
Аннотация: совершенствование политических технологий на современном этапе открыло ряд новых подходов к проектированию политических кампаний с учетом современных трендов и ресурсов. Новые методы проектирования политических кампаний, опыт России и США, а также анализ современных примеров политических кампаний – эти вопросы рассмотрены автором в данной статье.
Ключевые слова: политическое проектирование, политическая теория, политические технологии, политические коммуникации, политический PR.
Политические кампании на современном этапе – важный процесс не только для внутренней политики страны, но и для всего мирового сообщества. Каждый процесс выборов приковывает внимание не только обновленными пунктами программ политиков, но и инновационными подходами к построению политических кампаний. Каждый процесс предвыборной гонки – уникален. На сегодняшний день можно выявить не только «классические» основы проектирования политической кампании на выборах президента страны, но и новые тенденции и подходы, которыми пользуются как политические консультанты, но и эксперты со всего мира при изучении данного феномена.
На каждом предвыборном процессе кандидаты представляют все новые концепции, дающие возможность увеличить количество избирателей. Но этому процессу предшествует долгий анализ и обозначение стратегии продвижения, агитации и укрепления позиций партии и кандидата. Именно методы проектирования и определение стратегии политической кампании представляют огромный интерес для изучения у специалистов со всего мира.
Для более глубокого анализа актуальных подходов, введем понятие «проектирование политической кампании». Проектирование политической кампании – процесс конструирования образа будущей кампании для достижения заданных целей.
Подходы к проектированию политических кампаний России и США имеют как схожие базовые принципы, так и отличия. Во-первых, основное отличие – избирательная культура стран. Если в США подходы к проведению политических кампаний активно развивались более 100 лет, то в России данная тенденция активного развития молодая, ей чуть более 25 лет. Во-вторых, электоральная культура государств диаметрально противоположная. Если в США мобилизация народных масс носит стихийный характер и на результат кандидата может повлиять даже заявление или инфоповод в СМИ, то в России избиратели гораздо более консервативны и выбирают политических лидеров, анализируя глобальную ситуацию в стране в период его правления. В основном, российская электоральная культура базируется на отрицании резкой смены политического курса страны.
На современном этапе можно выявить несколько базовых подходов и этапов (направлений) проектирования политических кампаний, которые используются как в России, так и в США.
Во-первых, важный элемент – анализ политической обстановки. Этот пункт включает в себя анализ конкурентов, их опыта и трансформации политических лозунгов.
Во-вторых, анализ электората по регионам. Как в США, так и в России на подготовительном этапе политической кампании анализируется экономическая и социальная ситуация в регионах и выявляются политические предпочтения. Опыт США показывает, что точечная ориентация на конкретные регионы – эффективный метод мобилизации народных масс и повышения лояльности старого и присоединения нового электората.
В-третьих, определение основной концепции политической кампании и выявление отличительных точек давления. Пример в России – ориентация на увеличение роли политического лидера в международных отношениях, в США – решение проблем нелегальной иммиграции (пример – исход выборов и президент-республиканец Дональд Трамп с поддержавшим его «простым белым населением»).
В-четвертых, увеличение роли политического PR в интернете. Не секрет, что ориентация на позиционирование в СМИ – классика проектирования кампании, но ключевая роль на данном этапе – интернет- ресурсы. С 2012 года партии США активно используют социальные сети и интернет для привлечения избирателей (так, команда Барака Обамы провела серию успешных шагов в интернете, увеличив прирост избирателей в возрасте от 22 до 27 лет). В России за последние 4 года тенденция также сместилась в сторону интернет-ресурсов. Специальные сайты, флешмобы, группы в социальных сетях – все это то, чем в будущем будут активно пользоваться не только на выборах президента, но и на региональном уровне.
Таким образом, можно выявить общие аспекты, сформировавшиеся за последние годы в ходе политических кампаний обоих стран. К ним относятся:
- Персонализация коммуникации «кандидат – избиратель».
- Повышение роли женской половины населения в участии в выборах.
- Частичное повышение роли молодежи в избирательном процессе.
- Огромный рост влияния интернет-ресурсов.
- Ориентирование на конкретные регионы в проектировании политической кампании.
- Уменьшение затрат штабами на позиционирование в классических видах СМИ.
Ключевая отличительная особенность в США и России заключается в долгосрочном проектировании политической кампании. В политической науке долгосрочное политическое проектирование основывается на двух векторах: поисковом и нормативном прогнозировании. Поисковое прогнозирование определяет возможное или ожидаемое состояние какого-либо явления или объекта политической сферы при условии продолжения в будущее тенденций динамики изменения соответствующего явления или объекта. Нормативное прогнозирование определяет пути и сроки достижения возможного состояния явления или объекта, принимаемого в качестве цели. По мнению автора, основа прогнозирования как элемента проектирования политической кампании в России – нормативное прогнозирование, а в США – поисковое.
Таким образом, основной тренд проектирования как политических кампаний США и России – точечная ориентация на регионы, на выстраивание персонализированных отношений «лидер – избиратель» и на интернет-пространство (в основном посредством социальных сетей). Основное же отличие заключается в ориентации политиков США на мобилизацию народных масс, а в России – на поддержание и формирование стабильного электората и уменьшение уровня политического абсентеизма.
Литература и источники:
- Бочарников И.В. Информационное противодействие терроризму в современных условиях // Электронный научный журнал Проблемы безопасности. 2013. № 3 (21). С. 2–3.
- Бочарников И.В. Старый свет и современная Россия: эволюционная и институциональная специфика гражданского общества – XXI // Мировая экономи- ка и международные отношения. 2019. Т. 63. № 1. С. 123–128.
- Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика. Екатеринбург, 2006.
- Габдулова Д.C. СМИ как инструмент политического маркетинга // Гу- манитарные науки. 2014.
- Докторов Б.З. Явление Барака Обамы: социологические наблюдения. М., 2013.
- Иванова С.В. О политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики. М, 2011.
- Северс А.В. Синергия микротаргетирования и социальных сетей в политических коммуникациях (роль социальных медиа в президентской предвыборной кампании США 2012 г.). М., 2013.
- Стрёмберг Д., Снайдер Дж. Влияние СМИ на государственную политику. Н.: Альпина Паблишерз, 2007.
- Терроризм в современном мире /Гришин В.И., Гришина О.А., Яблочкина И.В., Кошкин А.П., Бочарников И.В., Герейханов Г.П. Информационно-аналитический вестник / Москва, 2016. Выпуск 5.
Ключевский Д.С., студент 2 курса магистратуры Институт международных отношений и социально‐политических наук Московский государственный лингвистический университет