Аннотация. В статье раскрываются специальные формы противоборства с использованием информационной сферы. Предложены основные принципы информационной работы в военной сфере. Дается определение информационного сопровождения военно-социального управления и обосновываются формы этой деятельности. Представлена согласованная по целям социальная технология в военном деле. Содержится оценка эффективности информационного сопровождения методами военно-социологических исследований. Раскрыты важнейшие проблемы обеспечения безопасности страны и ее военной организации в информационной сфере. Представлено определение информационной безопасности и ее составляющих, а также социального управления информационной безопасностью военнослужащих.

Авторы раскрывают требования к современной модели противодействия информационным операциям и предлагают перечень гуманитарных задач, которые вынуждено решать государство во время военных операций, а также факторы информационных технологий, которые необходимо учитывать при планировании информационных операций и управлении ими.

Ключевые слова: информационная война, информационное сопровождение военного управления, информационная безопасность в вооруженных силах, информационная операция

Введение

История современной информационной войны в значительной степени совпадает с историей новых медиа. Конечной точкой их развития стало военно-техническое единство системы управления и коммуникации [Больц 2011: 65-74]. Военная наука – это то же самое, что информатика и техника моделирования.

Значимым аспектом развития социально-политической ситуации в России в настоящее время выступает все возрастающая роль информации, предоставляемой общественности в процессе принятия и реализации решений в области обороны и безопасности. В данном контексте министр обороны РФ Сергей Шойгу не раз заявлял, что против нашей страны ведется информационная война, имеющая долгосрочный, стратегический характер. По его мнению, США и их союзники не оставляют попыток сформировать в глазах мирового сообщества враждебный образ России и одновременно используют все имеющиеся ресурсы для оказания деструктивного информационно-психологического воздействия на военнослужащих и всех российских граждан.

Роль информации в военно-социальном управлении

Статус государства в оборонной сфере сегодня определяется не только фактом обладания современным вооружением (в т.ч. ядерным) и военной техникой, но и наличием ресурсов, обеспечивающих эффективные действия в информационном пространстве. Такое положение дел обусловлено в первую очередь цифровизацией всех сфер жизнедеятельности людей и как следствие – растущей вовлеченностью социальных масс и институтов в цифровую среду. можно выделить следующие формы противоборства с использованием информационной сферы:

  • социальные, культурные и политико-экономические информационные войны;
    • война в сфере управления войсками;
    • психологическая война (использование информационных ресурсов против человеческого сознания);
    • кибервойна (нарушение функционирования всей информационной системы противника) [Добреньков, Агапов 2011: 76].

Сегодня под информационным сопровождением военно-социального управления следует понимать деятельность руководящих кадров и специализированных информационных подразделений, направленную на создание оптимальных условий для реализации военной политики государства посредством формирования у военнослужащих и граждан поддержки государственной политики в области военной безопасности Российской Федерации. Информационное сопровождение представляет собой мониторинговый процесс, что позволяет выявлять социальные процессы, требующие реализации обоснованных управленческих решений. Основные формы сопроводительной деятельности – слежение за информацией и регулирование информационных потоков.

Важно отметить, что оценить эффективность информационного сопровождения возможно посредством проведения военно-социологических исследований по выявлению изменений в сознании и поведении военнослужащих. При этом чем конкретнее определены желаемые результаты и детализирована программа деятельности подразделений информационного сопровождения военно-социального управления, тем достовернее измерение динамики установок и поведения представителей целевой аудитории.

Специфика современной вооруженной борьбы обусловлена характером информационной цивилизации и объективно действующими закономерностями в этой сфере. Поэтому проблема информационной безопасности сегодня не является узкой информационно-технологической проблемой. Важность решения задачи обеспечения информационной безопасности подтверждается использованием информационных средств и технологий субъектами международных отношений, экстремистскими, националистическими, религиозными, террористическими движениями и организациями в агрессивных целях. Центр тяжести противоборства государств из традиционно материальной сферы переносится в информационную плоскость. мерой превосходства становится уровень развития технологий и электронного компонента вооружений. Следует подчеркнуть, что сети глобального информационного обмена существенно расширяют возможности использования информационного оружия.

Анализ проблемы информационной безопасности предполагает ее структурирование как научной категории и разработку концептуальных основ информационной политики государства. Обеспечение безопасности страны и ее военной организации в информационной сфере требует решения ряда важнейших проблем, среди которых можно выделить:

  • определение соответствия между свободным распространением информации и необходимостью сохранения в тайне сведений ограниченного доступа;
    • опережающее развитие новых информационных технологий, их широкое внедрение в деятельность военно-государственных институтов;
    • координацию и нормативно-правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и военного управления, ответственных за информационную безопасность;
    • развитие отечественных информационных и телекоммуникационных ресурсов.

В этих условиях информационную безопасность вооруженных сил можно представить как состояние защищенности воинских формирований и информационной инфраструктуры от действий и факторов, представляющих угрозу нарушения их функционирования. Информационная безопасность военнослужащих предполагает обеспечение:

  • военно-политической ориентированности личного состава;
    • защищенности убеждений, взглядов и психики военнослужащих от деструктивного информационно-психологического влияния противника;
    • готовности личного состава к правильному использованию современных информационно-коммуникативных технологий.

В данном контексте социальное управление информационной безопасностью военнослужащих представляет собой целенаправленную деятельность по выявлению закономерностей развития информационной среды, ее влияния на психику военнослужащих и оперативному регулированию информационных потоков в интересах нормализации социальных отношений в воинских коллективах, а также на уровне «институт военной службы – гражданское общество». Социальное управление информационной безопасностью военнослужащих представляет собой сложное системное явление, имеющее многокомпонентную структуру. мерой превосходства государства становится уровень развития технологий информационно-психологического воздействия и нарушения функционирования системы информационного сопровождения военно-социального управления.

Политика в области информационной безопасности определяется интересами национальной безопасности. Она формируется и реализуется в результате деятельности законодательной власти, государственных и специальных служб. Здесь же происходит формирование имиджа армии. Из всего рассмотренного вытекают следующие выводы.

Во-первых, социология военного управления способна усилить вклад в повышение авторитета армии и заботы о ней со стороны общества. Во-вторых, важно развивать у военнослужащих реальное представление об обществе, которое они защищают. В-третьих, формировать у военнослужащих негативное отношение к информации противостоящей стороны. В-четвертых, необходима разработка и реализация долгосрочной программы по формированию позитивного имиджа Вооруженных сил в российском обществе.

Информационные операции

Информационная операция представляет собой масштабное применение сил и средств информационно-психологического и информационно-технического воздействия на противника в интересах реализации военных, политических, социально-экономических и иных интересов субъекта воздействия.

Объектами информационно-психологической операции являются психика военнослужащих и населения, а также системы принятия управленческих решений и формирования общественных настроений. При проведении информационно-технических операций воздействию подвергаются объекты информатизации, интернет-сайты и сети связи.

Информационные операции чаще всего направлены на замещение духовно- нравственных ориентиров военнослужащих и граждан, навязывание им ценностей и установок в целях переформатирования морально-политического и психологического состояния личного состава вооруженных сил противостоящей стороны.

Информационные операции – разновидность непрямых действий, имеющих многовековую историю. Однако лишь в XX в. проблема пропаганды среди войск и населения противника приобрела чрезвычайную актуальность. Активно стали заниматься этой проблемой американские специалисты в период Первой мировой войны. Они определили, что пропаганду можно использовать как оружие для прямого удара по моральному духу врага. Пропагандистская деятельность, в их представлении, является одним из трех основных инструментов ведения межгосударственного противоборства. Это:

  • военное давление (использование потенциала вооруженных сил);
    • экономическое давление (ограничение доступа к природным ресурсам, транспортным коммуникациям, рынкам сбыта, капиталу и рабочей силе);
    • пропаганда (задействование манипулятивных технологий) [Лассуэлл 2021: 55].

Во время Второй мировой войны лучшие американские социологи Р. Мертон и П. Лазарсфельд активно включились в борьбу с нацизмом, изучая влияние на людей отдельных пропагандистских материалов. Они пришли к выводу, что пропаганда не заменяет социальную политику или социальную практику, но она помогает людям понять и политику, и практику [Мертон, Лазарсфельд 2006: 716-739]. В начале 60-х гг. прошлого века родоначальник современной кибернетики Н. Винер, изучая коммуникации и управление, большое внимание уделил результатам военной игры, но с применением ядерного оружия [Винер 2018: 82-85]. Сегодня в условиях повсеместной цифровизации и революции в военном деле деятельность в информационном пространстве приобретает беспрецедентные возможности.

Современная модель противодействия информационным операциям должна разрабатываться с учетом нелинейности действий вероятного противника и предусматривать решение следующих задач по защите личности, общества и государства:

  • переход от формы прикрытия пространства военно-политической и культурно-мировоззренческой сфер к функциональному контролю над стратегически важными их элементами;
    • обеспечение возможности оперативного сосредоточения критически важных ресурсов в наиболее угрожаемом месте. Сегодня это фронт информационной войны;
    • непрерывная разведка в тесном взаимодействии со структурами политико- военного управления государством и вооруженными силами для оперативного создания и использования преимуществ на угрожаемом направлении;
    • кадры, способные обеспечить разработку и реализацию стратегии противодействия в информационной войне [Бартош 2017].

Усиление роли общественного мнения и массовых коммуникаций в государственном и военном управлении происходит благодаря таким факторам, как:

  • возрастание зависимости направленности социальных процессов от качества информационного обеспечения управленческой деятельности и адекватности реагирования на запросы военнослужащих и населения;
    • глобализация коммуникаций и появление новых информационных и технических возможностей оценки происходящих событий;
    • увеличение форм, способов и инструментов контроля и регулирования поведения военнослужащих и социальных масс.

Анализ возможностей массмедиа во время военных операций позволяет определить перечень гуманитарных задач, которые вынуждено решать государство. Это:

  • стратегическое и тактическое управление массовым сознанием;
    • управление информационной повесткой дня;
    • создание и удержание доминирующей картины мира в образовании и иных информационных потоках стратегического характера;
    • управление альтернативными взглядами;
    • удержание альтернативы от информационного мейнстрима [Почепцов 2015: 144].

Современная модель информационной операции предполагает ее ведение в физическом, когнитивном и информационном пространстве. Физическая среда представлена материальным миром, в котором ведутся традиционные боевые действия. Здесь информация и системы коммуникации выполняют обеспечивающие функции. Когнитивное измерение представлено человеческим сознанием и мышлением. В данной сфере информация обрабатывается и трансформируется в мысли, идеи и установки, на основании которых принимаются решения. Информационная среда интегрирует физическое и когнитивное измерения и служит инструментом воздействия на сознание военнослужащих и населения (в т.ч. и противника) в военно-политических целях.

Сегодня информационные операции проводятся заблаговременно, до начала военных действий, и сопровождают их на всем протяжении межгосударственной борьбы. Их главная цель заключается в создании условий для управления оппонентом и его подчинении воле одной из сторон. Для этого задействуются методы рефлексивного управления. Термин «рефлексивное управление» может пониматься в двух смыслах. Во-первых, как специфический метод социального контроля, во-вторых, как искусство манипуляции людьми и их объединениями. При этом различают четыре типа рефлексивного управления:

  • воздействие на неосознанную сферу субъектов;
    • манипулирование посредством прямого воздействия;
    • манипулирование путем изменения социальных отношений в группах и общностях;
    • манипулирование порядком значимости [Смолян 2013].

Заключение

Практика показывает, что современные информационные операции являются неизменным спутником межгосударственного противостояния, а результаты их проведения сравнимы с итогами классических войн и вооруженных конфликтов. Так, например, «цветные революции» в странах постсоветского пространства, Ближнего Востока и Северной Африки, ставшие в значительной степени следствием эффективной реализации операций в информационной сфере, привели к деформации ментальной основы народов и утрате государствами политической субъектности.

Сегодня готовность к вооруженному противостоянию уже не гарантирует сохранение суверенитета и территориальной целостности. Средства, технологии, формы и способы использования информационной сферы в военно- политических целях стали содержательным элементом «войн нового типа», механизмы предотвращения которых еще только предстоит выработать.

Список литературы

Бартош А. 2017. Трофейные смыслы. Главная цель современного агрессора – захватить сознание. – Военно-промышленный курьер. № 4(668). С. 10.

Больц Н. 2011. Азбука медиа. м.: Европа. 132 с.

Винер Н. 2018. Корпорация «Бог и голем». м.: АСТ.157 с.

Добреньков В.И., Агапов П.В. 2011. Война и безопасность России в XXI веке. м.: Академический проект; Альма матер. 217 с.

Лассуэлл Г.Д. 2021. Техника пропаганды в мировой войне. м.: Изд-во ИНИОН РАН. 237 с.

Мертон Р., Лазарсфельд П. 2006. Исследования в области радио- и кинопропаганды. – Социальная теория и социальная структура. м.: АСТ. 873 с.

Почепцов Г.Г. 2015. Информационные войны. Новый инструмент политики. м.: Алгоритм. 254 с.

Смолян Г.Л. 2013. Рефлексивное управление – технология принятия манипулятивных решений. – Труды ИСА РАН. Т. 63. № 2. С. 51-64.

ВЕРЕМЧУК Владимир Игоревич – доктор социологических наук, профессор; профессор 21-й кафедры (социологии) Военного университета Министерства обороны РФ

КРУТИЛИН Дмитрий Сергеевич – кандидат социологических наук, научный сотрудник Военного университета Министерства обороны РФ

ЕРАНОСЯН Владимир Максимович – кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

VEREMCHUK Vladimir Igorevich, Dr.Sci. (Soc.), Professor; Professor of 21st Chair (Sociology), Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

KRUTILIN Dmitry Sergeevich, Cand.Sci. (Soc.), Research Associate, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

YERANOSYAN Vladimir Maksimovich, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation

Власть № 03 (т. 31) /2023, С. 188-193

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля