С 18 по 24 августа был на научной конференции в Харбине. Конференция была посвящена современному марксизму в Китае и в России, но круг обсуждаемых вопросов был шире, поскольку присутствовали почти все крупные китайские специалисты по русской (а не только российской, марксистской) философии (в том числе по русской религиозной – по Соловьеву, евразийцам). В российскую делегацию входили специалисты-философы и экономисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, охват китайских университетов был тоже широким. Устроителями конференции выступили МГУ (в лице Центра современного марксизма при МГУ), университет Фудан (Шанхай), школа марксизма Хэйлунцзянского университета (Харбин). Харбин был выбран в качестве места проведения форума не только в силу близости к российской границе (около 2 часов на самолете от Иркутска), но и потому что это крупнейший в Китае центр по изучению русского языка. Когда-то Харбин, основанный русскими железнодорожниками, был «русским городом в Китае» (в 1920-1940-х в нем русских проживало больше, чем китайцев). После окончания 2-ой мировой войны множество русских – белоэмигрантов были арестованы СМЕРШ и интернированы в СССР или бежали (в основном в Австралию). Еще одна волна беженцев была во времена охлаждения отношений между КНР и СССР и в период «культурной революции». Но до сих пор в городе есть русская диаспора из 3 тысяч человек, а в прекрасном знании русского языка студентами и аспирантами Хэйлунцзянского университета мы убедились сами – они были волонтерами-переводчиками у российской делегации.
Конференция проводилась на самом высоком уровне – гостей разместили в отеле «Шератон», угощали блюдами китайской кухни, организовали несколько экскурсий по городу. Была встреча с ректором Хэйлунцзянского университета, руководством школой (институтом) марксизма университета, посещение музея университета и музея китайского марксизма.
Оказывается, научные конференции в Китае ощутимо отличаются от конференций в России или в Европе и эти отличия дают много материала для размышлений о специфике китайского менталитета. Однако, я посвящу этому отдельный пост, а здесь хочу рассказать о содержании докладов.

Китайцы очень интересуются причинами той катастрофы, которая разрушила СССР в 1991 году. Одной из главных причин они считают догматизацию советской идеологии, в которую перестали верить даже те, кто должны были ее пропагандировать и защищать СССР от врагов. Они очень интересуются, что думают о причинах падения СССР современные российские марксисты и исследователи советского марксизма. Как я понял, их точка зрения состоит в том, что марксизм должен развиваться в сторону сближения левых и национально-цивилизационных ценностей. Примером удачного синтеза такого рода они считают «китаизацию марксизма», которую начал Дэн Сяопинь и продолжил Си Цзиньпин. Очень много было разговоров о социализме с китайской спецификой, так как эта концепция объявлена КПК официальной программой действий. Китайцы интересовались, что российские коллеги думают о перспективах социализма с российской спецификой. Среди российских коллег возникли споры. Л.А. Булавка-Бузгалина, представлявшая Центр современного марксизма при МГУ, заявила, что русского и китайского марксизма существовать не может, как и русской и китайской математики. Законы накопления и движения капитала, открытые Марксом, универсальны и наднациональны как таблица умножения, говорила она. Я и некоторые другие коллеги с ней не согласились. Я возразил, что кроме научной (прежде всего, политэкономической) составляющей, которая, действительно, описывает общезначимые законы капитализма, есть в марксизме и ценностная составляющая. Она имеет, конечно, и национальное и цивилизационное измерение. Это определяет национальную специфику философских учений марксизма. И это не говоря о специфичности политических программ марксистов центра и периферии мирового капитализма.
В докладах китайцев меня поразило, что в Китае крепнет убеждение: что Россия – не часть европейской западной цивилизации, а евразийская цивилизация и что в нашей духовной культуре много сходств с восточными культурами. Не раз и не два звучали утверждения о том, что в плане литературы и философии Россия во многом – восточная страна. Оказывается, китайцы внимательно читают труды русских евразийцев, им известны имена Савицкого, Трубецкого (профессор Го Лишуань из Шанхайского университета проводила презентацию своей книги о русской философии, целая глава там была посвящена евразийцам 1920-х гг.). Известно китайцам и имя Дугина, но они отзываются о его концепции крайне негативно и отказываются ее считать евразийской, считая его идеологом в духе западных ультраправых. Причем, я их специально не спрашивал о Дугине, я даже имени такого не произносил, они сами об этом говорили.
В общем было очень интересно, я еще продолжу на моей страничке делиться впечатлениями.

Рустем Вахитов

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля