23-25 апреля 2024 года в г. Луганск в рамках проекта «Школа молодого этнополитолога» (поддержан Фондом президентских грантов) прошла научно-практическая конференция «Мемориально-символическая память и ее интерпретации в контексте реалий СВО: военно-исторический и этноконфессиональный аспекты». Ее соорганизаторами выступили Луганский государственный университет им. Владимира Даля, ИСИ ГБНУ АН РБ и АНО НИИАЦ «Ракурс-М».

На мемориальных комплексах Саур-Могила (ДНР) и в г. Петровском, посвященным погибшим при освобождении Донбасса от фашистских захватчиков воинам, участниками конференции из числа историков были проведены мастер-классы «Саур-Могила: связь подвига прошлого и современного» и «Увековечивание подвига героев Дебальцевского рейда 1943 г.».

В г. Алчевск (ЛНР) участники ознакомились с экспозицией Алчевского городского исторического музея, был проведен предпоказ выставки талантливого молодого художника Даниила Багринцева, посвященной будням СВО.

Второй день мероприятия начался с посещения мемориала «Острая могила». Затем делегация посетила Луганский краеведческий музей, где прошел круглый стол «Формирование концепции музейной экспозиции, посвященной причинам, ходу и итогам Специальной военной операции».

Затем в представительстве ЛГУ им. Владимира Даля прошло пленарное заседание конференции «Мемориально-символическая память и ее интерпретации в контексте реалий СВО: военно-исторический и этноконфессиональный аспекты». Модератором научного мероприятия выступил доцент кафедры государственного управления ЛГУ им. Даля, член Общественной палаты ЛНР, председатель РОП в ЛНР Александр Проценко.

В конференции приняли участие: Данияр Абдрахманов – председатель Общественной палаты Республики Башкортостан, ректор БАГСУ при главе Республики Башкортостан, к.филос.н., доцент; Виктор Рябичев – ректор ЛГУ им. В. Даля, д.т.н., проф.; Руслан Харьковский – директор ИУиГС ЛГУ им. В. Даля, к.ист.н., доц.; Муллек Гаэль-Жорж – ассоциированный исследователь Реннской бизнес-школы (Франция); Елена Макарова – заведующая кафедрой госуправления ЛГУ им. В. Даля, к.э.н., доцент; студенты, аспиранты и представители ЛГУ им. В. Даля.

Перед началом пленарного заседания состоялось подписание соглашения между Общественными палатами Луганской народной республики и Республики Башкортостан, которое подписали их руководители Алексей Карякин и Данияр Абдрахманов. Место и время для подписания соглашения были выбраны не случайно. Это свидетельствует о том, что проект «Школа молодого этнополитолога» вписался в политическую повестку дня, он успешно развивается сам и развивает контакты с образовательными учреждениями, общественными организациями в интересах укрепления единого социального, научного и образовательного пространства России.

Как отметил Владимир Савичев, исполнительный директор ШМЭП, директор ИСИ АН РБ, «данное соглашение – это показатель того, что наше взаимодействие в рамках Школы с новыми регионами носит конструктивный, созидательный характер, имеет хорошие перспективы. Мы не замыкаемся только в рамках ПФО, для нас особенно интересно работать с новыми регионами, потому что именно они на себе испытали те деструктивные социальные технологии, которые в том числе предназначались для разрушения межнационального и межконфессионального единства внутри РФ. Изучать такие технологии и последствия их применения очень важно для того, чтобы найти: во-первых, противоядие к этим внешним деструктивным технологиям; во-вторых, понять, что научное сообщество может предложить для возвращения в нормальное состояние граждан вновь присоединенных регионов РФ и как эффективно противодействовать тем экстремистским, разрушительным идеологиям, которые направлены на то, чтобы вырвать определенные социальные группы, территории из единого российского цивилизационного пространства».

Данияр Абдрахманов вручил директору Алчевского городского исторического музея Ф.С. Карачурину благодарность ОП РБ за большой вклад в увековечивание памяти башкирских кавалеристов, погибших в входе Дебальцевского рейда

24 апреля основную часть конференции открыл Владимир Савичев докладом «Конфликт североатлантической и российской цивилизации: борьба жизни и смерти». Он отметил, что, как показала история, евроатлантическая цивилизация в течении веков не может избавиться от соблазна поработить или уничтожить нас. И сегодня в рамках СВО мы защищаем свое право жить в той культуре, разговаривать на том языке, которые передали нам наши мать и отец. А мемориалы являются тем цивилизационным кодом, который тесно связывает поколения, обеспечивает героическую преемственность. Именно поэтому к ним должно быть особое отношение.

По мнению Владимира Савичева, к сожалению, сегодня вот таких форматов в мемориально-символической памяти у нас очень мало, мы перестали относиться к памятникам о исторических событиях именно с таким пониманием. «Да, мы ухаживаем за монументами в честь погибших. Да, мы нашли в себе силы защитить большую часть из них от варварского разрушения. Но, есть ли сегодня в наших идеологических концептах четкое указание молодежи, что это памятники не мертвым, это символы жизни нашей цивилизации, напоминание им благодаря кому они сегодня получили бесценный и уникальный дар – жить. Жить в обществе, которое они развивают и где они определяют свое будущее, жить в государстве, способном решать задачи любой сложности и обеспечивать им безопасность, возможности развития, с гарантиями их свобод и прав», отметил Савичев.

Докладчик подчеркнул, что поколениям, воспитанным на советских традициях, сегодня вполне понятно, что мы защищаем в ходе специальной военной операции, кто здесь герои и как память о них должна быть нами увековечена. А будет ли такое же понимание у молодежи, которая не испытала горечь утраты великой страны? Которой с детства внушали, что им не нужна своя цивилизация, что нет смысла гордиться достижениями большого народа, что не надо напрягаться, отставая свою безопасность и суверенитет. Это большая проблема и поле нашей совместной борьбы за умы молодого поколения россиян.

Затем были представлены доклады:

«Реализация коммеморативной практики и современных подходов в патриотическом воспитании в системе высшего образования (на примере деятельности ГБОУ ВО «БАГСУ») (Данияр Абдрахманов);

«Векторы мемориально-символического позиционирования в Республике Башкортостан и их адаптация в контексте реалий СВО» (Ильшат Юсупов, научный сотрудник ИСИ АН РБ);

«От битв к мемориалу. Верденский некрополь» (Муллек Гаэль-Жорж, профессор, доктор исторических наук, ассоциированный исследователь Бизнес-школы г. Ренн (Франция);

«Этнонациональный фактор в формировании донбасской региональной идентичности» (Кирилл Дубов, председатель Донецкого регионального представительства СМП РАПН, специальный корреспондент ГУП ДНР «ТРК «Оплот ТВ»);

«Мемориально-историческая память греков ДНР: этноконфессиональный аспект» (Юрий Хараджа, студент 4 курса Мариупольского государственного университета им. А.И. Куинджи).

Мастер-класс «Мемориальный комплекс «Саур-Могила»» провела Марина Балко (заведующая кафедрой краеведения Донецкой академии управления и государственной службы, доктор филологических наук).

Участники отметили содержательность докладов, актуальность поднятых в них тем.

25 апреля конференция продолжила свою работу. На площадке музея «Молодая гвардия» в г. Краснодоне состоялся круглый стол на тему «Предложения в методологические подходы концепции использования историко-мемориальной памяти событий и итогов СВО в воспитании российской молодежи», в ходе которого были подробно рассмотрены следующие вопросы:

«Военные мемориалы: символы и смыслы» (Зазерская Татьяна, кандидат исторических наук, докторант РГГУ);

«Компаративный символизм нематериальных источников памяти СВО и Великой Отечественной войны в парадигме военной антропологии» (Дарья Казаренко, аспирант ДонГУ, исторический факультет, специалист НОЦ Центр этнополитической реабилитации). Как отметила докладчик, интенциональный подход к творческому воплощению впечатлений и переживаний, вызванных военными действиями, является одной из составляющих предметного поля военно-исторической антропологии. Репрезентативное отражение войны как явления и, в некоторой степени, жизненной среды в искусстве, литературе, мемуарах и устной истории, не просто является неотъемлемой частью исторического процесса и служит фундаментом для последующих исследований, посвященных рассматриваемым периодам военных действий, но и в определенной степени является связующим звеном между поколениями, поскольку военное прошлое нашей страны схоже с её настоящим;

«Эпистематика символизма Донбасса в контексте исторической памяти: опыт СВО» (Владислав Чурков, студент IV курса н.п. Политология, ДонГУ). Как отметил выступающий, в условиях интеграции Донецкой и Луганской народных республик в единое российское образовательное пространство актуализируется проблема воспитания гражданской идентичности и культурно-исторической памяти населения, проживающей на их территориях, что является базовой предпосылкой укрепления российской государственности и консолидации общества, основой будущего устойчивого социально-экономического развития Донецкой и Луганской Народных Республик.

По мнению Владислава Чуркова, культурно-историческую память необходимо рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае она является личностно-смысловым многомерным образованием духовного и когнитивно-интеллектуального порядка в структуре мировоззрения, определяющим ценностное отношение личности к истории на основе формирования исторической эмпатии и сопереживания, определяющим представления о мире, формирующим интенциональное устремление к сохранению исторической правды.

В втором случае широкий контекст понимания данной категории проявляется в коллективном «согласии» с интерпретацией образа прошлого и нормативной модели культуры, коллективной сопричастности общества к истории и судьбе своего народа и государства, единстве ощущения исторической эмпатии. Созидание культурно-исторической памяти реализуется от индивидуально-личностного контекста к коллективному, поколенческому и межпоколенческому, что порождает такой феномен как «коллективная память», определяющее национальное самосознание через процесс коммеморации (сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого).

Владислав Чурков представил результаты проведенного на территории ДНР и ЛНР социологического исследования «Гражданская идентичность и культурно-историческая память молодежи», которые свидетельствуют о том, что сегодня 87,3% респондентов идентифицируют себя с Российской Федерацией, указывая её в качестве места своего географического проживания, а более половины молодежи Донецкой и Луганской народных республик считают себя русскими.

С докладами о значении культурного наследия края в аспекте воспитания молодежи и связях Донбасса с Республикой Башкортостан выступили руководители Алчевского городского поискового отряда им. Салавата Юлаева Общественной организации «Союз поисковиков Донбасса» Флюр Карачурин и Месроп Кюлян, а также Светлана Трошина, учитель химии и биологии ГБОУ ЛНР Георгиевской средней школы Луганского района.

При посещении музея «Молодая гвардия» Владимир Савичев отметил его большое значение в воспитании патриотизма и любви к Отечеству, а присвоение звания Героя России Виктору Третьякевичу, одному из организаторов краснодонской «Молодой Гвардии» является признанием того, что их подвиг и сегодня остается примером доблести, героизма, самоотверженности, на который надо равняться.

В Краснодоне участники конференции посетили место казни молодогвардейцев (шурф шахты № 5), где возложили венки. Было отмечено, что государство, в том числе в лице Российского военно-исторического общества, много делает для возрождения военных мемориалов, символов и смыслов (проводятся масштабные работы по ремонту и модернизации военно-исторических объектов, монументов, посвященных борьбе за независимость нашей Родины). И эта преемственность событий гражданской, Великой Отечественной войны и современности сегодня актуальна как никогда в условиях СВО и массированного давления Запада, направленного на уничтожение России.

Участники конференции отметили важность нематериальных ценностей (патриотические стихи, художественные произведения, фильмы, песни и т.п.) в формировании нравственно-патриотических установок россиян, в первую очередь молодежи, и в то же время недостаточность их представления в тнтернете, образовательных программах школы и вузов.

С завершающим словом выступил Владимир Савичев: «Сложившая практика мемориально-символической практики будет тогда эффективно влиять на молодежь, когда мы у нее сформируем ценность для них жизни в культуре российской цивилизации. Но и эта практика нуждается в модернизации, с учетом того, что в информационном обществе она должна быть закреплена и растиражирована в интернете. Пока мало нашего контента. В том числе в художественных произведениях, в компьютерных играх, в малых литературных формах. Очень мощные, талантливые стихи и картины есть на Донбассе, но они не являются частью обязательной школьной программы или тем «Уроков о главном», а лично не познакомив с этими стихами, бесполезно ожидать, что книги этих поэтов будут раскупаться. Это все должно идти в молодежь через лидеров общественного мнения, в том числе такими лидерами должны быть родители, учителя в школе, а не только инфлюэнсеры в социальных сетях».

В целом все участники конференции отметили важность проведения подобных мероприятий с посещением мемориальных мест, связанных с важными событиями нашей истории, подвигом народа.

В заключение руководство Алчевского городского исторического музея вручило организаторам конференции благодарности, выразило надежду на дальнейшее сотрудничество.

Примечание. По мере поступления материалов конференции они будут размещаться на сайте «Политическое образование», включая видео выступлений наших экспертов.

Гузель Зарипова, пресс-секретарь ШМЭП

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля