Аннотация: Статья посвящена анализу влияния климатической политики Европейского союза на трансформацию автомобильной промышленности Германии. Рассматриваются основные экологические цели ЕС, национальные инициативы по электрификации транспорта, а также ответные меры крупнейших немецких автопроизводителей – Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW. Отдельное внимание уделено роли промышленной политики, инвестициям в НИОКР, социальной адаптации работников и вызовам, связанным с глобальной конкуренцией и технологической зависимостью. Делается вывод о том, что переход к электромобильности стал не только климатической необходимостью, но и важным элементом новой экономической стратегии Германии.

Ключевые слова: Германия, Европейский союз, климатическая политика, электромобили, автомобильная промышленность, Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW, аккумуляторы, промышленная политика, Европейская комиссия, трансформация, НИОКР, государственная поддержка, CO₂, устойчивое развитие.

Переход от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) к электромобилям стал ключевым вызовом для немецкой автомобильной промышленности. На первый план вышли амбициозные цели Европейского союза по снижению выбросов CO₂, заложенные в рамках Парижского соглашения и закреплённые в политике ЕС. Согласно обязательствам, к 2030 году выбросы парниковых газов должны быть сокращены на 60% по сравнению с уровнем 1990 года. Одним из самых строгих шагов стало снижение допустимых выбросов CO₂ для легковых автомобилей до 95 г/км — самые жёсткие нормы в мире.

Национальные меры и промышленная перестройка:

Климатические цели ЕС стимулировали Германию к принятию комплексных национальных программ, таких как «Национальный план развития электромобильности» (NEMDP), запущенный в 2009 году. В рамках NEMDP к 2020 году планировалось ввести в эксплуатацию 1 млн электромобилей, однако достигнуть этой цели удалось лишь частично – к 2020 году было зарегистрировано 390 тыс. автомобилей, а к 2023 году – уже 880 тыс., что составило треть рынка[1].

Дополнительную поддержку обеспечивают такие структуры, как Национальная платформа электромобильности, где представлены ключевые игроки – от профсоюза IG Metall до автопроизводителей. Прогнозы IG Metall предполагают, что к 2030 году в Германии будет не менее 14–16 млн электромобилей, что соответствует целям нового коалиционного договора[2].

Ответ промышленности: стратегии автогигантов:

Среди немецких автопроизводителей наиболее амбициозную стратегию демонстрирует Volkswagen Group. Компания планирует достичь 50% доли продаж электромобилей к 2030 году, а бренд VW — 70%[3]. Бренд Audi уже заявил о прекращении выпуска автомобилей с ДВС в Европе с 2032 года. Концерн активно инвестирует в производство аккумуляторов, создавая шесть заводов по всей Европе, включая Германию, Швецию и Испанию, и развивая инфраструктуру зарядки.

Mercedes-Benz, в свою очередь, делает ставку на премиум-сегмент и полную электрификацию продуктовой линейки к 2025 году. Компания прекратила разработку гибридов и переходит на специализированные платформы для ЭТ. Также она инвестировала в покупку британской компании YASA, специализирующейся на электродвигателях[4].

BMW заняла более сдержанную позицию. Несмотря на ранний старт с моделью i3 в 2013 году, компания только в 2021 году представила еще две полностью электрические модели (iX и i4) и планирует выпустить целое новое поколение специально разработанных полностью электрических моделей, основанных на новой платформе для автомобилей примерно в 2025 году. Кроме того, компания планирует достичь 50-процентной доли полностью электрических транспортных средств в общем объеме производства к 2030 году[5].

Европейский и немецкий промышленный контекст:

Климатическая трансформация автомобильной отрасли проходит на фоне более широкой промышленной политики Германии. С переходом к «двойному переходу» – экологическому и цифровому – правительство усилило поддержку стратегических отраслей, включая аккумуляторную индустрию. Германия активно участвует в инициативе European Battery Alliance, в рамках которой создаётся европейский консорциум производителей аккумуляторов[6].

В рамках проекта IPCEI, одобренного Европейской комиссией, Германия направила 1,25 млрд евро на поддержку инноваций в области аккумуляторов. Общий бюджет составил 3,2 млрд евро, с потенциалом привлечения до 5 млрд частных инвестиций

Социальные вызовы и занятость:

Резкий переход к электромобильности порождает не только технологические, но и социальные последствия. По оценке Center Automotive Research, к 2030 году в Германии может быть утрачено до 125 тыс. рабочих мест в автопроме[7]. Электромобили требуют меньше компонентов и меньше сотрудников для их производства, что особенно затрагивает малых поставщиков.

Программы переквалификации (например, обучение 20 тыс. сотрудников Mercedes-Benz в 2020 году) и «Фонд будущего автомобильной промышленности» направлены на смягчение последствий и адаптацию рабочей силы.

Экономические стимулы и протекционизм:

Немецкое правительство активно стимулирует спрос на электромобили. В 2022 году субсидии на покупку достигали 6750 евро, но постепенно сокращаются. При этом с 2023 года на импортируемые из Китая электромобили субсидии не распространяются – мера направлена на защиту европейского производства от демпинга[8].

Также наблюдается активная государственная поддержка промышленности: в период 2007–2017 гг. автопроизводители получили около 115 млрд евро в виде налоговых льгот и прямой помощи[9]. Германия лидирует по инвестициям в НИОКР – отрасль ежегодно инвестирует до 16 млрд евро в разработки.

Климатическая политика ЕС стала триггером масштабной трансформации немецкой автомобильной отрасли. Усиление регулирования, давление международной конкуренции и кризисы последних лет (включая COVID-19) побудили Германию к переосмыслению промышленной стратегии. Переход к электромобильности сопровождается масштабными инвестициями, поддержкой НИОКР, социальной адаптацией и возвратом к интервенционистским мерам. Это не просто технологический сдвиг – это новая промышленная эпоха, в которой Германия стремится сохранить статус лидера, отвечая на вызовы времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1]Nationaler Entwicklungsplan Elektromobilität der Bundesregierung // https://www.koinno-bmwk.de URL: https://www.koinno-bmwk.de/fileadmin/user_upload/publikationen/nationaler-entwicklungsplan-elektromobilitaet-der-bundesregierung.pdf (дата обращения: 03.03.2025).

15 Millionen E-Autos in Deutschland bis 2030 als Ziel // https://www.bundestag.de URL: https://www.bundestag.de/presse/hib/kurzmeldungen-997098 (дата обращения: 03.03.2025).

Volkswagen (2021) New Auto: Volkswagen Konzern erschließt neue Werttreiber für emissionsfreie und autonome Zukunft der Mobilität // https://www.volkswagen-newsroom.com URL: https://www.volkswagen-newsroom.com/de/pressemitteilungen/new-auto-volkswagen-konzern-erschliesst-neue-werttreiberfuer-emissionsfreie-und-autonome-zukunft-der-mobilitaet-7313/download. (дата обращения: 04.03.2025).

Mercedes-Benz AG and YASA Ltd. // https://yasa.com URL: https://yasa.com/yasa-mercedes-benz/ (дата обращения: 04.03.2025).

Watzke M. (2021) BMW beschleunigt Umstieg auf Elektro-Modelle. // https://www.tagesschau.de URL: https://www.tagesschau.de/ wirtschaft/unternehmen/bmw-elektromobilitaet-elektroauto-i4-nachhaltigkeit-101.html (дата обращения: 07.03.2025).

ЕС формирует “батарейный альянс” для эры электромобилей // https://www.dw.com URL: https://www.dw.com/ru/ес-формирует-батарейный-альянс-для-эры-электромобилей/a-41213846 (дата обращения: 08.03.2025).

Аналитики предсказали сокращение в ФРГ 125 000 рабочих мест из-за электромобилей //https://www.interfax.ru URL: https://www.interfax.ru/business/678506 (дата обращения: 08.03.2025).

Германия сократит субсдии на покупку электромобилей //: https://www.interfax.ru URL: https://www.avtostat-info.com/News/11215 (дата обращения: 08.03.2025).

Secret German auto subsidies exposed // https://www.carsales.com.au URL: https://www.carsales.com.au/editorial/details/secret-german-auto-subsidies-exposed-107275/ (дата обращения: 08.03.2025).

Казаков Артём Игоревич, Московский государственный лингвистический университет, ИМОиСПН, Зарубежное регионоведение


[1] Nationaler Entwicklungsplan Elektromobilität der Bundesregierung // https://www.koinno-bmwk.de URL: https://www.koinno-bmwk.de/fileadmin/user_upload/publikationen/nationaler-entwicklungsplan-elektromobilitaet-der-bundesregierung.pdf (дата обращения: 03.03.2025).

[2] 15 Millionen E-Autos in Deutschland bis 2030 als Ziel // https://www.bundestag.de URL: https://www.bundestag.de/presse/hib/kurzmeldungen-997098 (дата обращения: 03.03.2025).

[3] Volkswagen (2021) New Auto: Volkswagen Konzern erschließt neue Werttreiber für emissionsfreie und autonome Zukunft der Mobilität // https://www.volkswagen-newsroom.com URL: https://www.volkswagen-newsroom.com/de/pressemitteilungen/new-auto-volkswagen-konzern-erschliesst-neue-werttreiberfuer-emissionsfreie-und-autonome-zukunft-der-mobilitaet-7313/download. (дата обращения: 04.03.2025).

[4] Mercedes-Benz AG and YASA Ltd. // https://yasa.com URL: https://yasa.com/yasa-mercedes-benz/ (дата обращения: 04.03.2025).

[5] Watzke M. (2021) BMW beschleunigt Umstieg auf Elektro-Modelle. // https://www.tagesschau.de URL: https://www.tagesschau.de/ wirtschaft/unternehmen/bmw-elektromobilitaet-elektroauto-i4-nachhaltigkeit-101.html (дата обращения: 07.03.2025).

[6] ЕС формирует “батарейный альянс” для эры электромобилей // https://www.dw.com URL: https://www.dw.com/ru/ес-формирует-батарейный-альянс-для-эры-электромобилей/a-41213846 (дата обращения: 08.03.2025).

[7] Аналитики предсказали сокращение в ФРГ 125 000 рабочих мест из-за электромобилей //https://www.interfax.ru URL: https://www.interfax.ru/business/678506 (дата обращения: 08.03.2025).

[8] Германия сократит субсдии на покупку электромобилей // : https://www.interfax.ru URL: https://www.avtostat-info.com/News/11215 (дата обращения: 08.03.2025).

[9] Secret German auto subsidies exposed // https://www.carsales.com.au URL: https://www.carsales.com.au/editorial/details/secret-german-auto-subsidies-exposed-107275/ (дата обращения: 08.03.2025).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля