Концепция внешней политики России, новая редакция которой была опубликована 31 марта 2023 г., традиционно выступает в качестве документа, определяющего базовые стратегические ориентиры отечественной дипломатии. За три десятилетия существования практики обнародования ключевого внешнеполитического манифеста (ведь первая Концепция появилась на свет в апреле 1993 г.) сложилось два основных подхода: первые четыре версии (1993, 2000, 2008 и 2013 гг.) выступали в качестве программного документа приходившего к власти нового главы государства (Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева и снова В.В. Путина), в то время как последние две редакции выступали в качестве реакции на ключевые тенденции мирового развития.

Так, например, после распада СССР и утверждения на посту президента Б.Н. Ельцина 23 апреля 1993 г. была принята Концепция внешней политики РФ [1]. Выработка данного дипломатического документа происходила в условиях прекращения холодной войны, проведения либерально-демократических реформ и отказа от биполярного противостояния. В новой доктрине закреплялся курс на отказ от противостояния с западными странами, налаживание партнерских отношений с США и ведущими европейскими державами.

Приход В.В. Путина на смену Б.Н. Ельцина повлек переосмысление концептуальных основ внешней политики России с учетом усиления значимости «национального интереса» страны. 28 июня 2000 г. в свет вышла новая редакция Концепции внешней политики. В отличие от предыдущего документа, в ней появляется система глобальных и региональных приоритетов. Краеугольным элементом выступает твердое отстаивание национальных интересов РФ. Ответом на попытки Соединенных Штатов закрепить гегемонию в однополярном мире становится диверсификация внешнеполитических связей Российской Федерации, тактика «избирательного партнерства» с Западом и развитие взаимоотношений со странами постсоветского пространства, АТР, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Выход очередной редакции Концепции внешней политики связан с избранием нового Президента России — Д.А. Медведева. Обнародованный 15 июля 2008 г. документ отражал стремление сохранить преемственность курса по укреплению многополярного мира и активизации сотрудничества с различными центрами силами. Предполагалось формирование гибких институтов многостороннего взаимодействия в рамках «сетевой дипломатии», продвижение различных дипломатических инициатив (проект Договора о европейской безопасности, базовое соглашение между Россией и ЕС), заключение ситуативных компромиссов, в основном по региональной проблематике (Афганистан, Иран, Ливия и т.д.).

Начало второго срока президентства В.В. Путина ознаменовалось подготовкой обновленного основополагающего дипломатического документа. В Концепции внешней политики от 12 февраля 2013 г. учитывается фактор деградации российско-американских отношений на фоне санкционного давления. Прекращается эпоха одностороннего сближения России с Западом, начавшаяся в 1992 г.

С 2016 г. прослеживается принципиально иная логика принятия внешнеполитических концепций. Необходимость выработки доктрин нового поколения зависит не от «транзита власти», то есть избрания нового президента страны, а от политической обстановки на международной арене.

Результатом начавшегося в конце 2013 г. кризиса на Украине, последующего присоединения Крыма и усиления военно-политической нестабильности на Донбассе стало введение антироссийских санкций со стороны США и ЕС и «контрмер» России. Фактически были заморожены ключевые форматы дипломатического взаимодействия РФ со странами Запада. Подобные тенденции потребовали издания новой Концепции внешней политики. В Концепции от 30 ноября 2016 г. были сформулированы задачи по дальнейшему развитию отношений с другими региональными партнерами и первостепенной роли ООН в международных делах.

После начала специальной военной операции по «демилитаризации и денацификации территории Украины» императивным стала корректировка дипломатической доктрины. Важно отметить, что данные события представляют не первопричину, а катализатор трансформации системы международных отношений. В отличие от тактики коллективного Запада, подразумевающей фрагментацию мирового сообщества на «цветущий сад» и «джунгли», Россия последовательно выступает за формирование устойчивого многополярного мира. Такой подход находит широкий отклик среди стран-единомышленников. Как отмечал В.В. Путин, этот тренд будет только усиливаться.

В условиях беспрецедентного санкционного давления и «разворота на Восток» 31 марта 2023 г. вышла действующая редакция Концепции внешней политики. Несмотря на схожесть по форме с предыдущим, по духу новый документ принципиальной иной.

Нововведения Концепции внешней политики 2023 года

Во-первых, в новой Концепции представлена переоценка тенденций развития современного мира. Закономерно, что реакцией на западную политику формирования «порядка, основанного на правилах» стало выделение необходимости восстановления координирующей роли Организации Объединенных Наций, ведь именно в период коренных трансформаций особую роль приобретает поддержание ооноцентричной архитектуры международных отношений и закрепленных в Уставе ООН принципов международного общения, в первую очередь — принципа суверенного равенства стран.

Задача по укреплению ООН приобретет особую актуальность после окончания геополитического кризиса, спровоцированного обострением отношений между Россией и Западом. Нет никакого сомнения в том, что в будущем назреет необходимость обновления организации с учетом интересов незападного мира. Однако по словам С.В. Лаврова, процесс формирования многополярного мира с опорой на универсальные институты будет долгим.

Впервые акцент делается на борьбе с неоколониальными практиками, что позволит как не допустить гегемонии западных государств, так и укрепить позиции России в странах незападного мира. Показательным примером логики неоколониализма является гибридная война нового типа на Украине и вытекающие политико-экономические последствия. Отвергая реалии многополярного мира, страны коллективного Запада отдают предпочтение широкому набору военно-политических инструментов в обход универсальных структур, в том числе Совета безопасности ООН. Как справедливо отмечает А. Крамаренко, равноправное международное сотрудничество мешает Западу «удерживать весь мир в колониальной зависимости».

Во-вторых, вводится новая форма стратегического планирования. В предыдущих концепциях руководящим элементом была основная цель (высший приоритет) внешней политики Российской Федерации. Редакция КВП 2023 г. опирается на триединую формулу, отражающую многослойный характер вызовов и угроз, с которыми сталкивается Россия. Новшеством является употребление понятия «национальный интерес». Из него вытекают стратегические цели, а последние, в свою очередь, служат отправной точкой при постановке практико-ориентированных задач.

В-третьих, претерпевает изменения система глобальных приоритетов. В частности, выделяется новый раздел, связанный с обеспечением национальных интересов РФ в «новых сферах», к которым относятся Мировой океан, космическое и воздушно пространство. Помимо этого, особое внимание уделяется мерам содействия международному развитию.

В правозащитной тематике впервые на первый план выходит защита законных интересов и прав российских граждан. Примечательно, что в качестве одного из приоритетных направлений гуманитарной политики закрепляется противодействие «русофобии», инициаторами и проводниками которой выступают недружественные иностранные государства.

В-четвертых, в КВП 2023 г. трансформируется не только иерархия страновых приоритетов, но и географические границы регионов. Так, до 2023 г. не использовалось понятие «Исламский мир» и «Евразийский континент» как отдельные региональные направления внешней политики России. Новое деление позволяет выйти за узкие рамки классического понимания границ и включить в общее региональное пространство как формирующиеся центры силы, так и ведущие интеграционные объединения.

Что касается последовательности, ключевую роль занимают страны и объединения Ближнего зарубежья. Затем следует Арктика. Кажущееся незаслуженное высокое место этого региона в системе приоритетов обусловлено его потенциально высокой конфликтогенностью. В этой связи крайне важной становится задача по недопущению милитаризации Арктики и созданию условий для развития Северного морского пути.

Большое значение отводится развитию сотрудничества со странами АТР, Исламского мира, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. При выстраивании взаимодействия с партнерами и союзниками Россия исходит из принципа взаимного уважения интересов и недопущения создания разделительных линий по блоковому принципу.

Отношения с государствами европейского региона, Соединенными Штатами и их англо-саксонскими партнерами (Австралией, Канадой, Новой Зеландией) находятся в прямой зависимости от стратегии их действий. Россия стремится не допустить роста угроз национальной безопасности и суверенитету в результате агрессивной политики недружественных стран и получения ими односторонних экономических преимуществ.

Замыкает иерархию региональных приоритетов Антарктика. Содержательно приоритеты России на данном направлении не меняются. Основой являются недопущение милитаризации, обеспечение экологической устойчивости и укрепление присутствия РФ в регионе.

В-пятых, увеличивается число институтов, отвечающих за реализацию внешнеполитического курса страны. Работу традиционных институтов в этой сфере (Президент, Совет Федерации и Государственная дума Федерального собрания, Правительство, Совет безопасности, Министерство иностранных дел, Россотрудничество) призван дополнить создаваемый Государственный совет. Подобная мера позволит сохранить преемственность внешнеполитической линии при смене высшего руководства государства. Помимо этого, важную роль играет опора на широкий базис различных организаций, таких как политические партии, Общественная палата РФ, НКО, деловые круги и СМИ.

Таким образом, выход в свет новой редакции Концепции внешней политики свидетельствует об изменении самовосприятия России как «самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы», обладающей целым рядом значительных ресурсов, сохраняющей статус постоянного члена СБ ООН и одной из двух ведущих ядерных держав, выступая в роли правопродолжателя СССР и страны, которая через решающий вклад в победу во Второй мировой войне стояла у истоков системы международных отношений.

Источник: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kontseptsiya-vneshney-politiki-rossii-2023-strategiya-mnogopolyarnogo-mira/

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля