Причем это не первый случай за последние 100 лет.
В Российской империи система высшего образования создавалась по европейскому образцу: двусоставная дифференциация на 4 и 6 лет обучения. Единственно е отличие было в именовании начальной ступени квалификаций. В Европе выпускник 4-летней программы именовался бакалавром, а в России — кандидатом. Окончивший 6-летний курс обучения и там и там именовался магистром.
В СССР все это достаточно радикально реструктурировали, у высшего образования появилась одна ступень — специалист, с 5-летним сроком обучения, слово «кандидат» перешло в уже в научную степень. Причин для этого было несколько: общее падение уровня образования, которое потребовало более жесткой стандартизации, акцент вузов на кадры для экономики, а не для науки (магистерская квалификация предполагала подготовку к научной карьере), ну и вполне сознательный рассинхрон с западной высшей школой, имевший как идеологические корни, так и вполне практические — затруднить выпускникам советских вузов трудоустройство вне СССР.
С начала «нулевых» российское высшее образование начало возвращаться к общемировому стандарту, известному как «Болонская система». Вернули двусоставную систему квалификаций, запустили стажировки с иностранными вузами. Все это кончилось в прошлом году — мало того, что стажировки практически перестали быть доступными для российских студентов, так и министр науки и высшей школы заявил, что РФ выходит из «Болонской системы», а Владимир Путин предложил вернуть традиционную систему высшего образования.
И вот эксперимент по возврату начался. Президент подписал указ о начале пилотного проекта по изменению сроков образования.
В пилоте это будет выглядеть так: базовое высшего образования — от 4 до 6 лет, специализированное высшего образования — от года до 3 лет.
Нетрудно заметить, что она все также двусоставная. Проблема только в том, что теперь специалист со специализированным образованием будет учиться от 5 до 9 лет, тогда как сейчас это 6 лет (исключая врачей).
Эксперимент проведут в 6 вузах страны.
Главный вопрос в том, на сколько затянется эксперимент. Захотят ли посмотреть весь цикл, или примут решение на основании первых 2-3 лет? И главное — ради чего это все? Есть нормальная критика Болонской системы? Что в ней не так и почему на нее переходили?
Если нет ответов на эти вопросы, то в итоге непонятно, что конкретно должна улучшить новая система, уважаемые читатели.
Источник: https://t.me/dirtytatarstan/44309