Вам мало обычного интернета! Нет? А вас не спрашивали! По мнению мастодонтов Кремниевой долины обычный интернет устарел, и его нужно обновить.

Как вы, наверное, слышали, Цукерберг для этого решил создать метавселенную (новость 1новость 2). В разработке устройств AR и VR сейчас сосредоточены около 10 000 сотрудников Facebook — это почти пятая часть всего персонала компании. Плюс постоянно нанимают новых. На проект метавселенной компания сейчас тратит по $5 млрд в год. Больше, чем Безос или Маск тратят на освоение космоса.

Превратить Facebook в «метавселенную» Цукерберг рассчитывает «в ближайшие 5-7 лет или около того». Но кому это нужно?

Что такое «метавселенная». С примерами

IT-гиганты и инвесторы Кремниевой долины считают метавселенную главным преемником мобильного интернета. Где вместо того, чтобы только просматривать контент, вы находитесь внутри него. Этот новый трехмерный интернет объединит цифровые миры, в которых можно будет «тусоваться» в виртуальной реальности.

Элементы метавселенной уже можно встретить в популярных играх, включая Animal Crossing, Fortnite и Roblox (руководитель Fortnite, кстати, тоже два года назад выступил за создание метавселенной). За время пандемии появилась платформа для презентаций Areena Virtual Space, позволяющая создавать трехмерную площадку для встреч или представлений. Здесь есть и ведущий, и посетители. Последние могут создавать аватаров и общаться друг с другом, наблюдая за презентацией — что, по идее, должно делать впечатления от нее более позитивными.

Хорошим примером зачатков метавселенной также может стать платформа Virbela. Она позволяет командам, например, кататься вместе на катере в виртуальном мире или играть в футбол. Некоторые компании полностью воссоздают внутри свой офис, чтобы удаленные сотрудники могли сидеть-ходить, общаться, знакомиться с коллегами, пусть и виртуально. Люди могут просто собраться в случайном месте и о чём-то поговорить. Причем это не игра, а просто отдельный виртуальный мир, в котором приятнее общаться тем, кто уже устал от Zoom-звонков.

Всё это может стать частью метавселенной. Если объединить все платформы и сделать перехож между ними незаметным для пользователя. Тим Суини, основатель Epic Games, говорит:

Нам необходимо перейти из закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других, в общее пространство. Мы работаем над тем, чтобы развиваться в этом направлении, и в конце концов откроем свою экономику. И другие игры сделают то же самое. Надеюсь, через 10 лет мы сможем сделать так, чтобы игроки играли в Roblox, Fortnite и Minecraft в одном мире и с одинаковыми социальными связями.

Для метавселенной потребуется новая модель программирования. Это будет живая и открытая развивающаяся платформа, где миллионы пользователей могут бесшовно переходить из одного мира в другой. Пока такой модели не существует.

Пример зачатков метавселенной со стороны железа, а не софта — презентованный в мае этого года Project Starline от Google. Кабина, созданная для того, чтобы во время видеосвязи казалось, что вы находитесь в одной комнате с другим участником.

О том, что будущее может быть за таким «интернетом с личным присутствием», думают не только Google и Epic. Сатья Наделла 25 мая на конференции Ignite заявил, что Microsoft тоже создаёт «корпоративную метавселенную» благодаря облачным услугам Azure.

С помощью Azure Digital Twins вы можете моделировать объекты, с помощью Azure IoT — виртуальное пространство, а также поддерживать и синхронизировать своего цифрового двойника. Power Platform позволит разработчикам расширять информацию о цифровых двойниках и взаимодействовать с данными через lowcode- и nocode-сервисы. А Microsoft Mesh и Hololens обеспечат совместную работу в режиме реального времени.

Из интервью Цукерберга журналу The Verge:

Метавселенная — это не просто виртуальная реальность. Она будет доступна на всех ваших платформах. В VR и AR, на ПК, а также на мобильных устройствах и игровых консолях. Кстати, там будут далеко не только игры.

Я думаю, что это будет действительно следующая глава для индустрии высоких технологий. Мы все к этому стремимся.

Зачем нужна метавселенная?

Фейсбуку метавселенная очень нужна!

Не так давно детище Цукербера было в числе самых дорогих компаний на планете. Но стоимость акций Facebook растет не так быстро, как у остальных. Пока Amazon, Apple, Google и Microsoft «щупают» два триллиона, компания Цукерберга только недавно с большой сложностью преодолела отметку в $1 трлн.

В успешное будущее Facebook инвесторы верят не так активно, и это понятно. Пока другие компании пытаются лететь в космос, развивают облачные сервисы и делают беспилотные автомобили, Facebook сидит на своей социальной сети. До последнего времени единственным проектом компании, ориентированным в будущее, был Oculus с его очками виртуальной реальности.

Цукерберг так и говорит в своем интервью для The Verge:

Одна из причин, по которой мы так много инвестируем в дополненную и виртуальную реальность, заключается в том, что смартфоны появились примерно в то же время, что и Facebook. Поэтому нам не удалось сыграть большую роль в формировании этих платформ. Так что, с моей точки зрения, развивались они не очень естественным образом.

Люди не предназначены для навигации по плиткам приложений. Я думаю, что мы будем намного естественнее и лучше, если при взаимодействии нам будет казаться, что мы находимся рядом с другими людьми. Если мы станем чувствовать больше связи, мне кажется, это будет очень позитивным моментом.

Я думаю, что в течение десяти лет люди перестанут считать нас в первую очередь компанией социальных сетей. И начнут говорить о Facebook как в основном о компании метавселенной.

То есть, Цукербергу метавселенная нужна, чтобы было над чем работать, причем не выбиваясь из своей «социальной» специализации. Но нужна ли его метавселенная нам?

В чем польза метавселенной для нас

1. Виртуальное пространство

Одним из применений метавселенной, о котором в интервью говорит Цукерберг, будет возможность виртуально прыгнуть в трехмерное пространство — после первоначального просмотра этого места на экране мобильного телефона. Внутри Facebook они уже тестируют такие идеи — например, несколько дней назад в VR прошло комедийное шоу, с комиками на сцене и «живой» аудиторией, состоящей из сотрудников социальной сети.

«Вы будете чувствовать, что находитесь рядом с другими людьми так, если бы вы были на месте реальных событий. Эти ощущения нельзя получить, используя 2D-приложения или просматривая веб-страницу», — говорит Цукерберг.

2. Общение

«В будущем, вместо того, чтобы просто разговаривать по телефону, вы сможете сидеть в виде голограммы на моем диване. А я буду сидеть как голограмма на вашем. И это действительно будет ощущаться так, как будто мы находимся в одном пространстве. Я думаю, что это действительно сильно».

3. Рабочий стол

Вы сможете, щелкнув пальцами, создать свою идеальную рабочую обстановку, куда бы вы ни пошли. Можно зайти в обычную кафешку с интернетом, сесть, заказать кофе — и работать, видя перед собой столько мониторов, сколько нужно. Любого размера, настроенных специально под вас, с вашими папками и ярлыками. Всё так же, как если бы вы работали дома или в супер-обустроенном офисе.

4. Техподдержка?

Марк Цукерберг приводит еще один вариант use case, который они тестируют. «Если вы хотите с кем-то поговорить, чтобы решить проблему, вместо того, чтобы звонить им по телефону, они могут просто телепортироваться в ваш уголок метавселенной. И сразу увидеть весь контекст, который у вас есть. Они могут видеть ваши пять мониторов, документы или все окна кода. Или 3D-модель, над которой вы работаете. И они могут стоять рядом с вами, общаться, помогать, взаимодействовать. А затем в мгновение ока перенестись обратно туда, где они были».

5. Собрания

Вместо Zoom уже сейчас в Кремниевой долине, по словам Марка, многие проводят коллективные встречи в VR. А в дальнейшем, если получится, — будут в метавселенной. Аватарами, способными перемещаться, ходить, выбирать, где и рядом с кем им сидеть.

Главная проблема видеоконференций — они все со временем сливаются воедино. Сложно вспомнить, кто и что когда сказал. Людям требуется хоть какое-то визуальное разнообразие.

В Facebook Metaverse™ каждое совещание будет слегка отличаться от остальных. Люди будут в разной одежде, в разном пространстве. Можно будет запомнить, кто сидел справа от тебя, а кто слева. Можно вместе рассматривать сразу несколько документов, а не только один. Открывать столько экранов, сколько захочешь, и делиться всем доступным контекстом во время встречи. С одной стороны виртуального зала может стоять доска, на которой люди могут рисовать, с другой — проектор со слайдами, с третьей — телевизор с наглядной демонстрацией.

Как видим, дело пока что негусто. До «Интернета 3.0» с безграничным потенциалом тут еще далеко.

Но в Facebook говорят, что это только начало — то, что пока придумали и тестируют внутри компании. Как и с играми внутри Facebook, вокруг метавселенной Марк хочет создать большую индустрию. Чтобы люди могли разрабатывать дизайн мест, где люди могут общаться, придумывать идеи, добавлять свои сервисы. Концерты, шутеры, гонки, платформеры, фитнес-залы, эскейп-румы, виртуальные миры. По его словам, «это будет огромная часть экономики». Если, конечно, люди действительно будут таким пользоваться.

Метавселенная по задумке должна служить функциональным «преемником» интернета — только на этот раз с еще большим потенциалом для убийства времени и большей коммерческой активностью. Она должна предоставить такое же разнообразие возможностей, какое мы видели на заре Сети. Появятся новые компании, продукты и услуги, которые будут делать всё, от обработки платежей до проверки личности, найма, доставки рекламы, создания контента, безопасности и так далее. Кто-то из читающих эту статью может быть числе тех, кто станет работать на эту индустрию. Примерно как в конце 2000-х внезапно появились разработчики под iOS и Android.

Текущий план

В ретроспективе становится понятна покупка Oculus. В 2014 Facebook заплатил за небольшой стартап $2,3 миллиарда, из-за чего подвергся насмешкам. Но на деле сейчас для них это просто поле для тестов. Они купили компанию, чтобы ускорить свою работу над метавселенной.

Хотя перспективе Цукерберг хочет, чтобы его технология была доступна на любых девайсах: AR- и VR-хедсеты, компьютеры, планшеты, смартфоны. Они хотят делать софт, который будет доступен под любое железо. Примерно как с Instagram и Facebook, которые работают на девайсах, построенных кем-то другим. А с разработкой общих стандартов будет помогать XR Consortium, в котором уже сейчас состоят Microsoft, Google, Sony, HTC, Facebook и другие.

Метавселенная — еще и одна из причин того, почему в Instagram была введена нелюбимая многими авторизация через Facebook. Это тоже способ проверить механизмы объединения пользователей, сосредоточить всех людей, компании и услуги на одной платформе. Компания агрессивно переводит аудиторию Instagram, WhatsApp и Oculus на платформу Facebook. И на основе этой аудитории будет создаваться метавселенная.

Порог вхождения стараются сделать максимально низким — такая у Facebook бизнес-модель. Доступ к метавселенной, скорее всего, будет бесплатным, достаточно только купить подходящий девайс и установить софт. На разработку метавселенной сейчас, по оценкам, компания около $5 млрд в год.

Данные пользователей по-прежнему будут играть роль, но Facebook сосредоточится на продаже виртуальных товаров. Цукерберг говорит, что реклама станет «важной частью» стратегии Facebook по извлечению прибыли из метавселенной, но он очень оптимистичен в отношении коммерции в этом цифровом мире.

О перспективе на 10-20 лет миллиардер говорит так:

Надеюсь, что если мы вместе добьемся успеха в построении системы, которая будет более функционально совместимой и в которой вы сможете свободно переходить между мирами, все это будет метавселенной, но у каждой компании не будет своей собственной метавселенной. Надеюсь, что в будущем вопрос о том, создает ли компания метавселенную, будет звучать так же нелепо, как спросить компанию, как продвигается работа над их интернетом.

Но пока что большого хайпа вокруг идеи Цукерберга не видно. И даже сам Oculus считается довольно сырой технологией. Экосистемы приложений для VR вокруг него не образовалось. Но СЕО Кремниевой долины надеятся, что это временно: сначала пусть оформится технология, а потом пользователи найдутся. Так уже было со смартфонами и интернетом. Создать огромный спрос с нуля — вполне реально. Главное, чтобы это не был очередной тупик, как операционная система Facebook Home, умная колонка Facebook Portal или язык FBML.

Кстати, почитать в деталях о метавселенной, о необходимом софте, железе и скорости интернета, можно у Мэтью Болла, инвестора в стартапы и одного из главных её пропонентов: тут.

P.S. Хотите найти достойную работу? Подключайте телеграм-бот getmatch. Задаете свои преференции, в том числе желаемую зарплату, и к вам приходят предложения от топовых компаний. Не нужно ни резюме, ни портфолио, настройка занимает меньше 30 секунд.

@Arnak

Источник: https://habr.com/ru/company/getmatch/blog/573168/

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля