Последние события на внешнем контуре, переговоры России и Штатов, изменения самой международной атмосферы и смещение основных линий идеологического противостояния наделали переполох по всему миру, краем коснувшийся и нашей общественной мысли, причем во всех лагерях.

С одной стороны, доморощенные трамписты – а таких немало – готовы смешать наши и американские «традиционные ценности» и чуть ли ни надеть значок «я – Такер Карлсон» или «я – Илон Маск». На выбор.

С другой – перспектива не случившегося и пока еще маловероятного «возвращения на Запад» настолько поразила воображение многих ярких представителей патриотического лагеря, что они готовы провозгласить наших недавних и еще пока вполне себе вероятных противников «людьми другой породы», «рептилоидами» и тому подобным. Причем если и не совсем, то по крайней мере почти всерьез.

И уж совсем странно выглядит мысль, что если мы доброжелательно относимся к не до конца еще проявленным переменам в США и отчасти в Европе, то выглядим лакеями, побежавшими к барскому дому на первый зов хозяина. Помимо того, что свободный человек никогда не будет испытывать страха как-то не так выглядеть в чьих-то сторонних глазах, он всегда будет интересоваться тем, что ему на самом деле интересно, не имея в виду, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

На наших глазах – даже безотносительно ко всей проблематике конфликта России и Запада – происходят прелюбопытнейшие события, и принимать позу совершенно равнодушного к ним наблюдателя как минимум смешно. Это-то как раз и выдает неуверенность в себе.

Самое удивительное, насколько глубоко в сознание лучших людей эпохи проникли евразийские идеи в их грубой интерпретации, причем в смеси с отдельными зернами большевизма. Да, они капиталисты, все эти западные воротилы, любители власти и денег. Ну а мы то кто? – соборно и коллективно во имя этих денег и шмоток подвинувшиеся рассудком лет тридцать тому назад и никак не желающие ни к какому коммунизму возвращаться. У нас даже партии такой левой нет, не брать же КПРФ в расчет, на самом деле.

Так что остается чистая геополитика в евразийской аранжировке. Но не Вернадский или Савицкий, тем более не Трубецкой и Флоровский («Пути русского богословия» здесь, кажется, совсем не прочитаны) тревожат сердца, а прямой маршрут от Устрялова к Дугину даже без остановки на Головина и Южинский кружок. Иногда кажется, что вполне себе расхожие концепции германской геополитической мысли 20–30-х годов о противостоянии «суши» и «моря» в определенной среде восприняли, как когда-то воспринимали Маркса – Энгельса. То есть всерьез думаем, что в эпоху авиации и космоса они так же накрепко привязаны к реальности, как и сто лет тому назад.                     

Но на самом деле всё далеко не просто. Вместе с западными людьми, в том числе – вы будете смеяться – с немцами, британцами и американцами, мы принадлежим к единому христианскому миру, в основании которого лежит совершенно особое понимание личности, человека, ради которого была принесена Христова жертва, и который тем самым предуготовлен к спасению. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил величайший святой земли Русской Серафим Саровский.

Конечно, в западных трактовках, в католичестве и тем более в крайнем протестантизме, в кальвинизме, с его «предопределением» и «оправданием делами», это понятие сильно искажено. Но всё равно здесь есть основания для диалога, в том числе и почва для спора о человеке, его пути и свободе. Даже в постхристианском западном мире, желающем оттолкнуться от своего наследия, это понятие об отдельном человеке как ценности всё равно присутствует, остается обсуждаемым. Поэтому нам есть, о чем говорить с Западом, тем более с консервативным «старым» Западом, и даже все наши конфликты, случаи противостояния и войны можно описать как формы диалога.

В любом случае общехристианское понимание ценности личности, в том числе и ценности человеческого выбора, человеческой свободы – пусть оно и трактовалась совсем по-разному, скажем, в Византии и в Риме, отделяет нас от других социально-исторических миров, где подобного понимания не было и нет. Эти миры могут быть чрезвычайно привлекательны как картинка, могут нести множество любопытных и оригинальных идей, но всё равно базируются на совершенно иных основаниях. В цифровую эпоху из «мирового Востока» получается «рейтинговое» общество и «сплошной Сингапур», против которого в буддийской или даже индуистской традиции трудно найти не то чтобы противоядие, но и возражения.

Так вышло, в силу уже случившейся истории, что нынешние острейшие вызовы, на которые призвано ответить человечество – имеют прямое отношение и к русскому миру. Русскому, как немцу и поляку, американцу и французу, испанцу и аргентинцу, угрожает тотальное расчеловечивание и снятие самого представления о человеческом, созданного христианской религией и цивилизацией.

В этом противостоянии бок о бок с нами могут быть только «люди Севера». У таких прекрасных, обаятельных и временами непостижимых «людей Юга», которые и союзниками-то нашими ситуационно были лишь в рамках собственных прагматических интересов, тут просто нет точки опоры – ни в прошлом, ни в настоящем. 

    Но главное – не искать пример для подражания, а быть открытыми и самодостаточными – при любых формах политического, идейного и культурного диалога. Не демонизировать противника, не идеализировать партнера, не возвращаться на Запад, не стремиться к Востоку, а оставаться самими собой.

    Существует одна красивая историческая байка. Не станем сейчас обсуждать, насколько она достоверна и подтверждается ли археологическим материалом. Согласно этой гипотезе, этногенез ариев случился на нашей земле, на территории между Днепром и Волгой. И по берегам Волги ходил не тот ницшевский, а вполне себе реальный Зароастр. В эпоху великого переселения народов одни племена отсюда ушли на Запад и докатились до Атлантического океана, другие – на Восток, к гималайским пределам.

    А мы – потомки тех, кто остался на месте.

    Впрочем, примерно о том же, только другими словами, говорили и все классики евразийства: Петр Савицкий, Николай Трубецкой, Георгий Вернадский и протоиерей Георгий Флоровский.

    Воспримем эту легенду просто как метафору. Не станем суетиться и беспокоиться. 

    Андрей Полонский

    Don’t go back to the West, don’t go East
    In the global confrontation, only the “people of the North” can be side by side with us. Such beautiful, charming and sometimes incomprehensible “people of the South”, who were our situationally allies only within the framework of their own pragmatic interests, simply do not have a foothold here.

    Andrey Polonsky

    Источник: https://vz.ru/opinions/2025/3/10/1316000.html

    Поделиться в социальных сетях

    Добавить комментарий

    Авторизация
    *
    *
    Регистрация
    *
    *
    *
    Генерация пароля