Эксперты подвели внутриполитические итоги 2024 года и дали прогноз на 2025-й
2024 год показал стойкость российской политической системы и высокий уровень консолидации общества. Вместе с тем партии, рассчитывающие на депутатские мандаты в 2026 году, чем дальше, тем меньше могут рассчитывать на популизм, поскольку у граждан все больше конкретных запросов к власти. При этом важным фактором для внутренней политики становятся ветераны СВО и их семьи.
Центральным событием прошедшего года стали выборы президента России, которые состоялись в марте. В голосовании приняли участие 77,49% избирателей – это рекордная явка с 1991 года. Был поставлен рекорд и по числу участников дистанционного электронного голосования (ДЭГ) – почти 4,8 млн избирателей. Победителем стал Владимир Путин, набравший 87,28% голосов.
Отметим, что по итогам года, согласно опросу ВЦИОМ, половина россиян (50%) назвали Путина политиком года, еще 18% назвали Мишустина, а 14% – Лаврова.
В сентябре в рамках Единого дня голосования (ЕДГ) прошло около 4 тыс. избирательных кампаний разного уровня. В них приняли участие 20 партий. По итогам выборов было замещено более 35 тыс. депутатских мандатов и выборных должностей. В 21 субъекте состоялись прямые выборы глав регионов, еще в четырех их выбрали заксобрания.
Год выборов и консолидации
«Результаты президентских выборов оказались феноменальны, Путин получил голоса более 76 млн избирателей. Такие цифры важно фиксировать, потому что именно они считаются базовыми показателями, которые можно и нужно интерпретировать. Соответственно, выборы показали несколько важных трендов, первый из которых – высокий уровень поддержки действующего президента. Это доверие и институту президентства как таковому, и лично Путину», – пояснил Алексей Чеснаков, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры.
«Второй тренд – высокий уровень консолидации вокруг власти в условиях продолжающейся СВО и давления Запада на Россию. Третий – стабильность системы, которая готова быстро и эффективно реагировать на вызовы и функционировать в условиях агрессивной среды. Четвертый – поддержка стратегического курса развития страны и социально-экономической политики последних лет», – подчеркнул аналитик.
«Пятый тренд прошедшего года – готовность российской политической системы к новациям. В условиях сложных вызовов она продолжает эволюционировать, предлагая новый функционал избирателям и новые подходы даже в рамках таких консервативных институтов, как выборы. Речь идет как о процедурных моментах – количестве дней голосования, так и о технологических – использование дистанционного электронного голосования», – продолжил эксперт.
«Что касается ЕДГ, то он был важен для власти потому, что на нем фиксировались не только общефедеральные показатели, но и отношения к тем или иным главам регионов с их различными стратегиями и позиционированием. То, что результаты и по явке, и по голосам, набранным кандидатами, представляющими власть, оказались высокими, несомненно, было заслугой Путина, с именем которого победители себя ассоциировали. Ну и, разумеется, высокие результаты властей по итогам ЕДГ еще раз подтвердили тренды, показанные в ходе мартовских выборов президента», – констатировал политолог. «Конечно, рекордная явка на выборах – явление скорее исключительное, чем постоянное. Мы живем в особенное время».
Все, что сейчас происходит, немножечко особенное. Огромный процент поддержки Путина – это консолидация общества не только вокруг Путина как президента, но и вокруг Путина как главнокомандующего, ведь мы живем в состоянии войны», – согласилась политконсультант Алена Август.
Пересборка партий
«Ощутимые изменения коснулись и партийных трендов. Очевидно, что получившая поддержку большинства общества «Единая Россия» научилась, скажем так, по-настоящему дотягиваться до людей. Я бы, наверное, поменяла привычное нам понимание «Единой России» как партии власти на «Единую Россию» как партию заботы и внимания к каждому. Она участвует во всех самых важных социальных проектах, инициирует и контролирует их. А самое главное, разговаривает с избирателями. Это то, что людям сейчас нужно больше всего», – считает Август.
«Также в обществе есть серьезная ставка и на ЛДПР. В целом партия запустила пересборку. Уверена, мы еще увидим приятные сюрпризы от ЛДПР, – продолжила эксперт. – В отношении КПРФ можно сказать следующее: при всем уважении к исторической памяти нашей страны и образам наших родителей, которые практически все были коммунистами, – но мертвые не голосуют. КПРФ даже не выветривает нафталин из пиджаков. Если партия не начнет менять риторику и подходы, то она, скорее всего, потеряет тот электорат, который имеет».
«На этом фоне «Справедливая Россия» пытается показывать зубки, но делает это в публичном пространстве порой весьма странно – посредством удивительных инициатив. И это при том, что среди эсеров достаточно много умных людей, качественных и эффективных политиков. СР нужно понимать, что запрос на справедливость есть у всех, но о нем сейчас мало говорить – необходимо обеспечивать его ответами на вопросы.
А вот «Новые люди» вызывают неоднозначную реакцию. Всегда хочется, чтобы новый голос гармонично звучал в парламентском ансамбле. Но происходит то, о чем я говорила еще перед стартом работы нынешнего созыва: невозможно постоянно ехать вперед только на бирюзовом цвете и словосочетании «Новые люди». Изменения в повестке уже обгоняют и эту риторику, и этот подход, – заметила эксперт. – Инициативы от руководства «Новых людей» бывают и хайповыми, и разумными. Но то, что происходит «на земле», выглядит довольно странно – это больше напоминает молодежные тусовочки. И это явно не совсем то, чего хотели бы люди от политической партии».
«В целом же отмечу: по сути, избирательная кампания 2025 года началась еще в 2024 году, и партиям следует серьезно задуматься над такой стратегией, которая позволит им сохранить свой стержень, но при этом быть гибкими и готовыми к изменениям. Партии должны оперативно реагировать на происходящее, потому что мы живем в эпоху пересборки вообще всего – смыслов, взаимоотношений, экономики. Электорат предъявляет огромный запрос на честность, действенность и коммуникативность», – заметила Август.
Популизм больше не работает
«По моему мнению, все партии сделают выводы из электорального цикла 2024 года, отработают их, как модели, гипотезы и новые инструменты в 2025 году для того, чтобы нормально подготовиться к кампании 2026 года», – пояснил, со своей стороны, политолог, первый зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Александр Асафов.
По его словам, все пять парламентских партий постараются войти в следующий цикл подготовленными, «с пересмотром своих подходов к электорату, с реализацией запроса на обновление, и все это будет сделано с учетом изменившегося характера медиапотребления избирателей». «Это актуальные вызовы для всех партий», – подчеркнул аналитик.
«Нужно отметить: популизм больше не работает. И это осознают все партии – даже те, у которых популизм был активной частью идеологической стратегии. Вопрос не в том, что ты пообещал. Вопрос в том, что сделал. Избиратель говорит политику: «Какие результаты ты можешь показать, чтобы я тебе снова поверил?» – детализировал эксперт. «Политическое предложение в чистом виде перестало работать. Допустим, вы за социализм. Возникают вопросы: а зачем нам социализм и что он даст конкретно мне»?
Тем самым избиратель выражает запрос на общение с политиками. Также в 2025 году пройдут кампании по выборам высших должностных лиц регионов, выборы в заксобрания. Будет создано электоральное пространство, где партии смогут проверить новые подходы», – спрогнозировал он.
«Какие треки внутренней политики будут наиболее значимы в новом году? Я думаю, что они достаточно очевидно изложены, например, в указе президента №309 о национальных целях, – отметил Асафов. – Также осевым для российской внутренней политики в следующем году будет исполнение указа президента №1014 об оценке эффективности высших должностных лиц и исполнительных органов в регионах. Дело в том, что теперь оценка имеет в своей основе не только численные показатели, но и удовлетворенность людей решениями властей, причем с базового муниципального уровня».
Замены у губернаторов
Конец 2024 года ознаменовался рядом кадровых перестановок в регионах. Так, в начале декабря с поста губернатора Курской области ушел Алексей Смирнов, врио главы региона стал бывший председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Месяцем ранее глава Республики Коми Владимир Уйба объявил о своей отставке. Врио главы региона стал Ростислав Гольдштейн, до этого руководивший Еврейской автономной областью (ЕАО). В свою очередь, врио главы ЕАО стала экс-руководитель программы «Время героев» Мария Костюк.
«Я думаю, Смирнов оказался просто не готов к действиям в условиях кризиса. Он не справился со своими обязанностями, с коммуникацией с обществом, с чиновниками, с федеральными органами. Поэтому логично, что его поменяли на человека, который известен своей энергичностью и умением разговаривать с людьми, выстраивать эффективную коммуникацию», – пояснил Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг».
«Что касается Уйбы, то уважаемый медик, на мой взгляд, был просто не совсем на своем месте. Я думаю, что он счастлив перейти на пост первого замначальника Главного военно-медицинского управления Минобороны. Говоря о назначении Гольдштейна, нужно отметить, что он неплохо проявил себя в ЕАО. При этом вся его политическая биография связана именно с Коми. Поэтому мне видится логичным решением его туда вернуть. Хотя его можно было назначать на этот пост еще пять лет назад», – продолжил политолог.
«Костюк же – прямая преемница Гольдштейна, человек из его команды. При этом, что немаловажно, мать военнослужащего, погибшего в ходе СВО. Поэтому, очевидно, поддержка бойцов и членов их семей в регионе будет только нарастать», – добавил собеседник.
Новая социальная реальность
Особую роль в 2024 году сыграл запуск кадровой программы «Время героев» для участников СВО. Этот проект стал важным инструментом обновления российского госаппарата. Слушатели программы, например, Артем Жога и Амыр Аргамаков, назначены полпредом президента на Урале и сенатором от Республики Алтай. Гвардии полковник Алексей Кондратьев получил мандат сенатора от Курской области Их коллеги также получили должности в администрации президента, министерствах и госкорпорациях.
Расширяет деятельность и фонд «Защитники Отечества», созданный в 2023 году. Основная его цель – персональное сопровождение ветеранов СВО и членов семей героев. Здесь ветеранам помогают не только с медицинской и социальной реабилитацией, но и в переобучении и трудоустройстве, оказывают юридическую поддержку, адаптируют жилье под нужды инвалидов и обеспечивают долговременный надомный уход.
«Спецоперация формирует новую реальность. У нас появилась прослойка людей с особым чувством справедливости, и эти люди проявили себя в деле защиты Родины».
Именно они становятся новой элитой страны, как неоднократно говорил президент, – напомнил Марат Баширов, профессор НИУ «Высшая школа экономики». – Похожая ситуация была после Великой Отечественной войны. Тогда с фронта вернулись миллионы людей, которые оказали огромное влияние на страну, на то, что из себя представлял Советский Союз в течение последующих десятилетий. Эти люди проявили себя в совершенно разных сферах, причем не только в госуправлении. Актер Анатолий Папанов был разведчиком, физик Михаил Мещеряков служил в артиллерии и так далее».
«Поэтому то, что будет происходить с 2025 года в условиях новой социальной реальности, потребует новых инициатив в части управления социальными процессами. И очевидно, что «Время героев» – это только начало госполитики по подготовке управленческих кадров и специалистов в иных областях. Герои СВО появятся во многих сферах – в культуре, промышленности, бизнесе», – спрогнозировал аналитик.
«Второй трек – это забота о семьях участников СВО, особенно о женщинах. У них тоже активная жизненная позиция, их потенциал тоже нужно использовать в госуправлении. Женщины всегда много значили в российской политике. Третий трек – раненые. Эти люди дееспособны, но ограничены в физических возможностях. И работа по этим направлениям, конечно, станет одним главных трендов в 2025 году», – заключил Баширов.
Рафаэль Фахрутдинов
The year 2024 has set the trends of domestic policy for several years to come
The year 2024 showed the resilience of the Russian political system and the high level of consolidation of society. At the same time, the parties hoping for parliamentary mandates in 2026, the further they go, the less they can count on populism, as citizens have more and more specific requests for power. At the same time, veterans of the Special military operation and their families are becoming an important factor for domestic policy.
Rafael Fakhrutdinov