27 января в рамках сотрудничества с ООО «Газпром трансгаз Уфа» в лицее № 83 им. М.С. Пинского состоялась встреча Вячеслава Петрова, директора Школы молодого этнополитолога с учащимися двух Газпром-классов (46 учащихся). Она была посвящена понятиям «информация» и «время».

Что такое «информация», какова ее роль в нашей повседневности, какие существуют дефиниции, как грамотно ее воспринимать и использовать – эти и другие вопросы стали предметом обсуждения. Вячеслав Петров на эпизодах своей жизни рассказал о том пути, который привел к пониманию информации, необходимости постоянного углубления и обогащения своих знаний. Он назвал свое выступление «прикосновением к реальности», подчеркнув, что это первый этап в познании мира и самого себя.

Была отмечена особая роль понятийного аппарата, который позволяет экономить время на обработку новой информации, поскольку сами понятия представляют собой результат ее сжатия, а также важность овладения техниками «сжатие – разжатие» информации без ее потери, являющимися основой процесса познания окружающей действительности.

Потеря информации была продемонстрирована в ходе деловой игры «глухой телефон», которая при активном участии лицеистов прошла живо и интересно.

Далее разговор перешел на такое фундаментальное понятие, как «время». Было показано как в ходе своего цивилизационного развития человек перешел (этот процесс еще не завершен) от «цикличного» представления времени (поскольку считал себя неразрывной частью природы, жил по ее законам) к линейному, связанному с развитием. Именно этот переход привел известного бельгийского социолога Пьера Бурдье к пониманию «социального времени», хотя до сих пор оно остается спорным в научном сообществе.

Вячеслав Петров выделил особую роль наблюдателя, поскольку только с его появлением становится возможно вообще говорить о таких фундаментальных явлениях, как материя, время, информация, энергия и тем более об их изучении. Он наглядно продемонстрировал это на примере одной из основополагающих моделей системо-мыследеятельностной методологии, разработанной философом Георгием Щедровицким в рамках работы Московского методологического кружка.

В заключение Вячеслав Петров рассказал о создании и функционировании ШМЭП и интернет-журнала «Политическое образование», о многолетней дружбе с Пушкинским лицеем, участии сотрудников журнала в Лихачевских чтениях, предложил собравшимся подумать о возможном участии в работе ШМЭП и публикации своих материалов на сайте.

По мнению самих лицеистов, встреча прошла на одном дыхании, вызвала неподдельный интерес. Надеемся, что они станут регулярными.

Марина Петрова

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля