Ключевые слова: научно одаренная молодежь, игра, диалог, проектная деятельность.

Научная молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом инновационного развития России. Способность к научным исследованиям, новым открытиям и достижениям в области естественных и социально-гуманитарных наук, высокая заинтересованность в научно-исследовательской деятельности превращает данную группу молодежи в инновационный ресурс научно-технологического развития. Развитию научно-исследовательского потенциала молодежи, выделению в молодежной среде представительной группы научной молодежи способствует стимулирование проектной деятельности в школе в рамках как в рамках учебного предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе, так и в рамках внеурочной научно-исследовательской проектной деятельности в средней школе в рамках дополнительного образования и во внеурочной деятельности. Формирование такой группы среди обучающихся средней школы способствует повышению интереса к научно-исследовательской работе в системе высшего образования. Часто учащиеся продолжают в профессиональном образовании исследования той проблематики, начало исследования которой было положено в средней школы.

Исследование технологии формирования и развития научно одаренной молодежи стало целью социально-педагогического эксперимента, проводимого в школах № 887, 654 им. А.Д. Фридмана в рамках кружков дополнительного образования и предметов предпрофильного обучения «Обществознание», «Экономика», «Право», «Индивидуальный проект». Эффективность технологии проверялось статистическими данными показателей олимпиадного движения, результатов участия во всероссийских конкурсах и проектах, результатами ЕГЭ. Социальная практика показала, что на первом этапе необходимо выявление молодежной группы, у которой развиты навыки научно-исследовательской деятельности и ее мотивация. Для выявления уровня сформированности навыков использовались методы проверки уровня усвоения и понимания специализированного текста, решения кейсовых задач, решения проектных заданий, подготовка и защита презентаций, написание эссе. В результате отбора по группе методов выявлялась группа с наилучшими показателями сформированности научно-исследовательских навыков. В дальнейшем с выявленной группой проводилась работа по мотивации и развитию комплекса научно-исследовательских навыков. Для мотивации использовались методы диалога, учебной и деловой игры.

Диалог, как метод обучения, хорошо известен в истории педагогики еще с античных времен, философских школ Сократа, академии Платона, ликея Аристотеля. Диалог исходит из философской установки, согласно которой необходимые знания у человека уже есть, их необходимо только актуализировать, обобщить, «очистить» от лишней информации. Методики диалога стали развиваться в таких педагогических системах XX века, как вальдорфская школа педагогики, педагогическая система Д. Карнеги, педагогическая традиция Эльконина-Давыдовой. Диалог позволяет не только актуализировать имеющиеся знания, но и способствует проявлению эрудиции, развитию способности формулировать свою позицию и аргументировать ее. Потому диалог становится востребованным методом обучения в целях формирования и развития мотивации, заинтересованности учащегося в определенном предмете, а также в научно-исследовательской деятельности[1]. Использование диалоговых методик позволяет устанавливать гармоничное социокультурное взаимодействие в группе, способствовать самореализации личности ребенка в дискуссиях, процессе аргументации собственной позиции. Участие в таких формах активности способствует самореализации личности, выработки таких важных качеств как эрудированность, активная позиция и социальная активность, уверенность в себе, осознанность профессионального выбора, мотивация работы в рамках определенной темы, проблемы.

Технология организации диалога является инновационной в силу вовлечения учащихся в процесс сотворчества с учителем, повышения заинтересованности учащихся в предмете, развития таких социально значимых качеств, как социальная активность, инициатива, ответственность. Более того, диалоговые и игровые техники позволяют проявиться и развиваться одаренным детям, которые, в свою очередь своими достижениями обеспечивают социальный успех педагога. Социальная активность учащихся способствуют самореализации не только в учебной, но и в общественно полезной деятельности. В этих условиях перспективным является распределение обязанностей учащихся, закрепление за каждым участником определенного полезного вида деятельности, соответствующего интересам, умениям, склонностям учащегося. Выбор формы деятельности определяется самой личностью воспитанника, его предпочтениями, а также имеющимися навыками. Одни дети обладают навыками работы с техникой, они берут на себя организацию фотографирования и видеосъемки наиболее важных событий в жизни класса или группы, другие компетентны в области работы с компьютерной техникой, они способны работать с информационным сопровождением, размещать оперативную информацию о наиболее заметных событиях (олимпиадах, конференциях), размещать в социальных сетях конспекты занятий, необходимые учебные материалы. В такой деятельности, поддерживаемой педагогом, учащиеся становятся не только сопричастными к организации работы, но и отрабатывают те навыки, которые могут пригодиться во взрослой жизни.

Диалоговые техники мотивации и развития научно-исследовательских навыков дополняются игровыми. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции, способности аргументировать, отстаивать собственную точку зрения.

Система игротехник включает в себя разные по времени (5, 10, 15 минут) и по методическому содержанию игры[2]. Выделяют игры-разминки (интеллектуальный ручеек, где дети придумывают вопросы по определенной теме, обмениваются ими самостоятельно или под контролем учителя), игры-квесты (техники, где индивидуально или командно решаются задания на разных игровых площадках), интеллектуальные игры («Своя игра», «Сто к одному», «Брейн-ринг»), деловые игры, где отрабатываются определенные учебные действия и навыки («семейный бюджет», «фондовый рынок», «предпринимательство», разработанные благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка РФ).

Сформированная с помощью названных инновационных техник мотивация на занятие научно-исследовательской деятельностью дополняется социальной самореализацией, которая реализуется через вовлечение участия учащихся в олимпиады, творческие конкурсы, фестивали, конференции. Ситуация социального успеха, победы в олимпиадах, сертификаты конференций, благодарственные письма, медали, опубликованные статьи дают основу для признания ценности научно-исследовательской деятельности и укрепляет мотивацию на занятие научным творчеством. Значимые успехи учащихся приводят к их регистрации на федеральном портале «Талант и успех», к приглашению к участию в фестивалях одаренной молодежи, получению грантов и специальных стипендий.

Статистические исследования показывают, что предлагаемая модель выявления и социального развития научной молодежи значительно улучшает показатели работы по выявлению научно одаренной молодежи, что проявляется в росте показателей количества победителей и призеров олимпиад, победителей конкурсов, значительном улучшении показателей государственной итоговой аттестации, а также социальной успешности представителей научной молодежи в процессе профессионального обучения.

Волосков И.В., доктор философии, академик Российской академии гуманитарно-прикладных наук, учитель истории и обществознания, школа № 887

Валлис И., доктор философии


[1] Валлис И., Волосков И.В., Суковатый В.Г., Ткаченко А.С. Особенности социализации одаренных детей // The Uniti of Science. – Prague, 2020. – N 1. – C. 36-38.

[2] Волосков И.В. Игра как технология обучения гуманитарно одаренных учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом. Вып. 3. – Новосибирск, 2016. – С. 21-23.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля