В научной литературе и в средствах массовой информации широко распространились различные определения понятия «безопасность». Национальная безопасность – это совокупность условий, обеспечивающих суверенитет, защиту стратегических интересов и полноценное развитие общества и всех граждан данного государства. Это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность понимается нами как система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия интересов личности, общества, государства – с одной стороны, и угроз этим интересам – как внутренних, так и внешних, – с другой.
Главным объектом и субъектом национальной безопасности является человек, поскольку личность находится в эпицентре практически всех видов опасностей. От любых чрезвычайных событий (военных, социально-политических, экологических и др.) страдает именно человек. В связи с этим в современной научной литературе выделяется ряд составляющих стратегии национальной безопасности: политическая, экономическая, военная, экологическая, территориальная, информационная и др. Термин «национальная безопасность» является синонимом английского выражения «nationaly», что может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность.
Образование – один из важнейших факторов национальной безопасности. Оно связывает деятельность граждан через их социальное окружение, уровень подготовленности к непрерывному процессу формирования нового поколения, образования и организации семьи, к получению образования с деятельностью государства. Именно государство призвано создавать условия для свободного развития личности, для наиболее полного удовлетворения ее потребностей и интересов, а личность, как носитель общественных отношений, призвана охранять целостность общества, отстаивать его социальные и моральные ценности и всем своим поведением обеспечивать их реализацию.
В центре системы национальной безопасности, как мы уже отмечали, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства, но особое значение имеет образование. В национальной доктрине образования закреплено положение о том, что национальная безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием его системы образования. В ней отмечается, что на современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
В числе важнейших факторов, обеспечивающих и поддерживающих на высоком уровне состояние национальной безопасности, помимо экономического, политического и военного потенциала, следует выделить систему образовательных институтов. Они играют все возрастающую роль в укреплении современной экономики и оборонного потенциала, обеспечивая высокую устойчивость развития страны и ее конкурентоспособность. Задачи системы образования в деле укрепления безопасности страны заключаются в обеспечении страны квалифицированными специалистами; комплексном воспитании подрастающего поколения россиян, которым придется отстаивать интересы страны в стремительно меняющемся мире.
Совершенно очевидно, что экономическая, военная безопасность, другие составляющие национальной безопасности современного государства немыслимы без квалифицированных кадров; технологическая безопасность опять-таки невозможна без кадров и научных разработок. Система образования, таким образом, обеспечивает будущее любого государства. Подготовка квалифицированных специалистов в целях ускоренного социально-экономического роста страны, расширенное воспроизводство интеллектуального национального ресурса – основные задачи системы образования в деле укрепления безопасности страны.
Для их решения необходимо, прежде всего, правильно оценить состояние российского образования, его место в мире; следует обозначить наиболее существенные проблемы и способы их преодоления. Одной из важнейших задач при этом становится, с одной стороны, обеспечение государством безопасности образования, а с другой – конструктивное использование образовательного процесса в системе безопасности государства.
Особенно актуальной данная проблема становится в современных условиях развития российского общества. В настоящее время в мире происходит нарастание процессов интеграции во всех сферах жизни человеческого общества. Интеграционные процессы охватили все основные сферы: от экономики и политики до культуры и законодательства.
Эта тенденция является производной глобализации экономики, развития современных глобальных информационных сетей. Исключением не стала и система образования.
Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий.
На наш взгляд, целью образовательной стратегии должно стать возвращение России в число наиболее образованных стран мира по критериям цивилизации XXI века, когда научное знание становится двигателем общественного воспроизводства, а наука и научно-технический прогресс на девять десятых определяют социально-экономическое развитие. России нужна сегодня продуманная государственная политика в области образования, ориентированная на развитие образовательной сферы. Именно такая политика должна быть положена в фундамент будущего благополучия и национальной безопасности страны, поскольку система образования способна активно воздействовать на развитие материального и духовного производства и формировать основную силу общества – работников производства. Система образования оказывает активное воздействие на процессы изменения социальной структуры; является важнейшим средством передачи молодежи нравственных ценностей, выработанных ее предшественниками; формирует политические взгляды людей и прививает первоначальные навыки общественной деятельности, дает им основы политической и правовой культуры.
Нам представляется, что меры по оптимизации взаимодействия образовательного потенциала и структур, обеспечивающих национальную безопасность, должны быть следующими.
Во-первых, необходимо значительное усиление финансового и материально-технического обеспечения образовательных учреждений силами государства и местных органов власти.
Во-вторых, нужно повысить статус преподавательского корпуса, придать статус гражданских и муниципальных служащих преподавательскому составу вузов, колледжей, средних школ; выполнить в полном объеме все статьи федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В-третьих, способствовать опережающему развитию элитного и коррекционного образования, обеспечивающего полную реализацию личностного потенциала соответствующих категорий детей и молодежи.
В-четвертых, начать подготовку нового поколения учебников и учебных комплексов в гуманитарной области, исключающих элементы политизации, идеологизации, субъективной оценки явлений прошлого, ее ключевых событий и фигур; такие учебные пособия должны отражать наиболее значимые для национального и духовного развития страны события и явления.
В-пятых, принять государственные программы интернет-образования, дистанционного образования; учредить государственный образовательный ТВ-канал.
В-шестых, осуществлять государственные программы мониторинга качества образования на различных его уровнях.
В-седьмых, приглашать в школы и другие учебные заведения специалистов, обеспечивающих организацию высокого качества гражданского воспитания и начальной военной подготовки.
Т. о., тенденции безопасного развития системы образования и социума выходят далеко за рамки философско-образовательной проблематики.
Автор: С. В. Камашев, аспирант Учебно-методического центра философии образования, Новосибирский государственный педагогический университет