В современных условиях возрастает значимость управления социальными проектами. Это предполагает разработку комплексных программ регионального изучения на основе предварительного прогнозирования и конфликтного анализа региональной ситуации в контексте выявления угроз и рисков устойчивого развития изучаемой территории. Региональные этнополитические процессы под влиянием глобализации характеризуются эрозией национального суверенитета. Это проявляется в возрастании роли наднациональных политических и социально-экономических институтов, которые являются одними из факторами ситуационного развития. С другой стороны, эти процессы способствуют подъему этнического самосознания и проявлению этноцентризма народов, активации их инстинкта самосохранения. В этих различных социальных тенденциях наблюдаются факторы недееспособности государственных образований, непризнанных государств, а также рост рынков насилия и, в ряде случаев, деградация государственности в условиях неразрешенных локально-региональных конфликтов. Эти процессы усугубляются возобновлением «холодной войны» и наметившейся тенденцией новой гонки вооружений. Она также усугубляется риском возникновения более жестоких новых вооруженных конфликтов и их неконтролируемой эскалации.

Начнем с того, что основные теоретические положения об этнополитических факторах ситуационного развития обсуждались многими авторами в России, а также в других странах. Попытки придать теоретическую основу феноменам факторизации этнополитологии предпринимались представителями различных российских научных дисциплин, включая политологию, социологию, экономику и географию человека. Здесь мы можем упомянуть следующих ученых: З. Зайончковская; Ю. Андриенко, В. Дятлов, С. Голунов, С. Гурьев, И. Иванов, П. Литвяков, В. Мукомель, В. Переведенцев, А. Смолин, О. Староверов, О. Троицкая, Е. Тюрюканова, А. Вишневский и др.

Существуют также некоторые зарубежные исследования данного вопроса, анализирующие ее сущность, основные черты, типы и другие аспекты: К.М. Беккер, Дж. Биджак, К. Босуэлл, Д. Брэди, Р.В. Будник, П. Эберхардт, А. Фавелл, Р. Финниган, Х. де Хаас, Дж. Хаген-Занкер, Т.П. Гербер, Р. Кинг, У. Кимлика, Дж. Ли, Р. Скелдон, Х. Швенкен, С. Тиме и др.

В современном регионе России – Донбассе – под влиянием указанных факторов проблема этнополитического конфликта связана, прежде всего, с размытостью и незавершенностью построения многонационального государства на платформе единой гражданской идентичности и общероссийской идентичности. Это создает риск роста национализма и экстремизма, использования «национального вопроса» и «национальных интересов» в борьбе политических элит. Таким образом, этническая принадлежность становится «разменной монетой» в достижении политических целей.

В процессе исследования использовались методы экспертного опроса, событийного анализа и картирования зон напряженности. В анализ событий вошли 70 источников (сообщения СМИ, заявления официальных органов), в которых упоминались случаи конфликтов с этнической составляющей, охватывающие период с 2017 по 2019 год.

В настоящее время необходимость решения проблемы этнополитики в регионе становится все более значимой, поскольку они приводят к столкновению культур, языков, традиций и образов жизни. Роль этнополитики не ограничивается демографией и экономикой, поскольку она также затрагивает многие другие сферы общественной жизни, поскольку в глобализирующемся мире этнополитические процессы становятся все более динамичными и сложными. Факторы глобальных миграционных процессов значительно усиливают проблемы национальной идентичности, а также культурной (этнической и религиозная) и политической (гражданской) лояльности. Они значительно усиливаются в контексте принятия сообщества и мигрантов, различных цивилизаций, культур, религий, языков, образа жизни и т.д. Происходит соприкосновение разных мировоззрений и правил поведения, определяемых результатами социализации и ресоциализации в разных обществах. Эти проблемы миграции и этнической политики актуальны как для многих современных стран, так и для России, так и для Донбасса, поскольку уровень научного развития в этой сфере недостаточен.

Фактор политического использования этнической идентичности является ключевой существенной характеристикой любого этнополитического конфликта. Возобновляемость этого ресурса и высокий уровень эмоциональной наполненности затрудняют системное и эффективное регулирование и локализацию противостояния в конституционно-правовых рамках.

Факторы этнополитических отношений проблематичны не только в идеологическом, но и в управленческом плане. По словам Шабаева, в региональных моделях этнополитики и особенно в региональных политических практиках, как правило, нет четкой направленности на решение этих проблем, хотя концептуальные документы в области государственной национальной политики официально утверждены во многих регионах и особенно в республиках.

Этническая политика определяется на двух уровнях в соответствующем исследовании. Во-первых, она определяется в широком смысле как конкретная сфера социально-политической жизни общества, в которой затрагиваются интересы и чувства этнических групп (общностей) и других людей в обществе. В более узком смысле этническая политика относится к конкретному направлению деятельности государственных институтов и гражданского общества, в частности, в том, что касается регулирования общественных процессов. Важно отметить, что этническая политика сегодня определяется как система идеологий и доктрин по синхронизации различных интересов в этнической сфере, включая интересы государства и этнических групп, и реализации этих интересов институтами государства и гражданского общества. Как таковая, этническая политика, как двоякая политика, а именно включение этнического большинства в социокультурное пространство этнического большинства, с одной стороны, и политика сохранения культурной самобытности и этнического культурного наследия этнических меньшинства, с другой стороны.

Этнополитические процессы в Донбассе в ближайшем будущем будут значительно затронуты уменьшением числа населения на Донбассе. В 2020 году на территории жил 2.257 млн. население, на период 2022 года население составляет 2.202 млн. населения, среди численности этнических группу по статистике за 2022 год следующие показатели: русские – 87.8 %, украинцы – 11. %, армяне – 0,1 %, белорусы – 0,1 %. Таким образом, процесс снижения населения в этих районах все еще продолжение в 2000 -х годах. Следует отметить, что общая численность населения Донбасса снизилась только на 1,6 %.

Фактор миграция стал заметным явлением сегодня. После исчезновения Советского Союза миллионы соотечественников приехали жить в Донбасс. В то время в постсоветский период отсутствовала национальная политика и законодательство в области миграции. Значительный приток людей    из Центральной и Юго-Восточная Азия, особенно из Китая, вызывает серьезную озабоченность с точки зрения геополитических, этнокультурных и экономических последствий. Растущее значение миграции в большей степени, чем какого-либо другого отдельного фактора, является результатом продолжающегося демографического кризиса в Донбассе. Население Донбасса одновременно стареет и сокращается – и этот процесс ожидается, что это будет продолжаться в течение десятилетий.

В контексте построения эффективной системы этнополитической безопасности возникает проблема развития центрально-периферийных отношений, в частности проблема потенциально деструктивных отношений между федеральным центром и регионами Донбасса. Так, Юрий Андриенко отмечает, что «опасность распада государства из-за чрезмерного усиления Федерального Центра и ослабления субъектов Федерации продолжает оставаться потенциальной угрозой для Федеративного государства в этнополитической сфере».

Методика прогнозирования факторов региональной этнополитической ситуации включает функциональный анализ структурных элементов изучаемого регионального сообщества. Это позволяет выявить источники возможной дисфункциональности и наличие скрытого течения вялотекущих конфликтов. Они могут быть опасны тем, что перерастают в насильственную конфронтацию этнических, экономических или политических игроков, которая может разрушить стабильность, целостность и динамическое равновесие существующей системы. В связи с этим важно подчеркнуть, что изучение латентных процессов, создающих дополнительные угрозы, связанные с деятельностью различных социальных акторов с расходящимися целями внутренней внешней политики, является важным методологическим аспектом прогнозирования региональной ситуации.

Экспертный опрос, проведенный в Краснодарском крае в мае 2020 года, показал, что уровень межэтнического доверия Донбасса и готовности вступать в отношения сотрудничества с людьми другой веры и нации в регионе в ближайшие 10 лет повысится. В настоящее время, по мнению экспертов, уровень развития гражданской идентичности и межэтнического доверия соответствует минимально необходимому уровню для стабильного и бесконфликтного развития региона. В перспективе эксперты отмечают пусть и слабый, но рост этих интеграционных показателей. Однако на фоне повышения уровня гражданской идентичности наблюдается определенный рост этнополитической напряженности. В случае с Донбассом, это определяется главным образом интенсивными миграционными потоками и высокой этнической фракциональностью региона: проживание татаров, греков, армян, турков, белорусов, азербайджанцы, грузины, молдаване, болгары, немцы, поляки и т.п. При этом, по мнению экспертов, уровень экстремизма и ксенофобии имеет тенденцию к снижению. Это один из основных маркеров интеграционного процесса.

Также не преодолен этнокультурный барьер, связанный с недостаточной осведомленностью населения о реальной межэтнической ситуации, численности иммигрантов и специфике их интеграции на рынок труда. Более того, они плохо осознают недостаточное развитие культуры межнационального общения, хотя ситуация стабильно улучшается. Положительные изменения, в том числе в сфере экологии межэтнического общения, обусловлены деятельностью общественных организаций (некоммерческих организаций, диаспоры, национальных и религиозных объединений). Они призваны стать одним из главных элементов процесса этнокультурной интеграции национальных меньшинств. По мнению большинства экспертов, эти организации выступают скорее как консолидирующий фактор. Хотя следует отметить, что единого мнения экспертов по этому вопросу нет.

Существуют управленческие проблемы в сфере регулирования межнациональных отношений. В частности, большинство экспертов считают региональные программы Донбасса по гармонизации межнациональных отношений, развитию национальных культур и укреплению российской нации недостаточно эффективными, что, несомненно, влияет на общую общественно-политическую ситуацию в России. Также негативное влияние оказывает информационный фон, который носит более враждебный характер из-за ситуации с боевыми действий Специальной военной операции. Поэтому уровень информационной безопасности имеет тенденцию к снижению. Согласно анализу, места напряженности сосредоточены в прибрежной зоне и центральных районах Донбасса. Спокойный фон присутствует в прибрежной зоне Азовского моря и в муниципальных образованиях, граничащих с Ростовской областью.

Основными ситуационными факторами этнополитической напряженности в Донбассе являются сфера безопасности и стабильной жизнедеятельности. Процесс политизации этничности в регионе не выражен, однако интенсивные миграционные процессы создают конкурентную среду, препятствующую успешной интеграции этнических групп в регионе. Это создает почву для экстремизма и увеличивает вероятность конфликта.

Многокомпонентность, поликультурность донбасского общества в особенности создает серьезные социальные и этнокультурные проблемы. В условиях новых вызовов, внешних и внутренних угроз этнополитической стабильности российского общества и его регионов представляется необходимым изучение взаимодействий различных акторов этнополитического процесса, участвующих в различных ролевых характеристиках в региональных конфликтных взаимодействиях. При этом они по-разному трактуют угрозы безопасности страны и механизмы ее обеспечения. Это проявляется в дискурсивных практиках в условиях трансформации социального пространства под влиянием новых социальных медиа, напряженности вследствие внешних воздействий, в частности посредством медиатехнологий. В связи с этим актуальным и информативным направлением современной науки является использование фрейм-анализа для изучения конфликтных фреймов этнических групп.

Практика использования медиатехнологий активно реализуется в действиях политических акторов Донбасса. Здесь этнополитическая ситуация определяется идеологическими процессами, затрагивающими проблему исторической памяти и непосредственной её защиты. Результаты событийного анализа подтверждают этот вывод, показывая, что в информационных сообщениях выборки преобладают отсылки к событиям, в которых поднимается «донбасский вопрос» и «ситуация на Донбассе».

Российское правительство может и должно искать новое решение этих проблем. По моему мнению, эти риски могут быть устранены путем разработки соответствующей системы образования и образовательных мероприятий. Во-первых, качественная система образования в России позволит лучшей интеграции с преодолением языковых и культурных барьеров. Это относится не только к иммигрантам, но и может способствовать снижению ксенофобии среди населения -хозяина. Знакомство с культурой, религией и традициями мигрантов поможет уменьшить напряженность в принимающем обществе. Во-вторых, улучшение и приоритетное развитие общей и профессиональной системы образования в крайних частях Донбасса позволит уменьшить миграцию молодого населения из этих территорий и, соответственно, укрепить геополитическое положения региона. В-третьих, система образования оказывает приоритетное влияние на формирование политической идентичности населения страны. Только в рамках образовательного процесса можно сформировать позитивную и адекватную идентичность, которая преодолеет проблемы идентичности в 21-м веке. В этом столетии преодоление негативного воздействия демографических и этнополитических факторов на развитие Донбасса и Российской Федерации в значительной степени зависит от способности и активности системы образования, начиная с успешной адаптации к новой ситуации и устанавливающей новые цели.

Таким образом несмотря на то, что в Донбассе межнациональная ситуация в целом характеризуется как спокойная, можно говорить о скрытой напряженности, имеющей идеологическую и военную составляющую. Исследование показывает, что основные маркеры этнополитической напряженности в Донбассе присутствуют в сфере безопасности, условия проживания и информационная чистота. Процесс политизации этничности в регионе не выражен, однако интенсивные миграционные процессы создают конкурентную среду, препятствующую успешной интеграции этнических групп в регионе. Это создает почву для экстремизма и увеличивает вероятность конфликта. Серьезные социальные и этнокультурные проблемы вызваны не только сложной природой юго-западного социального пространства, но и возникновением рисков роста экстремизма в результате недостаточной эффективности методов проектного управления. Факторы национального восприятия и исторической памяти весьма актуальны в конфликтном взаимодействии политических элит Донбасса. Итак, если межнациональную ситуацию можно охарактеризовать как спокойную, то нельзя игнорировать опасность скрытой напряженности. Как показала экспертная диагностика, эта напряженность имеет идеологическую составляющую, в связи с чем снизить и полностью урегулировать возникающие конфликты сложно, в том числе на внутриполитическом уровне.

Чурков В.В, студент IV курса н.п. «Политология», ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет»

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля