
Наука всегда играла важную роль в политических процессах, ведь от того, насколько развита страна в контексте инноваций, научных исследований и технического развития, зависела конкурентоспособность государства на мировой арене. В свою очередь, Германия является одним из лидеров в этой сфере, а немецкая наука считается элементом идентичности данной страны. Кроме того, Германия занимает 1 место в рейтинге стран мира по индексу уровня образования 2024 (Education Index 2024), согласно проведенному исследованию Программы развития ООН (United Nations Development Programme (UNDP)) и Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics).
После двух мировых войн наука была одним из «мягких каналов» возвращения Германии в политическое пространство. В 1990 году после объединения ГДР и ФРГ, где развитие науки протекало по двум разным политическим и идеологическим контекстам, началось выстраивание единой системы институтов с целью всестороннего научно-исследовательского сотрудничества с другими странами, чтобы продвинуть собственные научные интересы за рубежом. Таким образом, научная политика выступает в качестве элемента «мягкой силы» и инструмента реализации внешнеполитических приоритетов. Так, Гёте-Институт (Goethe-Institut), основная задача которого является популяризация немецкого языка и культуры, известен по всему миру, институт располагает 151 филиалом в 98 странах.
Актуальность данной темы исследования определяется интересами понимания использования современной Германией науки как ресурса и инструмента внешней политики. К тому же, в связи с нынешней политической ситуацией научно-исследовательское сотрудничество Германии с другими странами стало выраженно политизированным и подстраивается под нынешние реалии, что затрудняет общение и обмен данными и опытом между государствами. Таким образом, с 2022 года данная сфера деятельности претерпела многие изменения, которые также требуют анализа.
Между тем МИД Германии официально заявляет, что внешняя научная политика (Außenwissenschaftspolitik) является центральным направлением внешней политики ФРГ, а академическая мобильность и научное сотрудничество играют большую роль в устойчивости международных отношений страны.
Теоретической и методологической базой исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения научной политики, образования и инноваций Германии, а также официальные документы Федеративной Республики Германии, заявления компетентных ведомств и материалы авторитетных средств массовой информации.
В качестве правовых и доктринальных документов в исследовании автор опирается на Основной закон Федеративной Республики Германии (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland), программы политических партий ФРГ, документы Федерального министерства исследований, технологий и космоса (Bundesministerium für Forschung, Technologie und Raumfahrt), Федерального министерства образования, семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи (Bundesministerium für Bildung, Familie, Senioren, Frauen und Jugend), «Стратегию высоких технологий 2025» (Hightech-Strategie 2025, сокр. HTS), Коалиционный договор между ХДС/ХСС и СДПГ (Verantwortung für Deutschland. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD).
Научная политика Германии становится объектом исследования отечественных ученых. Среди них следует указать, например, В. К. Белозёрова, Е. Ю. Кирилину, А. А. Яник, С. М. Попову, И. А. Истомина, Л. Р. Рустамову.
Наука всегда будет являться важным элементом международных отношений, поэтому важно выявить подходы и концептуальные установки ФРГ в сфере внешней научной политики, которые впоследствии могли бы быть использованы на практике для совершенствования внешнеполитического курса России и российско-германских отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Белозёров В. К. Россия в борьбе за место в мировом научном пространстве // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2023. – Том 14. – Выпуск 11 (133).
- Белозёров В. К. Провалы разведки и дефицит научной аналитики // Россия в глобальной политике. – 2021. – Т. 19, № 2(108). – С. 218-223.
- Кирилина Е. Ю. Роль партийных фондов ФРГ в формировании и реализации внешней политики современной Германии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2021. – № 3 (844). – С. 43-56.
- Кирилина Е. Ю. Роль партийных фондов в формировании внешней политики ФРГ // Многопартийность в России в XX в.: становление, динамика, трансформации: Материалы международной научной конференции. – 01–02 ноября 2018 года. – С. 170-175.
- Яник А. А., Попова С. М. Основные особенности современной научной политики в Германии // Современное образование. – 2016. – Nº 2. – С. 25 – 51.
- Рустамова Л. Р. «Мягкая сила» во внешней политике современной Германии: автореферат дис. … канд. полит. наук. Москва, 2017. 22 с.
- Истомин И. А. Механизм научно-аналитического обеспечения внешнеполитического процесса в США // Вестник МГИМО-Университета. – 2009. – № 6 (9). – С. 97-110.
Сапожникова Мария Дмитриевна, студентка 4-го курса (бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология) Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
maria.d.sapozhnikova@mail.ru
Научный руководитель: В. К. Белозёров, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, vk_belozerov@mail.ru
