14 октября в Астане в рамках Совета министров иностранных дел СНГ по инициативе российской стороны состоялась трехсторонняя встреча глав МИД России (Сергея Лаврова), Армении (Арарата Мирзояна) и Азербайджана (Джейхуна Байрамова). В информационных сообщениях СМИ по ее итогам говорится, что министры обсудили ход выполнения договоренностей, достигнутых трехсторонними заявлениями от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года. Они также коснулись работ, проводимых в рамках комиссий по делимитации и пограничной безопасности, а также в направлении разблокирования экономических связей и транспортных инфраструктур в регионе. В сообщении МИД РФ, кроме этого подчеркивается, что отдельное внимание было уделено ходу переговоров по заключению мирного договора между Азербайджаном и Арменией[1]. Попробуем расшифровать сухое официальное сообщение.
Часть I
Предыстория встречи в Астане
В преддверии встречи официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге 11 октября довольно резко прокомментировала[2] заявление Евросовета по итогам встречи 6 октября в Праге его председателя Ш.Мишеля и президента Франции Э.Макрона с лидерами Армении и Азербайджана[3]. В пражском заявлении отмечалось, что Ереван и Баку подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года, согласно которой обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга, что послужит основой для работы комиссии по делимитации [и скорейшему заключению армяно-азербайджанского мирного договора – прим. автора]. Также Армения выразила согласие на поощрение гражданской миссии ЕС вдоль границы с Азербайджаном. Миссия, согласно заявлению, будет нацелена «на укрепление доверия и, посредством своих докладов, на содействие пограничным комиссиям». Она начнет свою работу в октябре, сроком максимум на два месяца.
Однако, по мнению М.Захаровой, гражданская миссия Европейского союза на границе Азербайджана и Армении является не чем иным, как попыткой Евросоюза потеснить усилия Москвы и вклиниться в урегулирование отношений. Кроме того, официальный представитель МИД России заявила, что западные подходы к азербайджано-армянскому конфликту «кажутся не совсем сбалансированными», добавив, что некоторых западных игроков «даже нельзя назвать мирными посредниками». Она отметила, что в сентябре Москва направила Баку и Еревану свои собственные предложения по урегулированию.
На следующий день после брифинга Марии Захаровой уже президент Франции Эммануэль Макрон высказал свою точку зрения по азербайджано-армянскому конфликту, обвинив Россию в целенаправленном провоцировании недавних столкновений между Арменией и Азербайджаном в рамках усилий по дестабилизации Кавказского региона и за его пределами[4]. «То, что происходило на границе последние два года … 5000 российских солдат якобы находятся там, чтобы гарантировать границу, (но) русские использовали этот конфликт, который длился несколько столетий, и сыграли в игру Азербайджана с турецким соучастием и вернулись, чтобы ослабить Армению, которая когда-то была страной, с которой они были близки», – сказал тогда Макрон.
Дипломатические посреднические усилия без применения военной силы, с помощью которых Россия старается купировать время от времени вспыхивающие приграничные конфликты, французский президент интерпретирует в рамках антироссийского стереотипа, внедряемого прозападными СМИ в армянское общественное мнение. По логике Макрона: поскольку Москва, у которой есть оборонный пакт с Арменией и военная база там (а также 1960 миротворцев в Карабахе), не противодействовала силовыми методами азербайджанской агрессии, значит, Россия в последние месяцы разжигала напряженность в пользу Азербайджана. В итоге Макрон сделал парадоксальное и провокационное заключение: «Это попытка России дестабилизировать ситуацию. Она хочет создать беспорядки на Кавказе, чтобы дестабилизировать всех нас».
Президент В.Путин на саммите СНГ моментально отреагировал на столь враждебный выпад французского президента, назвав его «некорректными и неприемлемыми». Выступая на расширенном заседании совета глав государств СНГ в Астане, Путин заявил, что у французского лидера «нет понимания самого хода конфликта, так как он недостаточно информирован о позиции сторон». Он подчеркнул, что: «Россия всегда искренне стремилась урегулировать любые конфликты, в том числе связанные с Карабахом и вокруг него»[5].
Критике подвергла Макрона и официальный представитель МИД России Мария Захарова, заявив, что таким способом Париж пытается вбить клин в отношения России с Азербайджаном и Арменией[6].
Кому выгодна дестабилизация на Кавказе?
Абсурдность обвинений Макрона становится очевидной при ближайшем сравнении западной и российской концепций урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
Российский проект мирного договора Армении с Азербайджаном предполагает разрешение всех существующих проблем между ними, притом, что вопрос определения статуса Нагорного Карабаха (НКР) будет отложен на неопределенное время. По информации дипломатических источников газеты «Ъ»: «Тема будущего определения статуса непризнанной республики отражена в п. 15 российской версии договора, которая была представлена сторонам конфликта Игорем Ховаевым [спецпредставителем министра иностранных дел России – прим. автора]. Власти Армении дали свое согласие на российский вариант, но Азербайджан отверг его, ибо Баку считает проблему Карабаха решенной [причем согласованной с США, Евросоюзом и руководством Армении – прим. автора] и к вопросу его статуса в Азербайджане не желают возвращаться»[7]. Тогда Москва обновила свой проект договора, включив вопрос статуса Карабаха не в сам документ, а в дополнительные протоколы к нему.
Не решив карабахский вопрос, нельзя говорить о мирном урегулировании в регионе. Азербайджан декларирует на международных площадках, что готов признать все население Нагорного Карабаха азербайджанскими гражданами, вместе с тем считает действующую власть в НКР нелегитимной, а тех, кто участвовал в военных действиях, подпадающими под азербайджанское правосудие. Следовательно, получается, что большая часть населения Нагорного Карабаха будет репрессирована, если не будет оговорена специальная амнистия для подобного контингента лиц, как это было, например, предусмотрено в рамках Минских соглашений между Украиной и ДНР и ЛНР (чему так сопротивлялся киевский режим).
Как результат, мирный договор между Баку и Ереваном, подписанный впопыхах, может быть сорван в результате насильственных действий в Карабахе. Прецеденты хорошо известны. В этих условиях у ЕС не будет способов, чтобы обеспечить безопасность этнических армян, а об американском или натовском присутствии не может быть и речи, хотя бы с точки зрения Ирана (об этом ниже). Только российские миротворцы, которых с помощью «скоропостижного» мирного договора старается вытеснить Запад, смогут сохранять мир и хрупкое равновесие «на земле».
При этом Россия, как главный инициатор мирных соглашений, а тем более в условиях украинского кризиса и западных санкций, совсем не заинтересована в дестабилизации ситуации в Армении и на Южном Кавказе. Соответственно Москва настороженно смотрит на ситуацию и воздерживается от комментариев, чтобы не дать каким-либо силам возможности заявлять, что они пользуются поддержкой Москвы.
По мнению первого заместителя Комитета Госдумы по делам СНГ Константина Затулина, равноудаленная позиция Москвы объясняется стремлением сохранить за собой статус посредника: «Силовые действия Азербайджана явно не в интересах России, но Россия при этом сохраняет надежду и терпение. Москва не оставляет попыток дипломатическим путем отбить желание у Баку заниматься такими вещами»[8].
Европейский подход, активно поддерживаемый Вашингтоном, предполагает срочное (в течение двух месяцев, пока гражданская миссия ЕС будет находиться в Армении вдоль границы с Азербайджаном) заключение мирного договора между Ереваном и Баку на условиях последнего. По логике Запада, быстрое подписание мирного договора реальнее в случае принятия требований более сильной стороны, в данном случае Азербайджана. По сути, речь идет о том, чтобы признать проблему безопасности армянского населения Карабаха внутренним делом Азербайджана, которую он не намерен обсуждать с армянской стороной. При этом международное сообщество должно ограничиться лишь ролью наблюдателя.
Вашингтон и Брюссель исходят из того, что вопрос Карабаха в составе Азербайджана должен быть решен окончательно путем подписания мирного договора с признанием сторонами территориальной целостности друг друга. Подталкивание Армении к скорейшему подписанию мирного договора на этих условиях фактически подводит ее к отказу на официальном уровне к отказу обсуждения статуса НКР и его населения.
Коллективный Запад меньше всего беспокоит судьба 140 тыс. армян Карабаха. Для него главное – закрыть этот вопрос, который представляет не только проблему в отношениях двух кавказских государств, но и самое серьезное геополитическое измерение для Москвы. Это позволит США и ЕС снизить влияние России на Южном Кавказе за счет вывода миротворцев, а после заключения мирного договора между Арменией и Турцией, скорее всего, наступит очередь вывода 102-й российской военной базы с территории Республики Армения. Таким образом, Запад пытается продолжить дугу изоляции вдоль российских границ через Черное море от Румынии на Кавказ.
Проблема делимитации границы
За рамками мирного договора, который собираются заключить до конца года, может остаться также вопрос границы. Большая часть территории, по которой теперь должна проходить граница, после Карабахской войны 1992-1994 гг. была под контролем Армении, и теперь довольно сложно определить в «серой зоне» реальные административные пределы азербайджанских и армянских районов. Работа делимитационной комиссии на уровне вице-премьеров при консультативной поддержке российской стороны продолжается уже несколько месяцев и потребует еще значительного времени из-за большого количества конфликтных вопросов и необходимости привлечения специалистов различного профиля от топографов до пограничников.
Заседание комиссии по делимитации границы под эгидой ЕС пройдет в конце октября в Брюсселе. Любопытно, что по информации интернет-издания Al-Monitor[9], которому стали известны подробности двусторонней встречи в Праге 6 октября Президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, последний обратился к Эрдогану за помощью в разграничении армяно-азербайджанской границы. Пашинян, как сообщает издание, хочет, чтобы граница была проведена на основе карт советской эпохи, а не досоветской, что привело бы к потере Арменией части территории. При этом Эрдоган, со своей стороны, поднял вопрос о транспортном коридоре и повторил, что Ереван должен прекратить свою международную кампанию по признанию геноцидом массовых убийств армян в Османской империи[10].
Как известно, советские карты региона хранятся в российском Генштабе, поэтому делимитацию армяно-азербайджанской границы вряд ли можно будет провести без помощи России.
Al-Monitor также отмечает, что «армянский лидер дал добро на Зангезурский коридор — хотя он отказывается называть его таковым… Сближение с Турцией – логичный путь для Пашиняна, поскольку он пытается избавиться от российского влияния. Со своей стороны, Эрдоган вряд ли смог бы найти другого армянского лидера, столь же склонного к миру, как Пашинян».
Для того чтобы армянский премьер, опасаясь бурного гражданского протеста и дестабилизации в республике, не пошел на попятную, Запад, похоже, поощряет Баку периодически дестабилизировать ситуацию на границе. Азербайджан проводит ограниченные военные операции против армянских сил в «серой зоне», избегая действий, которые могли бы быть расценены как нарушение трехстороннего заявления о прекращении огня 2020 года, то есть, не переходя ту грань, которая может спровоцировать Россию.
Часть II
О «поддержке» Западом Армении
Запад, особенно Франция и США, в последнее время вдруг стали демонстрировать свою формальную поддержку Армении при том, что в ходе Карабахской войны 2020 г. никак себя не проявляли. Следуют один за другим визиты американских представителей, Париж призывает Баку вывести войска с армянской территории (по данным Еревана, с 2021-го Азербайджан оккупировал десятки квадратных километров «серой зоны») и выдвигает идею о размещении на границе международных гражданских наблюдателей.
Однако, когда дело доходит до принятия конкретных решений, позиция Запада становится совершенно иной. Характерно, что 4 октября в ходе слушаний в Европарламенте ряд депутатов потребовали от верховного комиссара ЕС по международным делам Ж.Борреля принять санкции против Азербайджана. Эти требования были обоснованы утверждениями об «агрессии Азербайджана против Армении».
В ответ Ж.Боррель подтвердил, что «Азербайджан оккупировал некоторые территории Армении, и это абсолютно неприемлемо». Но вместе с тем он подчеркнул, что «Европейский союз не рассматривает санкции против Азербайджана, в том числе аннулирование или заморозку газового контракта… в этом году благодаря подписанному соглашению Европа ожидает значительный прирост объемов (на 8-12 млрд. куб.) газа из Азербайджана. Это даст возможность получить энергоносители, которые так нужны европейцам этой зимой»[11]. Таким образом, Азербайджан для ЕС также является разменной монетой в своей игре на Кавказе с целью достижения своих разноплановых интересов.
Подобную позицию Евросоюза эксперты считают лицемерной еще и потому, что Азербайджан в обозримой перспективе не способен нарастить объем добычи обещанного Европе газа. Он лишь может реэкспортировать российский газ, называя эту процедуру предоставлением европейцам альтернативы тому же российскому газу. ЕС, естественно, об этой схеме хорошо известно, и она Брюссель вполне устраивает[12].
По сути, Запад подталкивает Баку недвусмысленно формулировать свои дальнейшие действия, которые наиболее откровенно выразил азербайджанский политолог Ф.Маммадов: «Если и в этот раз согласованные дедлайны [требование заключить мирный договор до конца текущего года – прим. автора] будут нарушены, то, как и прежде, Азербайджан будет действовать в одностороннем порядке в соответствии со своей повесткой. В приоритете — демилитаризация Карабаха, приостановка ресурсной поддержки Арменией армянского населения Карабаха и уточнение позиций на границе»[13]. При этом никто из западных «защитников» армян не гарантирует, что после Нагорного Карабаха азербайджанские силы не войдут в Сюникскую область.
Внутриполитическая ситуация в Армении
Для успокоения гражданского общества Армении ангажированные представители аналитического сообщества и карликовых внепарламентских сил распространяют тезис о том, что принятое в Праге 6 октября совместное заявление якобы не противоречит независимому статусу Карабаха, пусть и непризнанному. Соответственно и признание в мирном договоре территориальной целостности Азербайджана не представляет угрозы для независимости Карабаха. Мол, при подписании Алма-Атинской декларации 1991 года Нагорного Карабаха в составе Азербайджана уже не было, поскольку там ранее состоялся референдум, на котором абсолютное большинство населения проголосовало за выход из состава Азербайджана и независимость[14]. Например, армянский политолог А.Искандарян предлагает такую трактовку: «Республика Армения с момента обретения независимости территориальных претензий, собственно говоря, к Азербайджану не предъявляла. Проблема Карабаха и вокруг Карабаха – это проблема самоопределения населения Нагорно-Карабахской республики. Люди, которые живут в Карабахе, они не являются гражданами Армении, они являются гражданами НКР»[15].
В Нагорном Карабахе считают такой подход со стороны руководства Армении, декларировавшего в недавнем прошлом обеспечить безопасность НКР, предательством. Министр иностранных дел непризнанной республики Давид Бабаян довольно жестко охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Мы не против мирных договоров, будь то между Арменией и Азербайджаном или Арменией и Турцией. Проблема в цене таких мирных договоров. Мы считаем, что не может быть ни мирного договора за счет признания Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха) частью Азербайджана, ни мирного договора с Турцией за счет отрицания геноцида армян 1915 года»[16].
На этом фоне, вместо обсуждения действительно важных вопросов мирного урегулирования соцсети и СМИ в Армении переполнены обвинениями в адрес России, якобы «сдавшей» Арцах и своего союзника во время сентябрьской эскалации конфликта. Мол, Москва заняла нейтральную позицию, когда Ереван объявил, что азербайджанские войска зашли на территорию Армении и «оккупировали» ее. Впрочем, были и вполне официальные заявления. Так, секретарь Совбеза Армении А. Григорян заявил про якобы «рухнувшую» надежду на то, что будут задействованы механизмы ОДКБ».
29 сентября премьер-министр Армении Н.Пашинян предложил разместить иностранных наблюдателей ООН или ОБСЕ на границе с Азербайджаном[17] и публично обвинил Россию (правда, не назвав ее прямо) в невыполнении обязательств по поставкам оружия[18].
При этом даже пророссийски настроенные армянские эксперты констатируют, что за минувший год отношение армян к России серьезно ухудшилось. Главной причиной стало нежелание Москвы выступать на стороне Еревана в конфликте с Азербайджаном. Поэтому, мол, не удивительно, что армянское общественное мнение одобряет поиски Пашиняном либо более надежного союзника, либо более сильного.
Вероятно, в этой связи экс-президент Р.Кочарян, лидер оппозиционного альянса «Армения», на пресс-конференции в Ереване предложил включить Иран в новую архитектуру безопасности Армении.[19].
Дело в том, что Тегеран во время сентябрьской эскалации напряженности в очередной раз выразил обеспокоенность и заявил, что любое изменение границы между Арменией и Азербайджаном для него неприемлемо[20].
Даже после того, как Папа римский Франциск заявил, что именно Россия сыграла ключевую роль в приостановлении боевых действий между Ереваном и Баку[21], в информационном поле Армении продолжается деструктивная риторика, которую поддерживают и официальные армянские власти.
В Астане, в ходе встречи глав МИД России и Армении С.Лаврова и А.Мирзояна в формате «тет-а-тет» последний не преминул в присутствии журналистов упрекнуть Россию и ОДКБ в бездействии. Российский министр дал исчерпывающий ответ: «Вы затронули вопрос, который должен быть прояснен. Сразу же после того, как Армения попросила созвать внеочередной саммит ОДКБ, он состоялся. Были приняты решения о направлении туда генерального секретаря ОДКБ и руководителя объединенного штаба. Они туда съездили. Привезли рекомендации. Эти рекомендации у нас на руках, по-моему, уже месяц, а то и больше. И они заключаются в том, чтобы направить на территорию Армении на границу с Азербайджаном мониторинговую миссию наблюдателей ОДКБ. Единственное, что требуется, это решение Совета коллективной безопасности, который должен быть созван председателем ОДКБ. Им сейчас является Республика Армения. Поэтому, как только у вас появится свободное время, мы будем готовы эту миссию формально одобрить. И тогда она сможет приступить к работе»[22].
Способность успешно принимать оперативные решения в качестве председателя ОДКБ армянское руководство показало во время направления миротворческой миссии по охране наиболее важных государственных и стратегических объектов Казахстана и оказанию помощи казахстанской стороне в поддержании правопорядка. Таким образом, официальный Ереван на самом деле сам фактически своим месячным бездействием препятствует приезду мониторинговой миссии наблюдателей ОДКБ. Цель – принять вместо нее гражданскую миссию ЕС. Подобную тактику трудно расценить иначе, как стремление перейти под опеку коллективного Запада, который никакого покровительства публично не обещает. Видимо, речь идет о закулисных договоренностях: по факту, в последнее время контакты между Ереваном и Баку проходят именно в фарватере посреднических усилий Вашингтона и Брюсселя.
По мнению экспертов, Россия в состоянии вернуть себе статус главного медиатора на Южном Кавказе. Однако для этого нужна более активная политика в регионе, в том числе по линии ОДКБ и миротворческой миссии. И уже на последнем брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подтвердила, что «в настоящее время прорабатывается вопрос проведения внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Предполагается, что в ходе предстоящего заседания лидеры государств-членов в режиме видеоконференции обсудят итоги работы Миссии ОДКБ в Республике Армения и рассмотрят предложения по совместным мерам по оказанию помощи Еревану, в том числе – проект решения СКБ ОДКБ «О совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения».
В рамках продолжения усилий по урегулированию конфликта Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета глав государств СНГ в Астане пригласил лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Россию, заявив при этом: «Надеюсь, мы продвинемся, так, как удавалось это делать до сих пор в решении проблемных вопросов, которые возникают на этом направлении»[23].
Источник: https://interaffairs.ru/news/show/37501