Михаил Мишустин распорядился воссоздать одно из закрытых за последние 30 лет военных училищ. С 1992 года в рынок не вписались 67 военных училищ различного направления.

Дефицит офицеров ощутим, но еще сильнее ощутим дефицит офицеров думающих, находчивых, нравственно чистых (это обязательное условие!) и хорошо образованных по последнему слову науки и техники. Уже сейчас потребности армии в офицерах больше, чем количество доступных военных, готовых добровольно подписать контракт. Такое явление как военный инженер и вовсе уничтожено, и возрождается в муках и крови на наших глазах.

Закрытые прежде военные училища не получится воссоздать росписью пера. Высшее учебное заведение – это сложнейший механизм основанный на приобретении, анализе, передаче и усвоении научных и практических знаний. Носителями этих знаний и опыта является учебно-преподавательский состав, который в свою очередь опирается на традиции, выработанные годами практики и тд. Вуз, как и завод – это не стены и вывески, это сложнейшие сообщества людей, коммуникационные сети, циркуляция сложных, порой не масштабируемых знаний и практик.

Приведу отстраненный пример. В 1915 году на Путиловских верфях был поднят Андреевский флаг над спасательным кораблем Волхов. Судно настолько сильно опередило свое время, что спустя более 100 лет служит в Черноморском флоте под именем Коммуна. Сталь из которой сделано судно была уникальной. На счет состава и методов производства этой стали до сих пор ходят споры, а государственные институты пытаются разоблачить ее уникальность. Вот только судну больше 100 лет, а оно не гниет. Роскосмос провел свое исследование и пришел к выводу, что уникальные свойства мартеновской стали Путиловских верфей были получены за счет воронения. Суть в том, что после революции так делать уже не умели, и многие годы не могли научиться. Был разрушен коллектив, инженеры погибли в череде войн, кто-то был репрессирован и тд. Коллектив, который создал то судно не смог или не успел масштабировать свое знание на флот будущего. Не пережил испытаний тяжелыми временами. Хорошие коллективы способные генерировать опыт и знания создаются годами, а рушатся за мгновения, нация утрачивает уникальные знания и практики, иногда навсегда. Так после 1991 года случилось с большинством советских коллективов, знаний, технологий и практик.

Теперь, чтобы воссоздать тот объем и качество военной науки, которым мог похвастаться Советский союз, потребуется годы или десятилетия. Но воевать-то нам надо сейчас! Что делать? Считаю, что единственным выходом из ситуации будет перенос центра тяжести военного образование в гражданский сектор. На базе всех ведущих технических федеральных и региональных вузов есть военные кафедры, или их можно быстро воссоздать. Высшее образование должно быть полностью подчинено задачам государства. Юноши и девушки (да-да и девушки тоже) идущие получать такое образование должны четко понимать, что им с высокой долей вероятности придется служить в армии. Никакими другими способами быстро нарастить количество офицеров у нас не получится.

Но военная кафедра не должна быть местом для обреченных, как это часто бывает в российских вузах. Необходимо создать такую систему льгот, преференций и возможностей для выпускников военной кафедры, чтобы туда стремились попасть, чтобы окончание военной кафедры было делом престижным, как билет в жизнь. Естественно это подразумевает, что преподавать на военной кафедре будут не унылые неудачники, а люди с острым умом, хорошей базой и боевым опытом. И таких специалистов тоже надо готовить.

Но все это в любом случае проще, чем с ноля воссоздавать десятки уничтоженных военных заведений. Их тоже надо будет возрождать, но постепенно, имея для этого опыт, людей и время.

Время, которого сейчас нет.

Источник: ТГ Живов Z

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля