Часть 2 Онтология развития объектов Глава 4. Мир как множество развивающихся объектов
§ 25. Существующее в мире многообразие объектов необходимо разделить на два класса — развивающиеся объекты и стационарные объекты.
Развивающиеся объекты — это класс объектов, которые развиваются по одному из типов процессов развития, то есть, в своем самоосуществлении наряду с другими процессами, воспроизводят и порождают процесс развития.
Стационарные объекты — это класс объектов, которые, часто даже будучи гигантскими по масштабам пространства и времени своего существования, не подвержены развитию абсолютно либо относительно по какому-либо из следующих оснований: а) данный объект является лишь элементом (компонентом) еще большей системы, будучи включенным в нее по уровню своей организации, потому не является самостоятельным развивающимся объектом; б) данный объект является развивающимся (эволюционирующим), однако темпы его развития относительно других объектов настолько медленны, что процесс его развития не влияет на процессы, происходящие в объекте иного уровня, связанным с данным объектом. То есть, объект нужно (или можно) считать стационарным, если комплекс взаимодействий, обеспечивающих его функционирование, остается постоянным в своих законах на протяжении достаточно длительного времени, несравнимого с временем существования быстро эволюционирующего объекта, выступающего в качестве своеобразного «зеркала», эталона измерения темпа развития данного объекта. Данные основания являются достаточными для отнесения объектов к классу стационарных как взятых вне развития (кроме всех прочих признаков данных классов). Существование данного класса объектов, которых, выражаясь словами А. Бергсона, можно назвать «длящимся настоящим». Базовым процессом осуществления длительности во времени для стационарных объектов является функционирование (функционирующие объекты). Как развивающиеся, так и стационарные объекты могут быть материальными, идеальными, либо иметь смешанную природу.
Примечание 1. В мире протекает ряд накладывающихся друг на друга процессов развития, имеющих существенно различные темпы. Это позволяет совершаться большому числу качественных изменений в быстро протекающих процессах за такое время, в течение которого другие, более медленные процессы, не сопровождаются заметными качественными сдвигами. Системы с медленными темпами развития для быстроразвивающихся систем являются фактически неизменными или стационарными.
Проиллюстрируем это, вернувшись к примерам «развития» камня и материка (§23). Они включены в процессы развития конкретного развивающегося объекта — планеты Земля, которые имеют гораздо более медленные темпы, чем порой даже время их (камня и материка) собственного существования — отдельные камни возникают и исчезают и материки движутся гораздо быстрее во времени, чем развиваются физико-химические свойства системы Земли, элементами которых они являются. На себе как отдельно взятых объектах они «не испытывают» развития либо «испытывают» его в исчезающе малом масштабе. То есть, они возникают, существуют и исчезают, не развиваясь в природе собственной сущности, в отношении тех, на основе которых осуществляется их бытие. Подобные иллюстрации можно привести из прошлого и настоящего всей природы в материальном и идеальном ее аспектах — от неживой и живой, до общества и личности (так, эволюция человека как вида протекает гораздо медленнее социальных процессов и тем более процессов индивидуального развития, становления личности). Причем, разнопорядковость сосуществующих процессов в природе не редкость. Например, при осуществлении гравитационных взаимодействий исчезающе малы эффекты от электромагнитных, сильных и слабых взаимодействий, при осуществлении сильных взаимодействий также малы эффекты от трех остальных взаимодействий и т.д.
Таким образом, нелепо искать развитие в отношении каждого отдельного объекта, порой представляющегося человеку неимоверно большим (по масштабам пространства либо времени) и значительным для него, не сопоставимых порой даже с историей жизни человека на планете. У многих объектов мироздания темпы развития таковы, что их функционирование на основе неизменных законов (то есть без развития) продолжается миллионы и миллиарды лет, оставаясь неизменными («вечными») не только для современного человека, но и для человечества, для планетарной природы, даже для современной Метагалактики.
Более того, многие законы взаимодействия (в первую очередь универсальные константы законов взаимодействия в физико-химическом мире) определяют весь характер бытия современного мира в целом — в том числе планетарного. Даже небольшое изменение этих законов (констант) приведет к самоуничтожению всего современного сущего в его формах, хотя, возможно — к возникновению новых, в том числе жизнеспособных биологических форм. Поэтому современная реальность с развитием оснований собственного бытия не может «встретиться», увидеть иное сущее ни при каких обстоятельствах.
Стационарные объекты в жизни на Земле в большей степени соотносятся с физической и химической реальностью, развивающиеся объекты — с биологической, социально-культурной и идеальной реальностью, в том числе творческой, создаваемой с помощью человеческого разума и духа. Так, для человека планета Земля, Солнечная система, Галактика, Метагалактика являются стационарными системами.
Примечание 2. В других отношениях отдельные природные объекты и типы объектов могут быть элементами развивающейся системы, активными участниками, выступать в качестве основания других процессов развития иных развивающихся систем.
Пример 1. Геологическая динамика Земли является важнейшим компонентом причинного комплекса и, тем самым, основанием эволюции биосферы, биогеоценозов (экосистем), отдельных видов, популяций и т.д.
Пример 2. Изменения климата на протяжении истории Земли приводили и приводят к исчезновению тысяч и десятков тысяч видов вследствие различных форм ее геологической активности — от движения материков и извержения вулканов до циклических колебаний климата и процессов в мировом океане.
Белые медведи на сегодня живут только в Арктике и таяние арктических льдов как результат климатических изменений на планете ведет к полному исчезновению этого вида.
Примечание 3. Существуют принципиальные онтологические, гносеологические, аксиологические, праксеологические различия между развивающимися объектами и стационарными объектами, возникающие по совокупности системных свойств. В этой связи необходимо четкое различение стационарных и развивающихся объектов при их познании, взаимодействии с ними, деятельности с их использованием (или в их рамках),
управлении ими.
Ключевыми онтологическими параметрами, качественно отличающими развивающийся объект от стационарного, являются повышенная сложность, связанная с большим числом видов и типов взаимодействий, входящих в причинный комплекс процессуальности объектов в развивающихся объектах, состав и характер причинного комплекса детерминации процессуальности, природа и характер процессуальности и параметры динамики объекта в последовательности его состояний во времени, то есть, собственно развитие. Другие различия будут обсуждаться в соответствующих разделах.
Отличия функционирующего и развивающегося миров схематично можно выразить так. В функционирующем мире:
– тождество объектов самим себе, неизменность закономерностей взаимодействий;
– следование событий внутри функционирующего мира подчиняется неизменным законам функционирования, основываясь на определенных типах причинно-следственной детерминации, тем самым являясь объективным основанием рационально-логического воспроизведения в мысли;
– объект обычно «работает» на одном типе взаимодействия, поэтому облегчается поиск сходства признаков объектов и расширяется возможность типологии. Поэтому объект, кроме того,
обычно рассматривается не сам по себе, в его конкретности, а как иллюстрация взаимодействий, используемая для изучения их структуры. Он только идеален и есть объект данного типа взаимодействия, а не объект реального мира. Приведем пример: тела как гравитационные объекты. Все тела имеют массу. Галилей выделил f, g, относительность, Ньютон — законы взаимодействия, Эйнштейн уточнил эти законы и распространил их на тела, имеющие большие скорости, близкие к скорости света. В итоге мы умеем изучать перемещение любого тела в гравитационном поле. Но это «любое тело» рассматривается как материальная точка, которая имеет только один учитываемый параметр — массу. Этот параметр в наших условиях, при наших законах гравитации постоянен, меняется лишь с увеличением скорости. Работаем с одним параметром в тождественных условиях, с абсолютизированными идеальными сущностями (точечными массами), «очищенными от затемняющего» — формы, размера, внутреннего содержания и других параметров, в том числе параметров среды. Мы познаем законы перемещения в чистом, абстрактном виде как движение этой точечной массы в гравитационном поле, на основе законов гравитационного взаимодействия;
– в фундаментальных науках есть возможность не рассматривать всякий конкретный реальный объект, заменяя его познанием типа объекта, то есть абстрактного представителя множества объектов, сгруппированных в мысли по некоторому принципу (чаще всего по отношению к определенному типу взаимодействия). Отсюда большая продуктивность фундаментальных исследований и, как следствие, концентрация на фундаментальных исследованиях значительных интеллектуальных усилий;
– бесконечность познания здесь обычно связывается только с потенциально бесконечным числом отношений и изменением отношений, в которые вступает объект, и их совокупности, с признанием необходимости корректировки, приземления в процессе реализации стабильных законов взаимодействия;
– субъект развивается в процессе познания, углубляя познание.
Исследование таких идеальных объектов во многом определило современный вид логики (и истории) познания и знания, его методологии, посредством фундаментальных наук побеждает логический рационализм, ставший традицией. Логика познания определяется главной его целью — поиском инвариантного параметра взаимодействия (масса, заряд, т.п.). Причем, в качестве примера можно взять любую другую область физики или химии, которые преимущественно обслуживает математика как формализованная логика. Очевидно, что здесь мы останавливаемся на полпути познания, не переходим к конкретным объектам и даже на уровне освоения физической реальности переход к конкретным объектам выводит за пределы этой методологии и логики фундаментальных исследований в специфическую область прикладных наук.
В развивающемся мире:
– объект нетождествен себе, модифицируется сам, изменяются параметры и закономерности его взаимодействий; уникальность «лестницы развития» каждого объекта усиливает его индивидуальность;
– связь состояний и событий опосредуется процессом перехода, в котором нет жестких закономерностей, ситуация выбора не предетерминирована, что исключает возможность логической выводимости последующих состояний из предыдущих, переход моделируется не формальной логикой, но процессом творчества и переходом от одной логики к другой;
– каждый объект работает на основе нескольких типов взаимодействия. Отсюда большая уникальность, нетождественность, нетипизируемость, любой объект фактически познается заново, исследование одной развивающейся системы — дело весьма самостоятельное по отношению к исследованию другой системы, требующее оценки применимости доступного нам (известного) опыта исследования и освоения. При этом, мы не покушаемся на принцип коэволюции, а, напротив, предполагаем его как необходимое условие развития каждой отдельной системы;
– ограничивается возможность продуктивного применения результатов исследований отдельных взаимодействий для изучения реальных объектов, поскольку от объекта сложно отделить знание о нем и обобщить его, обобщение всегда носит временный характер. Отсюда более низкая продуктивность фундаментальных, обобщающих исследований;
– бесконечность познания определяется потенциальной бесконечностью многообразия мира в его развитии;
– развитие субъекта в процессе познания лишь расширяет его возможности в познании развивающегося мира, само по себе никак не приближая его к полноте знания о мире, который каждый момент времени оказывается иным. Необходимы качественные трансформации субъекта.