«Мягкая сила» в современной мировой политике – ключевой компонент внешней политики государства. Восприятие той или иной страны в масштабе иностранных элит и народов может оказаться важнее военной силы и финансовых обстоятельств.

С 5 сентября 2022 года у России есть отдельный доктринальный документ о «мягкой силе»: «Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом».

Документ содержит «систему взглядов» на гуманитарную политику Россию за рубежом, дающей внешней аудитории возможность проще понимать Россию, ее ценностную систему как альтернативу неолиберальной модели.

В ней подчеркивается, что основной ценностью является человек и человеческий капитал в его приложении к культурно-гуманитарной сфере. Затрагиваемые измерения международных отношений: культура, наука, образование, спорт, туризм. Примечательно, что в подобной трактовке наука – которая должна внутри страны стать производительной силой – на внешнем контуре представляет собой часть более обширной российской культуры. В числе персонально поименованных выдающихся деятелей: Толстой, Достоевский, Чайковский, Шостакович, Менделеев и Курчатов.

В документе отводится важное место духовно-нравственным ценностям как базы развития российского общества. В их числе особо выделен «общинный характер развития», который в т.ч. выражается в «стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей». Вообще российскому менталитету присущи «взаимопонимание, коллективизм, вера в добро и справедливость».

Отсюда вытекают цели гуманитарной политики РФ за рубежом – «формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места России в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми».

Важную роль в реализации Концепции отводится науке и образованию. Среди задач: популяризация достижений; повышение конкурентоспособности; развитие международного и молодежного сотрудничества. В образовательной сфере предлагаемые меры включают: информационное продвижение; развитие в формате ЮНЕСКО; экспорт образования; подготовка педагогов для других стран; открытие отделений по России в уже аккредитованных зарубежных образовательных организациях; развитие механизма «двух дипломов», грантов и программ стажировки. Отдельно выделено взаимодействие с выпускниками российских вузов в иностранных государствах.

В Концепции подтверждена субъектность Русского мира, продвижение идей федерализма («федеративного устройства Российского государства»), необходимость устойчивого использование понятия «Российское государство».

Вся работа в гуманитарной сфере должна строиться на обеспечении единства системы конституционных ценностей, равноправного партнерства, невмешательства во внутренние дела, готовности к диалогу.

Один из главных разделом документа посвящен работе по формированию объективного восприятия России на основе: «позитивных общепринятых культурных кодов, ассоциирующиеся с Россией»; наиболее значимых достижений науки и техники; высоком качестве российского образования, его открытости и доступности.

Важнейшей задачей определена поддержка, защита и продвижение русского языка, в том числе с использованием «новых медиа» (соцсети, мессенджеры и блоги).

Среди основных направлений по реализации Концепции выделены: работа с «Русским миром»; «дипломатия наследия»; защита исторической правды; цифровая дипломатия и т.п. В региональном измерении предполагается выделение «славянского вектора», а также восприятие центральной и восточной Европы как пространства культурной экспансии России.

В целом, как подчеркивают эксперты, Концепция построена на идеях «гуманитарного альтерглобализма», предполагающего: взаимное уважение суверенитета, традиций и ценностей; продвижение глобальных гуманитарных проектов (волонтерство и т.п.); оказание гуманитарной помощи.

В Концепции сформирована глобальная миссия России, отвечающая сложившимся реалиям: «Российское государство за рубежом все больше воспринимается как хранитель и защитник традиционных духовно-нравственных ценностей, духовного наследия мировой цивилизации (приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие)».

При всей детальности содержания документа ряд экспертов обратил внимание на следующие моменты, которые, с их точки зрения, не нашли должного отражения.

Во-первых, как бы не хотелось любителям «мягкой силы», но про саму «силу» в документе мало что говорится. Это понятие упоминается всего два раза. В первый раз – когда речь идёт о русской культуре как инструменте «мягкой силы», что верно по сути, но не по форме. В действительности культура является лишь частью «мягкой силы», её базовой компонентой, а инструментами являются форматы культурного взаимодействия: мероприятия, программы, проекты и так далее.

Второй раз «мягкая сила» упоминается при описании роли медиа (российских телевизионных каналов и «новых медиа»), которые обозначаются как инструменты «мягкой силы» в рамках продвижения русского языка и российской культуры.

В документе не упоминаются такие понятия, как «публичная дипломатия» и «общественная дипломатия» (хотя они имеют прямое отношение к тому, что описывает Концепция), некоммерческий сектор России как важный игрок в рамках различных направлений гуманитарной политики. НКО упоминаются вскользь всего лишь один раз и по странному поводу — как возможный инструмент реализации программ продвижения российского образования в иностранных государствах. В Концепции нет ни слова о потенциале российских НКО-международников или аналитических центров, которые самым активным образом могут быть вовлечены в гуманитарную политику России.

При всех этих нюансах Концепция безусловно являет собой пример редкого российского описательного документа, вобравшего в себя все то, что определяет сегодняшнюю Россию в глазах иностранной аудитории. Теперь вопрошающего «Какие ценности Россия несёт во внешний мир?» можно смело адресовать к этому доктринальному документу, где он наверняка найдёт если не полный, то хотя бы частично сформулированный ответ.

Вячеслав Петров

PS В рубрике «Статьи и публикации» читайте дополнительную информацию по теме в статье В.В. Карякина, к.в.н., ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований «Стратегии непрямых действий, «мягкой силы» и технологии «управляемого хаоса» как инструменты переформатирования политических пространств».

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля