На фронте лучше иметь в руках надежное оружие, чем самый совершенный фотоаппарат. И тот, кто видел войну в видоискатель, а не через прицел, конечно, сильно рисковал. Но храбрость эта была вполне оправданна. И сегодня нам остается только восхищаться, как в самых тяжелых ситуациях они смогли сохранить самообладание и думать о съемке… С первого до последнего дня войны свыше двухсот фоторепортеров, кинооператоров, корреспондентов центральных и армейских газет вели летопись Великой Отечественной.

Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) имеет свыше 5000 единиц хранения фотохроники Сталинградской битвы. Наиболее значительная часть собрания РГАКФД – это фотографии сталинградского цикла корреспондента фотохроники ТАСС Эммануила Евзерихина. В течение многих месяцев он снимал подвиги и будни бойцов Красной армии, разрушенный Сталинград, пленных немцев… Военный фотокорреспондент “Известий” Георгий Зельма был в Сталинграде с первого дня и до окончательного разгрома гитлеровской группировки. Георгий находился в расположении 62-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова. Отснятую пленку отправляли в редакцию для проявки самолетами, иногда проявляли и сушили сами под обстрелами в походной лаборатории… Работы корреспондента газеты 64-й армии “За Родину” Георгия Липскерова о Сталинградской битве стали классикой военной фотожурналистики…

Военный фотокорреспондент газеты “Правда” Я.И. Рюмкин в Сталинграде. 1942 год. Фото: РГАКФД Арх. № 0-347119.

Ряд смелых “объективов” бесконечен: “правдинцы” Я. Рюмкин, В. Темин, С. Струнников, корреспондент ТАСС Николай Ситников, спецкор “Комсомолки” Г. Капустянский и многие другие. Высоким уровнем съемки отмечены подлинные фотографии из собрания иностранных авторов РГАКФД, произведенные военными корреспондентами гитлеровской армии. Документы охватывают период оккупации немецкими войсками территории Советского Союза за 1941-1944 гг.

Летчик-истребитель Лев Томчак, выигравший бой с семью немецкими истребителями, у сбитого им самолета. Сентябрь 1942 года. Фото: РГАКФД Арх. № 0-154358. Фотограф не установлен

К нашему большому сожалению, в архиве существует комплекс фотодокументов, посвященных Сталинградской битве, авторы которых пока не установлены.

Историческую битву на Волге снимали и военные кинооператоры. Их киносъемки вошли в “Союзкиножурналы” и документальный фильм “Сталинград”. В каждом выпуске “Союзкиножурнала”, выходившего несколько раз в месяц, была рубрика “Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны”, в которой и демонстрировались фронтовые репортажи, в том числе о ходе Сталинградской битвы.

Бой в цехах разрушенного завода “Красный октябрь”. Декабрь 1942 года. Фото: РГАКФД Арх. № 0-257673. Фотораф Г. Самсонов.

Основным рабочим инструментом в руках операторов была камера “Аймо”, кассета которой вмещала всего 30 метров пленки – одну минуту экранного времени. Поэтому самой сложной операцией в боевых условиях была ее перезарядка. Три с половиной миллиона метров отснятой во время Великой Отечественной войны кинохроники складывались в основном из 30-метровых отрезков пленки.

Сталинград. 1942 год. Фото: РГАКФД Оп. 3 № 53 сн. 9. Фотограф Гербер.

Немецкая позиция в одном из кварталов Сталинграда. 1942 год. Фото: Гербер (Herber). РГАКФД

Источник: https://rg.ru/2022/11/19/30-metrov-besposhchadnoj-pravdy.html

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля