Анализ идеологических основ современной внешней политики Германии невозможен без рассмотрения ее исторического опыта национального строительства. Национальная идентичность выступает в качестве коллективной нормы, формирующей национальные интересы и определяющей поведение Германии на международной арене.

Феномен кризиса идентичности играет важную роль в анализе внешней политики государства в целом. Германия – страна, пережившая несколько кризисов идентичности. Идеология государства складывалась в турбулентных условиях: полное отсутствие единой национальной идеи и нации как таковой, многолетнее стремление немецкого народа вопреки препятствиям к объединению в национальное государство, катастрофа национал-социализма и переход к крайней степени идеологизированности общества, поражения в первой и второй мировых войнах, преодоление негативного прошлого и отказ от национальных интересов, полувековое существование разделенной Германии, укрепление идеи европейской интеграции и поиск национальной идеи после объединения страны, продолжающийся до сих пор.

Исторически немецкая национальная идентичность опиралась на общность языка и прошлого немецкой нации, территориальное расположение, представление об общем враге и необходимость борьбы с ним, консолидирующей силой был германский миф. Радикализации национальной идеи и искажение национальной идентичности под влиянием нацизма привело к полному краху национального дискурса в стране и кардинальной трансформации внешнеполитической идентичности.

Национальная идентичность Германии с середины XX столетия встраивалась в общеевропейскую и западные ценности. В современной Германии сохраняется идеологическая нагрузка на идентичность в тесной привязке к демократической идеологии. Как для национальной, так и для внешнеполитической идентичности современной Германии стали характерными чувство немецкой вины и ответственности за последствия нацистского прошлого, которые реализуются в политике через проведение политики мира и поддержки государств, пострадавших от национал-социализма.

Объединение Германии и конец холодной войны поставили страну перед внутри- и внешнеполитическими вызовами. В эпоху постбиполярного мироустройства принципиально новое, даже второстепенное значение приобрели понятия «нация» и «национальное государство», в историческом контексте они отступили «… на второй план перед лицом нового, супранационального преобразования мира»[1]. Глобализация как главная интегрирующая сила стала угрозой национальному государству. Юрген Хабермас, рассматривая роль национального государства конца XX столетия, отмечал, что наблюдаемый переход к плюралистическому обществу, отходящему от формата национального государства, создал предпосылки для формирования иного понимания нации Германией[2]. Логическим продолжением этих размышлений Хабермаса стала разработка понятия «постнационального» общества[3] в качестве одной из характерных черт, присущей коллективной идентичности Германии.

Выстраивание внешнеполитической идентичности Германии определяет ее нахождение в составе международных организаций, отношение к решению военных и политических вопросов. Верность евроатлантической идеологии определяет ее ситуативную характер: изменчивость под влиянием внешних факторов. В ФРГ ослаблен ключевой компонент национальный идентичности, охватывающий все население, а решения, принимаемые по внешнеполитическим вопросам, отходят от немецкой стратегической культуры и идут зачастую вразрез с интересами избирателей.

Идеологический базис внешней политики Германии заложен в общеевропейских стратегических документах, региональных стратегиях ЕС, Основном законе ФРГ, Коалиционном соглашении, Стратегии национальной безопасности ФРГ, стратегических документах национального уровня, декларирующим политику в отношении различных регионов мира и ряде других документов.

Изучив содержание документов, можно выделить основные идеологические детерминанты ФРГ во внешнеполитическом курсе страны:

– глобальная приверженность миру и безопасности: сохранение миропорядка, основанного на международном праве;

– углубление европейской интеграции, расширение трансатлантического партнерства и приверженность принципу многосторонности;

– ориентация на распространение ценностей в западном их понимании (демократия, права человека, защита меньшинств) во всем мире, феминистская внешняя политика;

– проведение дипломатии с позиции военной силы;

– интегрированная политика обеспечения безопасности (НАТО и ОБСЕ) разоружение и контроль над вооружениями, кибербезопасность, борьба с терроризмом; борьба с климатическим кризисом в мире;

– реализация принципа ответственности: предотвращение кризисов и стабилизация конфликтов, устойчивое развитие, оказание гуманитарной помощи;

– продвижение немецких экономических интересов во всем мире и снижение зависимости от авторитарных стран;

Под давлением новых вызовов и угроз на международной арене Германия отказалась от ряда традиционных способов ведения дел на международной арене, перейдя в позицию активного реагирования на кризисы. Стоит отметить, что анализ речей ведущих политиков страны и доктринальной базы внешней политики показывает, что провозглашенная федеральным канцлером «смена эпох» (нем. Zeitenwende)[4] стала лишь форсированным этапом претворения в жизнь политических дискуссий, ведущихся в Германии в последние годы.

Консолидация Запада на антироссийской основе под определяющим влиянием США определила переход Германии к применению дипломатии с опорой на силу. Ссылаясь на необходимость эффективного реагирования на вызовы в системе международных отношений и декларируя ответственность за положение дел в мире, ФРГ стремится усилить роль страны в военной политике и достичь стратегической самостоятельности. Как отмечает профессор В.К. Белозёров, «проводимая же ФРГ внешняя политика и политика безопасности, феминистская и «зелёная», по ряду параметров в действительности представляется маскулинной, воинственной и радикальной»[5].

С началом эскалации кризиса на Украине Германия продолжает руководствоваться в принятии решений интересами коллективного Запада. Ориентация на евроатлантизм ограничивает в значительной степени внешнеполитические маневры Германии и ставит ее действия в полную зависимость от стратегических партнеров, в частности США и НАТО. Ситуативность и инерционность внешней политики препятствует реализации цели устойчивой политики безопасности, к которой стремится Германия.

Список литературы:

  1. Белозёров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 166–177.
  2. Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы: О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм: пер с англ. и нем. М.: Праксис, 2002. С. 364–381.
  3. Хабермас Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии: пер. с нем. М.: Логос, 2003. № 4–5 (39). С. 105–152.
  4. Белозёров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 166–177.
  5. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998. 306 с.
  6. Integrierte Sicherheit für Deutschland // Nationale Sicherheitsstrategie der Bundesrepublik Deutschland. 14.06.2023. (https://www.nationalesicherheitsstrategie.de/).
  7. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23. Mai 1949 (BGBl. S. 1), zuletzt geändert durch Artikel 1 des Gesetzes zur Änderung des Grundgesetzes (Artikel 82) vom 19. Dezember 2022 (BGBl. I S. 2478) // Сайт бундестага. (https://www.bundestag.de/gg).
  8. Koalitionsvertrag 2021-2025 zwischen SPD, Bündnis 90/Die Grünen und FDP: Mehr Fortschritt Wagen. Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit. Düren: Schloemer & Partner GmbH, 2021. 144 s.
  9. Scholz O. The Global Zeitenwende. How to Avoid a New Cold War in a Multipolar Era // Foreign Affairs. 05.12.2022. (https://www.foreignaffairs.com/germany/olaf-scholz-global-zeitenwende-how-avoid-new-cold-war).
  10. Verteidigungspolitische Richtlinien. Nationale Interessen wahren – Internationale Verantwortung übernehmen – Sicherheit gemeinsam gestalten. // Bundesministerium der Verteidigung. (https://www.bmvg.de/resource/blob/13568/28163bcaed9f30b27f7e3756d812c280/g-03-download-die-verteidigungspolitische-richtlinien-2011-data.pdf).

[1] Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998. 306 с.

[2] Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы: О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм: пер с англ. и нем. М.: Праксис, 2002. С. 364–381.

[3] Хабермас Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии: пер. с нем. М.: Логос, 2003. № 4–5 (39). С. 105–152.

[4] Scholz O. The Global Zeitenwende. How to Avoid a New Cold War in a Multipolar Era // Foreign Affairs. 05.12.2022. (https://www.foreignaffairs.com/germany/olaf-scholz-global-zeitenwende-how-avoid-new-cold-war).

[5] Белозёров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 166–177.

Автор: Толстухина Виктория Витальевна, Московский государственный лингвистический университет, студент 4 курса по направлению подготовки «Политология»,

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля