т.е. учащиеся не видят прямой связи между получением математических знаний и возможностью получения престижной профессии (инженерно-конструкторские специальности, что бы там ни говорило правительство, к число престижных сегодня не относятся). Всё это (как и сама «общественная недооценка») в конечном итоге связано с социально-экономической политикой государства.

Далее. В концепции совершенно справедливо и обоснованно говорится, что содержание образования должно учитывать потребности развития страны. Это естественно: образование не может развиваться в отрыве от общего социально-экономического развития страны. Однако, чтобы учитывать эти потребности, надо чётко знать, каких именно специалистов и в каком количестве необходимо готовить. А это возможно только при государственном планировании экономики, хотя бы на среднесрочную перспективу.

Концепция обращает внимание на проблему катастрофической нехватки педагогических кадров, особенно в среднем и средне-специальном образовании. Однако эту проблему также невозможно решить вне комплекса социально-экономических проблем, стоящих перед страной: необходимо не просто материальное обеспечение, а расширение соцгарантий, включая возможность ухода на пенсию после 25 лет непрерывного пед. стажа, обеспечение жильём и т.д. Но решить эту проблему отдельно только для врачей или только для учителей и т.д. – нельзя.

Непосредственно для развития математического образования хорошо бы внести в концепцию положение, что ведущим центрам математического образования страны необходимо разработать единое содержание учебных программ и требования к результатам освоения материала для всех организаций общего и среднего общего образования. Целесообразно разработать единые учебники по всем разделам математики, использовав при этом как советский, так и зарубежный опыт.

Однако главный минус концепции в следующем: в самом документе нет подробного описания условий реализации этой концепции, без которых это будет мёртвым документом. А отсутствуют они, потому что большинство проблем, связанных с образованием, не могут быть решены силами преподавательского сообщества. Сегодня, когда развитые страны мира, в том числе наши геополитические противники, вкладываются в образование, необходимо существенное перераспределение ресурсов страны. В условиях существующей модели сырьевой экономики это практически невозможно.

Выход из сложившейся ситуации может быть найден в масштабной индустриализации страны. Развитие реального сектора экономики и развитие образования – звенья одной цепи, причём первое имеет определяющее значение для второго. Возникновение новых предприятий, заинтересованных в кадрах, поставит перед образованием другие задачи – увеличение количества выпускников, равно как и улучшение качества их подготовки. В условиях бурного развития экономики будет уже не до маразматических экспериментов с Болонской системой. Государство вынуждено будет формировать единую программу экономического и социального развития страны. Сама жизнь будет подталкивать к этому: цели образования будут чётко увязаны с задачами промышленного роста. Со своей стороны, повышение уровня подготовки специалистов ВУЗами будет «провоцировать» дальнейшее промышленное и научно-техническое развитие страны. Как следствие этого – всесторонне развитие учебных заведений, рост зарплат и повышение престижа профессии преподавателя. Возвращение в экономику плановых показателей поможет определить нужное количество специалистов для подготовки в ВУЗах. Будет решена проблема «нужности» выпускников.

В итоге индустриализация обеспечит: во-первых, полную экономическую независимость страны как от Запада, так и от китайских друзей; во-вторых, создание огромного количества рабочих мест, что на практике, а не в цифрах Росстата, гарантирует рост благосостояния населения; в-третьих, поступательное развитие социальной сферы, т.к. индустриализация даст средства на развитие непроизводственных отраслей – здравоохранения, образования, обороны, правоохранительной системы.

А без создания новой социально-экономической модели на основе идеи Государственно-Народного социализма (в котором будет преобладать преимущественно общегражданская собственность в виде государственной на макроуровне естественных монополий и преимущественно частная и кооперативная собственность на уровне среднего и малого сектора) новая концепция образования, в том числе математического, так и останется просто набором благих пожеланий, потому что реальные возможности для её реализации попросту отсутствуют.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля