
В наши дни ни у кого не вызывает сомнения то, что аналитическая деятельность из ситуативной или «любительской» трансформировалась в деятельность профессиональную. Аналитики различных предметных областей оказывают существенное влияние на динамику всех сфер общественной жизни. Бурно развиваются базы и рынки информации, интеллектуального продукта, методического и программного обеспечения аналитической деятельности.
Особенно широкое распространение профессия «аналитик» приобретает в связи с установками руководства страны на переход к цифре, в широком смысле этого понятия, что, несомненно, влечет за собой многократное увеличение управленческой и иной информации, а, следовательно, еще больше актуализируется профессия информационного аналитика.
Сегодня профессия информационного аналитика представляет человека, «управляющего информацией», это специалист, который занимается сбором, осмыслением определенной информации, на основании которой им делаются целевые (аналитические) выводы [1], готовятся предложения для принятия управленческих решений.
Информация в таком контексте – это не просто сведения, данные и содержание проблемы, а мотивирующие на деятельность «синтетические» знания. А поскольку в нашем понимании объект информационной аналитики – это сложная социальная система, и, соответственно, при ее исследовании, актуален даже не междисциплинарный, а многодисциплинарный подход. При этом речь идет, прежде всего, о социальной информации, представляющей собой совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, содержащих общественно значимые смыслы, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.
Следовательно, социальная информация – это информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении общественными процессами. Она несет глубокий след общественных, национальных и иных отношений, отпечаток потребностей, интересов, психических черт коллектива, отношения в котором информация отражает и который пользуется информацией, и всего населения в целом. Эта социальная информация формирует информационное пространство, которое можно рассматривать как предметную область информационной аналитики. Это область информационной смысловой действительности или область идеальных информационных представлений, подлежащая описанию (моделированию) или исследованию. Она состоит из объектов, различаемых по классификационным признакам (свойствам), находящихся в определенных отношениях (связях) между собой и взаимодействующих определенным образом с внешней средой.
Таким образом, предметным полем работы информационного аналитика является, прежде всего, смысловое (в социальном плане) информационное пространство общества, информационные события, явления и процессы, система информационных отношений и взаимодействий членов информационного пространства, основанных на использовании информации, имеющей определенный смысл. Это предметное поле формирует государственные, научные, бытовые информационные потоки. Все они, пересекаясь и сталкиваясь, создают информационные события, сюжеты, проблемы и т. д., формируют посредством информации социальные отношения, вносят, создают и меняют привычные социальные смыслы, что приводит к определенной социальной динамике. Самыми острыми столкновениями информационных потоков представляются информационное противоборство и информационные войны. Главной мишенью в информационных войнах является массовое сознание и психика, трансформировать которые возможно, только используя специализированную информацию.
Именно поэтому информационная аналитика призвана анализировать информацию, потенциально способную стать массовой (воздействующей на массовое сознание). Можно сказать, что анализ потенциально актуальной и реально значимой для социума информации есть основная цель и суть информационной аналитики.
Вместе с тем, при подготовке информационных аналитиков мы столкнулись, как и в любом новом деле, со следующими проблемами, которые имеют место как на теоретическом, так и на методологическом уровне. Многие из них практически не исследованы, в частности:
• сущность информационного общества, его содержание, элементы, законы и закономерности, действующие внутри;
• понятие и сущность информационных отношений;
• информационные потребности, ценности;
• понятие информационного события, технологии работы с ним;
• роль и место в информационном обществе социальных смыслов и технология работы с ними и т.д.
А ведь именно эти знания позволяют понять прохождение информационных потоков, их влияние на общество, и на этой основе при необходимости можно обеспечить противодействие нежелательному информационному влиянию.
Когда-то мы уже это проходили, вспоминается 1983 г., когда Ю.В. Андропов сказал: «Если говорить откровенно, мы ещё до сих пор не изучили в должной мере общества, в котором живём и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным методом проб и ошибок» [2].
К сожалению, примерно так и мы действуем и сейчас в новом информационном обществе.
Между тем, это не мешает аналитике как виду деятельности одинаково быть востребованной в бизнесе, в политике, в иных социальных сферах, но особенно она актуальна на государственной службе. Поэтому, не дожидаясь теоретических решений, приходится решать практические задачи по подготовке специалистов в области информационной аналитики.
Драйверами этого процесса выступают, современные информационные технологии. Если стратегические задачи XX века решались за счет использования физики, математики, механики и немного развивающейся информатики, то XXI век, стал более
«междисциплинарным» с сильной опорой на компьютерные технологии. Это требует в, свою очередь, понимания информационного, цифрового общества, глубокого знания компьютерных технологий, понимания и проникновения в социально-гуманитарные технологии, поскольку социальные перемены стали чрезвычайно динамичны.
Это особенно актуально, когда Россия превратилась в полигон применения новых социально-информационных технологий и борьбы глобальных тенденций, усугубленной внутренними противоречиями и переживаемой стадией собственной исторической эволюции (процессы демократизации, экономические реформы, информатизация). Все эти сложные цивилизационные процессы порождают интенсивные информационные потоки, информационные всплески, отражающие на информационном уровне их взаимодействие.
Мы исходим из того, что сегодня информационная аналитика призвана анализировать информацию, потенциально готовую стать массовой (воздействующей на массовое сознание), способствующую принятию управленческих решений. Можно сказать, что анализ потенциально актуальной и реально значимой для социума информации есть основная цель и суть информационной аналитики.
Исходя из цели, можно выделить основные субъекты информационной аналитики:
• все виды государственной службы;
• частные корпорации, фирмы, организации;
• крупные политические партии и общественные объединения;
• средства массовой информации и коммуникации, которые одновременно могут выступать в роли субъекта и в роли инструмента информационной аналитики.
Перечисленные субъекты отличаются общей особенностью: для успешного функционирования им необходимо в совершенстве владеть методологической базой исследования информационных процессов и социальных систем, в которых эти процессы развиваются.
И здесь мы подходим к деятельности аналитика, поскольку своей профессиональной деятельностью он стремится ответить на вопрос, что происходит в информационном пространстве с той или иной информационной проблемой или событием, каковы векторы и тенденции их развития. Его задача – раскрыть внутренний смысл происходящего информационного события или процесса, объяснить, почему оно произошло, как будет развиваться, как этим информационным событием можно управлять, как на него следует реагировать, какие информационные последствия следует предотвратить.
Отталкиваясь от целевого предназначения информационной аналитики, можно сказать, что технологически она вбирает в себя диагностику информационных явлений, прогнозирование их развития и моделирование дальнейшей их динамики. В целом можно сказать, что информационная аналитика является составной частью аналитической деятельности, и все базовые цели, задачи, ключевые исследовательские методы свойственны также и ей.
Поэтому к целям информационно-аналитической деятельности мы относим:
• диагностику происходящих информационных событий и процессов;
• вариативное прогнозирование развития информационных событий и процессов;
• моделирование ситуации (создание моделей управления информационными событиями и процессами, а также создание моделей поведения людей в контексте развивающихся событий или процессов).
Попытаемся очертить профессиональный профиль современного информационного аналитика, работающего в сфере социальной проблематики:
• умение сформулировать потребности заказчика в цель аналитического задания;
• владение технологиями интеллектуального и компьютерного сбора, обработки и структурирования социальной информации;
• способность с помощью аналитических технологий исследовать предметную область анализа и выработать предложения по оптимизации выявленных проблем;
• владение технологиями моделирования предметной области (предметная область – сфера деятельности человека, выделенная и описанная в соответствии с некоторыми целями. Описание предметной области включает: предметы (объекты, процессы, явления); отношения между выделенными предметами и/или их частями; взаимодействия между предметами, их частями и отношениями, возникшие в результате осуществления деятельности человека) [3] (социальных процессов и явлений);
• умение работать с явными и скрытыми смыслами в информационных потоках;
• знание аналитической документации, умение ее разрабатывать, визуализировать и представлять заказчику и лицу, принимающему решения;
• владение методами моделирования и документирования социальных процессов;
• владение широкими коммуникативными навыками.
• способность руководить социальными IT-проектами;
• высокая обучаемость и стремление к инновациям.
Особое место сегодня в социальном управлении играет анализ смыслового контента информационного потока. Аналитическая деятельность, в зависимости от предметной области, может преследовать различные цели, но основная – выявление и разъяснение смысла происходящих событий или процессов. И это не случайно, поскольку именно смыслы ведут за собой общество, потому что они формируют систему видения окружающего мира. В зависимости от картины мира человека возникают мотивации на те или иные действия. Картины мира существуют не только на уровне страны, но и на уровне семьи. Именно отсюда мы берем свои цели. Мы движемся туда, куда нас зовут наши смыслы. Это новые, весьма острые риски и угрозы, возникающие в системе государственного управления, которые необходимо видеть, распознавать, блокировать либо противодействовать им.
Современное ускорение воплощения идей и смыслов происходит благодаря бурному развитию социальные технологий. Социальные технологии (высокие социально-гуманитарные технологии) мы можем определить как комплекс взаимосвязанных по целям задачам сил и средств (психологических, информационных, идеологических и т.д.), направленных на достижение поставленной цели вне зависимости от интересов и задач общества и населения субъекта воздействия (социальные технологии (высокие социально-гуманитарные технологии) мы можем определить как комплекс взаимосвязанных по целям задачам сил и средств (психологических, информационных, идеологических, информационных и т.д.), направленных на достижение поставленной цели, вне зависимости от интересов и задач общества и населения субъекта воздействия), или как их еще называют «высоких гуманитарных технологий». Влияние таких технологий на общество громадно, неслучайно аналитики, эксперты все громче говорят о том, что «главными технологиями сверхдержавы XXI века будут технологии стратегического и исторического прогноза, проектирования будущего, высокие гуманитарные технологии, методы сборки и разборки исторических субъектов» [3]. Поскольку «в ходе развития пятого и шестого технологических укладов были созданы и получили глобальное развитие организационные, информационные и когнитивные технологии, позволяющие формировать в заданном формате цели, ценности, мотивации поведения как больших социальных групп, так и отдельных личностей в интересах заказчика и вне контроля со стороны суверенного государства» [4].
Таким образом, информационная аналитика призвана анализировать информацию, потенциально способную стать массовой (воздействующей на массовое сознание). Можно сказать, что анализ потенциально актуальной и реально значимой для социума информации есть основная цель и суть информационной аналитики.
В завершении сформулирую некоторые результаты по подготовке специалистов в области информационной аналитики:
1) сформированы основы системы подготовки специалистов-аналитиков, владеющих современными методами информационно-аналитической работы, компьютерными и математическими методами анализа объективной реальности. Идет работа по созданию портфолио типовых аналитических технологий для различных уровней и подсистем государственного управления и местного самоуправления;
2) настойчиво, через практики и стажировки идет работа по формированию системы рекрутинга и социального продвижения аналитиков как важнейшей части интеллектуального капитала общества, его национального достояния. Пытаемся сформировать социальную систему стимулов для овладения аналитической деятельностью;
3) завершено развертывание системы распределенных ситуационных центров как основных аналитических структур в системе государственного управления – рабочих мест информационных аналитиков;
4) в области национальной безопасности особое внимание уделяется проблемам высокого интеллекта, развития аналитических технологий, кадрового обеспечения, организации мониторинга сложных и судьбоносных проблем общества;
5) идет работа по подготовке учебно-методической литературы и информационно-компьютерного обеспечения аналитической деятельности. Есть попытки заложить инфраструктуру рынка интеллектуального продукта и аналитических технологий, использовать зарубежный опыт организации аналитической работы в органах государственной власти, налаживать сотрудничество с аналитическими центрами.
Литература и источники:
1. Шепель В.М. Профессия мыслитель: Креативное пособие по ана- литике. М.: Изд-во ИТРК, 2016. С. 14
2. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропова на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года. http://biblio.kz/m/articles/view.
3. Малинецкий Г.Г. Новая реальность и будущее глазами синергетика. http://www.intelros.ru/pdf/ps/02/9.pdf.
4. Овчинский В.С., Сундиев И.Ю. Организационное оружие: функциональный генезис и система технологий ХХI века. Доклад Изборскому клубу. https://izborsk-club.ru.
Валерий Николаевич Ремарчук