12 декабря в рамках конференции «Методологические аспекты организации аналитических исследований в сфере этнополитической безопасности» (г. Нижний Новгород) состоялся мастер-класс Вячеслава Петрова, к.филос.н., член-кор. РАЕН, директора Школы молодого этнополитолога «Человек в мире информации». Мастер-класс состоял из двух лекций для студентов 1 курса по направлениям «политология» и «социология» (около 60 чел.).
Первоначальный план мастер-класса включал рассмотрение двух тем в рамках апробации учебного курса «Введение в информационную аналитику», который готовит Вячеслав Петров. Помимо темы «Человек в мире информации» планировался лекция «Что такое информационная аналитика». Однако, в силу объективных причин (загруженность учебного процесса в университете), для каждой группы занятие проводилось отдельно. Учитывая важность для будущих политологов и социологов правильного позиционирования себя в мире информации, было принято решение остановится подробно на первой теме.
Особенность данного мастер-класса состояла в том, что в отличие от предыдущих лекций с аналогичным названием, прочитанных в Ижевске, Йошкар-Але, Казани, Москве, Туле, Санкт-Петербурге, данная была основана на новых авторских материалах.
Перед лекцией Вячеслав Петров познакомил студентов с проектом «Школа молодого этнополитолога», его историей, результатами и перспективами, отметил, что в рамках этого проекта ведется большая работа по подготовке учебных курсов и программ по информационной аналитике и не только.
Лектор проследил эволюцию представления об окружающем нас мире (от наивной картины мира до информационной), рассмотрении мира как системы и гипертекста, выделил особую роль языковой картины мира как результата отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием конкретного языкового сообщества. Была также рассмотрена последовательность процессов преобразования информации в знание как основы познания мира.
Вячеслав Петров особо остановился на мирах человека и формировании модели мира аналитика, подчеркнув их уникальность для каждого человека. Эта уникальность связана с психофизиологическими и технологическими особенностями конкретного аналитика. Речь идет о динамическом ассоциативном поле субъекта, целенаправленном воздействии на понятийно-содержательные ассоциации, понятийную, аналитическую, языковую и операционную базы аналитика. Все это непосредственным образом влияет на смысловую интерпретацию при анализе конкретной информации.
Лектор отметил важность овладения категориальным аппаратом в сфере профессиональной деятельности аналитика, привел пример понятия «информация», рассмотрев его, в том числе через призму теории отражения. Было подчеркнуто, что в отличие от знания, которое всегда носят персонифицированный характер, информация носит транспортный оттенок передачи знания по каналам связи.
Отдельная часть лекции была посвящена вопросу потери информации в силу особенности ее восприятия нашими органами чувств, пропускной способностью каждого психофизиологического канала.
Была также затронуты проблемы потери информации при межличностном общении, взаимодействии с экспертами, представлена модель информационного взаимодействия. Вячеслав Петров отметил, что необоснованная потеря информации существенно осложняет решение вопроса устранения существующих разрывов в знаниях и стратегиях, негативно влияет на технологический цикл анализа.
В заключении лекции Вячеслав Петров поделился эпизодами из своей жизни, встречами с крупными аналитиками и философами. По его мнению, одной из составляющих факторов их успешности является то, что они признают важность информации и действительно хотят ею обладать, но в тоже время подчеркнул, что сегодня мы страдаем не столько из-за недостатка информации, сколько от избытка бесполезной информации, не имеющей никакого отношения к выходу из кризисных ситуаций. Умение отделить бесполезное от важного является важнейшим критерием профессионализма аналитика.
Лектор подчеркнул, что известная фраза, которую приписывают Натану Ротшильду о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром», сегодня приобрела иное прочтение: «Тот, кто умеет обрабатывать информацию, тот и владеем миров».
Студенты проявили большой интерес к лекциям, задавали вопросы, возникали дискуссии. Они выразили пожелание продолжить такие встречи, поскольку тема информационной аналитики для них новая и, по их ощущениям, перспективная в плане дальнейшей профессии.
Марина Петрова, к.психол.н., доцент, редактор сайта «Политическое образование»