Аннотация: В работе проанализирована интернет-аудитория России, в состав которой входят как взрослые, так и дети, и её предпочтения в различных социальных сетях. Представлена интернет-аудитории по трём наиболее популярным социальным сетям нашей страны. Рассмотрены примеры использования страниц в ВКонтакте и Twitter в сфере политики.

Ключевые слова: Интернет, интернет-аудитория, социальные сети, пользователь, современная политика.

Сам по себе рост аудитории интернета – это уже не главная новость. Последние годы аудитория интернета растет уже медленно, и в основном за счет подключения к сети пользователей старшего поколения. Среди молодежи и людей среднего возраста проникновение интернета близко к предельному уровню. По данным Всероссийского омнибуса GfK, к началу 2019 года аудитория интернет-пользователей в России среди населения 16+ составила 90 миллионов человек (+3 миллиона человек к прошлому году) и достигла отметки 75,4% взрослого населения страны.

Основным типом устройства для выхода в интернет в России на сегодняшний день являются смартфоны: за последние три года их проникновение выросло на 22% и составляет 61% (вся Россия, население 12+ лет, сентябрь 2018 – февраль 2019). Среди пользователей во всех возрастных группах аналитики отмечают, что время, проведенное он-лайн через мобильные устройства, либо больше, либо примерно равно времени в интернете через стационарные компьютеры и ноутбуки.

Для доступа к интернету на мобильных устройствах большинство использует wi-fi сети с некоторым перевесом относительно сетей сотовых операторов. В феврале 2019 года на wi-fi приходится 67% всего входящего трафика на смартфонах и планшетах (Россия 100 000+, население 12–64 лет).

Охват десктопных устройств за три года снизился на 3%, сейчас ими пользуются для доступа к Сети 52% населения. Также снизилось проникновение интернета на планшетах – на 4% за три года, с этого типа устройств в интернет выходят 16% россиян. На Smart TV проникновение выросло на 5% – интернетом на «умных» телевизорах хотя бы раз в месяц пользуется 13% населения.

Структура медиа потребления в Рунете достаточно стабильна. Самыми востребованными ресурсами остаются социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины, поисковые сервисы, видео сервисы и банки.

Тематические предпочтения жителей разных городов отличаются: жители городов с населением более 700 тыс. человек более склонны к использованию геолокационных сервисов, а также гидов, путеводителей, афиш и сервисов бронирования билетов. В городах с населением 100–700 тыс. чаще, чем в других населенных пунктах, пользуются сервисами купонов и скидок в интернете. Среди жителей Москвы больше пользователей сервисов, посвященных билетам и путешествиям, а также государственным услугам и финансовым ресурсам. Среди жителей Санкт-Петербурга преобладают пользователи сервисов путеводителей, гидов и афиш, а также справочных, энциклопедических и образовательных ресурсов.

По данным за февраль 2019 года, наиболее популярными ресурса- ми по совокупной аудитории на мобильных и десктопных устройствах в Рунете являются: Яндекс – его среднесуточный охват среди населения 12–64 лет, проживающего в городах 100k+, составляет 47%, ВКонтакте – 43% и Google – 39%. Среди десктопных пользователей наибольший среднедневной охват был зафиксирован у Яндекса. Ежедневно на него заходят чуть менее трети населения. На мобайле самая большая аудитория у Whatsapp. Этим мессенджером на мобильных устройствах пользуется 37% аудитории.

Общие данные по социальным сетям:

  1. 45% совершеннолетних россиян заходят хотя бы в одну социальную сеть почти ежедневно, 62% – раз в неделю.
  2. Максимальный уровень вовлеченности наблюдается в возрастной группе 18–24 года – почти каждый день соцсетями пользуется 91% респондентов. В категории 25–34 – 69%.
  3. По активности авторов ВКонтакте на первом месте – более 36 тысяч в месяц, уверенными темпами лидера догоняет Инстаграм – более 23 тысяч в месяц.
  4. Молодые люди до 18 лет предпочитают ВКонтакте, Инстаграм на третьем месте после YouTube.

ВКонтакте

  1. Демография: женщин немного больше, чем мужчин, преобладает аудитория старше 25 лет.
  2. 25,7 миллионов пользователей ВКонтакте публикуют контент.
  3. Среди авторов больше женщин, самая активная аудитория в возрасте от 25 до 34 лет.
  4. Больше всего создателей контента проживает в Санкт-Петербурге, Мурманской области и Москве.
  5. Аудитория наиболее активна по понедельникам.
  6. Активнее всего аудитория реагирует на публикации с коротким текстом до 160 символов.

Instagram

  1. В социальной сети больше женщин. На возрастную категорию 18–34 года приходится 67% пользователей. При этом Инстаграм взрослеет, растет процент аудитории старше 35 лет.
  2. В соцсети активнее увеличивается число пользователей из Казани и Самары, чем из Москвы и Санкт-Петербурга. Женщины (76,9%) создают контент чаще мужчин (23,1%).
  3. Всего авторов на площадке более 7 миллионов.
  4. Активнее публикуют записи жители столиц и Сахалинской области.
  5. Лучшие дни для вовлечения аудитории – воскресенье и понедельник.
  6. Как это не парадоксально, но россияне в Инстаграм любят читать печатные тексты. Наибольшей популярностью пользуются публикации с длинным текстом свыше 1000 символов.
  7. Аудитория предпочитает просматривать качественные фото и активно реагирует на ссылки.

Интересный факт: 36% пользователей заходят в Инстаграм, чтобы «убить время». И женщины, и мужчины в первую очередь следят в социальной сети за событиями, происходящими в жизни своих друзей, а также в жизни популярных личностей.

Юная аудитория Рунета

Аудитория детского контента – почти треть населения России. Сайты, специализирующиеся на контенте для детей, посещают 24,5 млн человек; если к этому добавить другие платформы (социальные сети, видеохостинги), то совокупная аудитория вырастет до 41 млн человек. На российские ресурсы заходят и жители стран дальнего и ближнего зарубежья (стран СНГ, Прибалтики, Германии, Израиля, США и других, где проживает русскоговорящее население). Совокупная аудитория детского контента в Рунете составляет 53 млн. человек.

Интернетом пользуются 93% детей в возрасте 5–11 лет, это почти 5 млн. человек. Среди возрастной группы 5–7 лет (2,1 млн. человек) в интернет выходят 89%, а среди 8–11 лет – 97% (2,74 млн. человек).

Аудитория в возрасте 8–11 лет начала выходить в сеть в 6–7 лет. Тем временем 5–7-летние узнали об интернете, когда им было 4–5 лет.

В младшей возрастной группе более трети выходят в сеть самостоятельно, а к 8–11 годам показатель возрастает до 55%. Такие тенденции аналитики связывают не только с развитием новых информационных технологий и их доступностью, но и с появлением нового поколения родителей, пользующихся интернетом с детства.

Почти каждый день (6–7 дней в неделю) всемирной сетью пользуются 45% детей, а к 8–11 годам их доля вырастает до 54%. Основным устройством для выхода в интернет стал смартфон: его используют 67% аудитории в возрасте 5–11 лет и 74% – в 8–11 лет. Планшет также остается одним из средств доступа к сети – больше всего он популярен среди самых молодых посетителей интернета (5–7 лет). Ноутбуки и стационарные компьютеры не пользуются популярностью у молодой аудитории, хотя с возрастом процент их использования доходит до 40%.

Аналитики отмечают, что родители склонны думать, что подавляющее большинство детей чаще всего выходят в интернет из дома. Но исследования фиксируют, что это не так. Почти 41% детей пользуется интернетом вне дома: в дороге или путешествиях, гостях, общественных местах, школах и детских садах.

Политика и интернет

Практика показывает, что в России глава государства предпочитает общаться со своими гражданами, используя традиционные СМИ. Но аналитики отмечают, что репортажные и документальные сюжеты НТВ и телеканала «Россия» не пользуются популярностью среди пользователей интернета. Проблема заключается, с нашей точки зрения, в формате, уже не так хорошо воспринимаемом молодежью. Российские политики неохотно выражают свои мысли в социальных сетях, поэтому за них это делают блогеры, часто искажая мнения авторов.

Подводя некоторые итоги, можно сделать следующие выводы. Во-первых, интернет расширяет свое влияние на социум.

Во-вторых, аудитория интернета сегодня активно увеличивается в основном за счет подключения к сети представителей старшего поколения. Наряду с этим, наблюдается активизация детской аудитории.

В-третьих, в целом, интернет-аудиторию отличает социальная сегментация, многообразие интересов, стабильная востребованность медиа потребления в Рунете, где самими популярными ресурсами остаются социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины, поисковые сервисы и банки.

Что касается политики, то нет сомнений в том, что в ближайшее время в России интернет станет главным фактором влияния на потенциальных избирателей.

Литература и источники

  1. Блам Э. Сеть. Как устроен и как работает Интернет. AST Publishers, 2014.
  2. Кранц М. Интернет вещей. Новая технологическая революция. М: «Эксмо», 2018.
  3. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г. и др. М.: Экон-иформ, 2019.
  4. https://rusability.ru/internet-marketing/polzovateli-sotssetej-v-rossii-statistika-i- portrety-auditorii.
  5. https://adindex.ru/news/researches/2019/02/19/269987.phtml.
  6. https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/auditoriya-rossiyskogo-segmenta- interneta-v-2019-godu/.

Андреев А.Д. студент группы СМ7‐41Б Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Гришнова Е.Е., докт. полит. наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии».

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля