Путину представили единый учебник по истории России
Речь о том, что России необходим свой новый, единый учебник по истории, шла давно. И вот лёд тронулся — на встрече президента с членами правительства министр просвещения презентовал четырёхтомник, книги по всеобщей истории и по истории нашего Отечества для 10 и 11 класса.
Необходимость существования именно одного учебника для всех обосновывать не нужно. В такой большой и разнообразной стране, как Россия, единство возможно только при условии наличия у граждан единой картины мира. И обеспечить это может, в первую очередь, история, как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Именно поэтому важно, чтобы такой «единый» учебник был качественным и хорошо выполнил свою задачу во всех регионах. Но с этим как раз могут быть сложности.
Учебный комплекс, о котором идёт речь, написан тремя авторами — Александром Чубарьяном, Анатолием Торкуновым и Владимиром Мединским. Последнего в патриотических кругах не критиковал только ленивый. Не хочется пока что присоединяться к этой тенденции, поскольку учебники толком ещё не вышли в свет, их реального содержания широкая общественность не знает. Более того, концепция в книги заложена очень правильная: большая часть «Истории России» для 11 класса посвящена событиям Великой Отечественной; впервые за историю среднего образования все школьники получат в руки книги с одинаковой трактовкой того, почему Крым, Донбасс и южные регионы не захотели оставаться в составе нацистской Украины, внимание уделено героям идущей прямо сейчас войны.
Это крайне важно, поскольку до начала СВО в большом количестве регионов России можно было услышать, что «вот там хохлы между собой разбираются». А между тем, Родина у всех у нас одна и это должно быть одинаково ясно от Владивостока до Калининграда.
Но риск либеральных трактовок в этой комплексной работе действительно есть. Например, на встрече с молодыми учеными-историками, которую в далёком 2011 г. организовывало «Россотрудничество», Чубарьян, приветствуя участников рабочей встречи в стенах Института всеобщей истории РАН, произнёс: «Вы первое поколение историков, свободное от советской морали и совести, это даёт вам исследовательскую свободу, и это прекрасно».
Может быть, за прошедшие годы Александр Оганович пересмотрел свою систему координат, и в новом учебнике, важном для всей страны, подводных камней не будет. Однако, сомнения пока есть.
Если же смотреть на вопрос укрепления единства страны в контексте школьного образования шире, то нельзя не отметить ещё несколько факторов, которые не исчезнут с появлением новой общей книги.
Во-первых, несколько поколений преподавательского состава в современных школах откровенно искалечены болонской системой, учебниками и программами, которые начиная с ельцинского времени культивировались на всём постсоветском пространстве на деньги Фонда Сороса и других организаций подобного формата. Здесь уместно вспомнить формулу Бзежинского, который неоднократно говорил, что «для окончательной победы над Россией необходимо системно бить по двум скрепам — коммунизму и Православию». И это делалось в течение многих лет. А теперь люди, получившие соответствующий мировоззренческий базис, возьмут в руки новые учебники, и…? Ведь в первую очередь разлагающее влияние западных образовательных и грантовых программ было направлено именно на гуманитарную часть образования, ту, которая формирует отношение к действительности. Не зря в Китае есть пословица: «Хочешь победить врага — воспитай его детей».
К счастью, в современных школах огромное количество патриотично настроенных, живых и интересных специалистов. Но всё же «фактор Сороса» со счетов сбрасывать рано.
Во-вторых, никуда не исчезает проблема цифры. В том контексте, что учебники дети читают ровно столько, сколько задано. Это в том случае, конечно, если родителям важно, чтобы их чада получали качественное образование. Но львиную долю времени мы все, и особенно молодёжь, проводим в сетевом пространстве. Поэтому после прочтения правильного параграфа в книге, погрузившись в телефон, подросток встретит Моргенштерна, далеко не безобидное аниме и, дай Бог, чтобы не новую вариацию «Синего кита».
Контроля над сетевым пространством в нашей стране пока нет, а, между тем, система воспитания должна начинаться в семье, продолжаться в школе и подтверждаться информационными сигналами из окружающего мира. В данный момент это зачастую противоречащие друг другу вещи. И эту ситуацию нужно менять, над ней необходимо комплексно работать.
Третья проблема присуща новым территориям, ставшим частью России после сентябрьского референдума 2022 г. Формулируется она очень просто: для того, чтобы школьные учебники работали, дети должны находиться в стенах образовательных учреждений. Быть в классах, говорить с учителем. Воспринимать его точку зрения или вырабатывать свою. Так, или иначе, речь идёт о живом общении в реальном времени.
Между тем, в ДНР, например, большая часть учеников может просто не пойти в школы в очном формате. В таком случае это будет уже четвертый неполноценный учебный год, поскольку сначала было два года ковидных ограничений, а потом — дистанционное обучение, продиктованное военными условиями.
Можно, конечно, искать какие-то лазейки и придумывать бюрократические уловки, в духе «оно работает комбинировано», но факт остается фактом: до тех пор, пока вокруг Донецка, Макеевки, Горловки и Ясиноватой идут бои, в случае обычного дневного обучения украинский боеприпас может прилететь в любую школу, в любом районе. Сомнительно, чтобы родители согласились отпускать детей на учебу при таких обстоятельствах. Другие города ДНР, тыловые и недавно освобожденные, смогут организовать учебный процесс в нормальном формате. Однако же, очень большая часть школьников проживает именно в перечисленных крупных городах и снова будет лишена возможности получать полноценное образование.
В любом случае наличие единой учебной программы — это прекрасно. Очень хорошо, что процесс начался, и хотелось бы надеяться, что он будет качественно развиваться. Ведь фраза о том, что нынешние школьники — наше будущее — совершенно реальна, это не пустой звук. Какими будут они, такой будет и Родина.
Источник: https://asd.news/articles/istoriya/kakaya-shkola-nam-nuzhna/