1. Россия как зона интересов

Первое постсоветское десятилетие показало, что Российская Федерация для ее соседей и с Запада и с Востока (за редчайшими исключениями) представляет собой не более чем совокупность зон «интересов». Причем, каждая из стран претендует на строго определенные участки нашей территории: японцы – на Курильские острова,  китайцы – на Дальний Восток, США – на Камчатку, Чукотку и Сибирь,  Германия – на  Калининград   и Калининградскую область[1]. Тюркские республики Поволжья (прежде всего, Татария и Башкирия) были и остаются сферой интересов Турции.

Пик этого влияния пришелся на 1990-е гг. После 2015 оно стало ослабевать, так как федеральная власть стала целенаправленно бороться с активностью Турции и протурецких сил на этой территории. Но до конца оно так и не исчезло. Оно заметно увеличилось недавно, после вмешательства Турции в войну в Закавказье. Турецкое радио, телевидение, интернет-сайты внушают российским тюркам, что Турция «заботится о своих братьях».

В случае ослабления федерального центра все протурецкие институции, созданные еще в 90-х,  непременно выйдут из состояния «спячки».

Конечной целью патюркистских политических сил в руководстве Турции является вывод Татарии и Башкирии из правового поля Российской Федерации и создание на их территории пантуранского государственного образования, находящегося под полным контролем Анкары. Для него даже существует название «Штат Идель-Урал» или Урало-Поволжская республика, придуманное еще в годы гражданской войны в России.     

Чтобы помочь нашей стране избежать этого сценария, нужно изучить: какие инструменты влияния используют наши геополитические противники. В этой статье мы рассмотрим различные аспекты влияния Турции на Татарию и Башкирию на материале 1990-2000-х гг.

  • Немного истории

Татары (или «казанские татары», «казанлы») и башкиры (самоназвание – «башкорт») – два тюркских российских народа, исповедующих суннитский ислам (за исключением небольшой субэтнической группы крещеных татар – крящен). Место их компактного проживания –  в регионе Урала и Поволжья, где у них есть автономные республики в составе РФ. Количество татар превышает 5 миллионов 300 тысяч человек (это второй по численности народ в РФ). Около 20% татар проживают вне Республики Татарстан (около 1 миллиона в Башкортостане, есть крупные диаспоры в Москве, Петербурге и других городах). Башкир в РФ более 1 миллиона 500 тысяч.

Татары и башкиры вошли в состав российского государства в XVI веке; татары – в результате Московско-Казанской войны, которая закончилась поражением для Казани, башкиры – добровольно признав власть Ивана Грозного при условии соблюдения их вероисповедальных и вотчинных прав. Последующие русские цари эти права неоднократно нарушали, что привело к череде башкирских восстаний. Самое крупное из них – под руководством Салавата Юлаева, который примкнул к пугачевцам и получил от «казацкого царя» звание полковника. 

В годы гражданской войны 1918-1922 гг. активисты татарского и башкирского национальных движений оказались (правда, не без колебаний), в стане большевиков и договорились с теми о создании автономных республик в составе РСФСР   (проект «штата Идель-Урал», а затем его красного «клона» –   общей Татаро-Башкирской республики» провалился из-за противодействия башкирских националистов, которые не без оснований на то опасались, что более многочисленные и сильные татары займут там господствующее положение). В 1990 году обе республики объявили суверенитет, а после образования независимой России подписали с Москвой Федеративный договор. Однако вплоть до прихода к власти В.В. Путина в них были «норовистые» авторитарные режимы с элементами этнократии, обладавшие большими привилегиями и мало считающиеся с центром. Например, в начале 90-х годов они не платили налоги в федеральный бюджет, останавливали на своей территории действие «антиколхозного указа» Ельцина и т.п.  Татария даже чуть не вышла из состава России и, более того, успела напечатать в Англии собственные деньги – татарские алтыны. Правда, в обращение они не поступили, но до 2000-х годов имели хождение эрзац-деньги – социальные чеки республики Татарстан – с гербом и рисунками как на настоящих деньгах. В 1992 году большинство жителей Татарстана проголосовали за создание независимого государства и московскому Кремлю с огромным трудом удалось уговорить коллег из Казанского Кремля подписать договор с центром (в самой Татарии это подписание до последних лет трактовали как установление конфедеративных и даже международных отношений с Россией). Схожий референдум в Башкирии также был проведен годом спустя, с более мягкой формулировкой, но он провалился.

С приходом к власти В.В. Путина и укреплением федеральной вертикали ситуация сильно изменилась, особенно, в Башкирии, но Татария до сих пор сохраняет известную «свободу маневра».

Дружеские отношения с Турцией и у татар и башкир давние и уходят корнями в средневековье.  Еще до революции Османская империя пыталась влиять на тюрко-мусульманские народы Урало-Поволжского региона, рассматривая себя как гаранта их прав (так же как Российская империя видела в себе защитницу православного населения Порты). Под этим благовидным предлогом османские султаны пытались максимально ослабить российское государство. Война между Казанью и Москвой была во многом связана с тем, что казанская элита взяла ориентацию на Турцию и в конце концов даже провозгласила Казанское царство вассалом Турции. Турецкий посол в Москве Искандер Мангупский прямо говорил Грозному, что Казань – турецкое владение («юрт»). В ходе башкирских восстаний XVII-XVIII вв. были попытки образовать Башкирское ханство, связанное с Турцией отношениями вассалитета.

В годы гражданской войны 1918-1922 гг. многие татарские и башкирские националисты были носителями идеологии пантюркизма (причем, как с белой, так и с красной стороны, поскольку некоторое время большевики надеялись «скрестить» пантюркизм и коммунизм и даже создали в составе РСФСР Туркестанскую АССР). Со своей стороны, «младотурки» вынашивали определенные планы относительно российских территорий, населенных тюрками-мусульманами. Один из лидеров младотурков Энвер-Паша даже был лидером басмаческого движения в российской Средней Азии (перед этим посотрудничав с большевиками: он работал в «Обществе единства революции с исламом» в Москве и участвовал в Коммунистическом конгрессе народов Востока в Баку).

Важно заметить, что одним из создателей идеологии пантюркизма был, наряду с турком Зией Гекалпом, татарин Юсуф Акчура (Юсуп Хасанович Акчурин), родившийся в Симбирске, но проведший большую часть жизни в Турции. Он издавал в Стамбуле журнал «Турецкий дом», был профессором Стамбульского университета и советником Ататюрка. Пантюркистом по взглядам был лидер башкирского национального движения начала ХХ века Заки Валидов (в современной Башкирии его называют его турецким именем – Ахмет-Заки Валиди), один из учредителей Башкирской республики  (Башкурдистана) в составе «демократической России», провозглашенной Учредительным собранием. В гражданскую войну он воевал на стороне белых, но после отказа Колчака признать национальные автономии, перешел на сторону красных, участвовал в создании Башкирской советской автономной республики, был председателем ее правительства («Башревкома»). В начале 20-х, обвинив Ленина в незаконном урезании автономии Башкирии, Валидов бежал в Среднюю Азию, воевал в составе формирований басмачей, затем эмигрировал в Турцию. В Советской Башкирии фигура Валидова играла роль своеобразного «местного Троцкого»: в годы сталинских репрессий республиканских партийных чиновников – башкир по национальности НКВД обычно обвинял в «валидовщине» (тогда как их русских коллег – в участии в троцкистских организациях). Надо заметить, что Валидов, как и его татарские единомышленники, участвовал в эмигрантских пантюркистских антисоветских организациях, которые внимательно следили за происходящим в советских восточных республиках, но реальное влияние их на внутреннюю жизнь этих автономий было, в значительной степени, мифом, созданным НКВД.  

 Во время второй мировой войны активность эмигрантов из среды тюрков выросла. Они сыграли определенную роль в формировании тюркских соединений вермахта и СС (прежде всего, Волжско-татарского легиона «Идель-Урал»[2] и Туркестанского легиона), кроме того, они участвовали в гуманитарных миссиях, призванных облегчить участь военнопленных-тюрков в немецких лагерях (как, например, Валидов).

После войны эмигрантские пантюркистские организиации в Турции сотрудничали с ЦРУ и разведками государств-стран НАТО (в том числе, видимо, и турецкой). Все годы «холодной войны» на территорию СССР осуществлялось вещание национальной редакции радиостанции «Свобода» на татарском языке  – радио «Азатлык» (эта редакция существует по сей день, недавно она была внесена в список организаций, признанных в РФ «иностранным агентом»).

В годы перестройки в Татарии и Башкирии начинается формирование национальных движений и партий («Татарский общественный центр», Союз татарской молодежи «Азатлык» в Татарии, Башкирский национальный центр «Урал», «Союз башкирской молодежи» в Башкирии). Практически все они имели нескрываемую протурецкую ориентацию.

Произошла реабилитация идеологов пантюркизма, деятелей времен гражданской войны, позднее – граждан Турции, которых в советские времена считали врагами. Теперь они – «национальные герои». В Уфе назвали улицу в честь Ахмет-Заки Валиди, проводятся чтения их имени, их деятельность апологетически представлена в учебниках.  На конференциях, посвященных новоявленным героям, часто присутствуют турецкие гости.  

Турция также пыталась влиять и на официальные власти республик. Показательны слова Сулеймана Демиреля – президента Турции в 90-е, который заявил о «турецком мире, простирающемся от Адриатики до Великой китайской стены».

Рассмотрим это турецкое влияние подробнее.

  • И политика, и торговля, и образование …

Все 90-е и начало 2000-х Татария и Башкирия совершенно официально сотрудничали с пантюркистскими организациями, которые контролировались Турцией.  Прежде всего, речь идет о Международной организацией тюркской культуры ТюрКСОЙ (Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi). Она основана в 1993 году и представляет собой союз представителей тюркских стран, чьей целью декларируется сохранение культуры тюркских народов. В нее входят Турция, Азербайджан, бывшие советские среднеазиатские республики. Штаб-квартира организации находится в Анкаре.  Под эгидой ТюркСОЙ проводятся театральный фестиваль «Навруз», музыкальный конкурс «Тюрквидение», фестиваль мусульманского кино. Организация называет себя «ЮНЕСКО тюркского мира».

Делегации республик Татарстан и Башкортостан неоднократно выезжали в Турцию для участия в мероприятиях Совета министров культуры ТюркСОЙ. Обе республики стали членами этой организации, а в 2014 году ТюркСОЙ выбрала Казань «столицей тюркского мира» на год. Президент Татарии в связи с этим получил памятную медаль ТюркСОЙ.  В Уфе, в Башкирском педуниверстете была открыта кафедра ТюркСОЙ[3].

Несмотря на якобы гуманитарную направленность, организация на самом деле занимается (наряду с культурным мероприятиями) мягким проведением в жизнь идеологии пантюркизма. В 2009 году ТюркСОЙ вошла в состав геополитического союза тюркских стран, имеющего свой флаг, руководство и даже парламентскую ассамблею.

Российские республики также были не чужды международной политической интеграции подобного рода. В конце 1990-х – начале 2000-х велись переговоры о вхождении Башкирии в Межпарламентскую ассамблею тюркских государств, которые правда, не привели к желанному для пантюркистов результату.

Далее, с начала 90-х продолжаются многочисленные официальные и неофициальные встречи высшего руководства Татарии и Башкирии с турецкими политическими деятелями и представителями деловых кругов и общественности. Они происходили постоянно, как на территории России, так и на территории Турции. На них обсуждались преференции для турецкого бизнеса, политическое и культурное взаимодействие двух республик. Фактически отдельные чиновники Татарии и Башкирии за этот период превратились в проводников турецкого влияния в регионе. В 1995 году после посещения Турции президентом Татарстана Ментимером Шаймиевым было заключено Соглашение о сотрудничестве между Республикой Турция и Республикой Татарстан (так сказать, «через голову» Москвы). В 90-е годы татаро-турецкие и башкиро-турецкие отношения вообще чуть не вышли на дипломатический уровень. В Стамбуле были открыты представительства Татарии и Башкир, в Казани – Генеральное консульство Турции.

Не остались в стороне и круги татарских и башкирских интеллектуалов. Для влияния на них турки создали Фонд исследований тюркского мира «Туран». Его глава – турецкий профессор Туран Язган получил звание почетного профессора Казанского университета. Фонд «Туран» открыл свои представительства в Казани и в Набережных Челнах (которые в 90-е превратились в центр наиболее радикального татарского национализма). Представительство в Казани открыла и турецкая организация «Диалог Евразии», которая выпускает журнал «ДА», пропагандирующий идеи пантюркизма. Ее возглавляет влиятельный в Татарии и Башкирии общественный деятель Расим Хуснутдинов. Организация проводит многочисленные конференции, семинары и круглые столы. Схожей деятельностью занимается в Татарии TIKA (Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию), которое представляет уже не общественное движение, а аппарат премьер-министра Республики Турция.

Огромные масштабы приобрели бизнес-связи между российскими тюркскими республиками и Турцией[4]. К 2015 году на территории Татарии действовало 280 турецких предприятий, ряд из них – в свободной экономической зоне «Алабуга». Объем турецких инвестиций в экономику Татарстана приблизился к 1, 5 миллиардам долларов. Это 26% от всех иностранных инвестиций, приходящих в республику.   

В Башкирии в 90-е гг. работало 91 предприятие с турецким капиталом, товарооборот с Турцией составлял 300 миллионов долларов в год. 

В Уфе и Казани работают заводы турецкой пивоваренной компании Anadolu Efes, которая между прочим, удерживает 17% российского рынка пива купив такие торговые марки Efes Pilsener, “Старый мельник”, “Золотая бочка”, Kozel и др.

Присутствие турецкого бизнеса заметно в Казани и Уфе даже визуально. В обеих республиках очень много турецких строителей, которым достаются самые лучшие заказы (что еще раз свидетельствует о поддержке турецких бизнесменов с «самого верха»). Так, именно турки реконструировали в Уфе комплекс «Гостиный двор», находящийся в историческом центре города, построили мечеть «Ляля-Тюльпан», ставшую достопримечательностью столицы Башкирии. Турки участвовали в возведении объектов (прежде всего, отелей) к саммитам ШОС и БРИКС, которые прошли в Уфе в 2015 году.

Однако наибольшую активность турки проявили в сфере образования. Это и понятно: чем вербовать сторонников пантюркистского проекта среди элиты поволжско-уральских республик, преодолевая их пророссийские взгляды, легче воспитать верных симпатизантов Турции. В Татарии и Башкирии, начиная с 1992 года, было открыто несколько так называемых «татаро-турецких» и «башкиро-турецких лицеев» (в Татарии – 8, в Башкирии – 4). Занималась этим турецкая фирма «Серхат» на основе соглашения с Министерствами образования РТ и РБ. Лицеи носили характер закрытых пансионатов с раздельным обучением мальчиков и девочек. Курс обучения был четырехгодичный (7-11 классы). Туда отбирали самых талантливых детей из татарской и башкирской глубинки (детей славянских национальностей брали по минимуму), привлекая их высоким уровнем образования и перспективой работы за границей. Выпускников лицеев охотно брали и российские вузы.

Претенденты проходили экзамены, тестирование на IQ и испытательный срок в лицее, причем, весь процесс контролировали турки.

Действительно, выпускники лицеев получали приличную подготовку, особенно в плане знания турецкого и английского языков. Турецкий там преподавали граждане Турции, а английский – граждане США. Уже на первом году обучения английскому языку отводилось 18 часов в неделю, турецкому – 9 часов в неделю, на хорошем уровне преподавали татарский и башкирский языки. Часть предметов читались исключительно на английском и турецком.

При этом русский язык преподавался в объеме … 2 часа в неделю. История России практически не изучалась. Зато подробно изучалась история Османской империи, причем, подаваемая под специфическим углом. Например, глава из учебника об освобождении балканских славян от турецкого владычества называлась «Потеря нами Боснии и Герцеговины». Славяне в этих учебниках изображались «грязными дикарями», которых научили основам культуры «цивилизованные турки-османы». Учебники сообщали: «балканские народы научились у турок любить родину, быть правдивыми, цивилизованными, научились чистоте, порядку, уважению к женщине — качества, которых у них до этого либо не было вовсе…». Лицеистов вообще приучали к мысли, что турки – высшие люди, которым все остальные народы должны беспрекословно подчиняться. Вот еще цитата из учебника для турецких лицеев: «…. взять весь мир под спокойную и надежную гегемонию тюркского племени. Это лежит в основе тюркской философии завоевания и принципа правления… Тюрки, научившись управлять стадами скота, навыки эти перенесли на людей, заложив основу современной цивилизации. Тюрки стали первым обществом на Земле, которое взрастило политические кадры, разработало законы. Они привили всем другим народам основы права, организации и государственного строительства». Слова не расходились с делами. Преподаватели турки с презрением относились к русской культуре и языку. Ученики вспоминали, что. если им задавали вопросы на русском, преподаватели отказывались отвечать и требовали перейти на турецкий или английский. Когда местный санитарный надзор потребовал от преподавателей-турок пройти медосмотр, те заявили, что это обычай «варваров-русских» и что национальная гордость турок не позволяет им сдавать анализы. Те же преподаватели постоянно отпускали язвительные замечания в том духе, что все русские женщины – развратницы, а мужчины – лентяи, тогда как турки – инициативный и культурный народ… И это творилось на территории России, при попустительстве, а то прямой поддержке российских государственных органов![5] 

Впрочем, в тех лицеях которые находились в столицах республик – Уфе и Казани, и где были и русские ребята (из среды местной элиты, привлеченной хорошим уровнем подготовки), турки вели себя скромнее, публично  о русской культуре не отзывались, а если и пытались заговаривать о тюркском владычестве и исламе, то выбирали для этого учеников татар и башкир и общались с ними конфиденциально. 

Кроме того, все 90-е и 2000-е турки активно привлекали башкирскую и татарскую молодежь для учебы в вузах Республики Турция. Через эти вузы прошли тысячи молодых ребят, которые потом также вошли в экономическую и политическую элиту двух российских республик.

Наконец, очень важным является религиозный фактор. Сразу же после падения СССР в Татарию и Башкирию хлынули сотни и тысячи исламских проповедников из Турции. Среди них было немало представителей сомнительных, а то и экстремистских сект. Деятельностью и вербовкой сторонников на территории Татарии и Башкирии отметились «Общество Эртугрул Гази» – подразделение исламского движения Фетхуллаха Гюлена, джамаат «Исмаил ага», к которому принадлежит муфтий Татарии Камиль Самигуллин, секта «Нурджулар» (основатель – известный проповедник Саид Нурси), признанная в 2008 году экстремистской организацией. Суфийский орден Назима Хаккани («хаканиты»), пропагандирующий неоосманизм,  сумел превратить в своих адептов влиятельных фигур в среде башкирского и татарского обществ. Имеется в виду, например, Марат Сафин – крупный татарский бизнесмен, брат певицы Алсу и Салават Кильдин – бывший гендиректор ГТРК «Башкортостан» и бывший начальник Управления Государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Республике Башкортостан.

Одним из каналов религиозного влияния Турции были и турецкие лицеи.

  • Закат суверенитетов

После прихода к власти президента Путина ситуация стала изменяться. Федеральный центр стал наступать на суверенитет республик, брать там под контроль все важнейшие сферы жизни, требовать приведения местных законов  в соответствии с общероссийскими, бороться с элементам этнократии и трайбализма. Вскоре очередь дошла и до контактов с Турцией. В 2002 году тогдашний руководитель ФСБ Николай Патрушев заявил СМИ, что спецслужбы располагают информацией: члены турецкой религиозной секты «Нурджалар» или «нурсисты» занимались шпионажем и пантюркистской и панисламистской обработкой молодежи в нацреспубликах через систему фондов, фирм и образовательных организаций.   Нурситов обвинили также в сотрудничестве с турецкой террористической организацией «Серые волки».  Деятельность секты была пресечена, около 50 ее членов арестованы (в основном это были жители Татарии, Башкирии и республик Кавказа), 20 граждан Турции депортированы из России[6]. В 2007 году спецслужбы стали проверять деятельность турецких лицеев на территории России: в Башкирии все лицеи были закрыты, в Татарии ограничились заменой турецких преподавателей россиянами и высылкой турок из страны ввиду компании защиты лицеев, которая развернулась в республике и была поддержана местным руководством. Турецкие лицеи действуют в республике до сих пор. 

В 2017 году Башкирию потрясла новая спецоперация ФСБ: были арестованы бывшие выпускники турецких лицеев Уфы и Стерлитамака (к тому времени уже ставших российскими школами) Азамат Абдулатипов и Айвар Хабибуллин, а также еще несколько человек. Их обвиняли в пропаганде религиозного экстремизма, причем, следствие завило, что они вступили в экстремистскую исламистскую секту именно во время учебы в турецких лицеях. Пикантность ситуации состояла в том, что за время, прошедшее после выпуска, они сделали хорошую карьеру – Абдулатипов стал  журналистом столичного издания «Киске Уфа», а Хабибуллин – сотрудником ГКУ «Хозяйственное управление»[7].

Наконец, после инцидента со сбитым российским самолетом в 2015 борьба с турецким влиянием достигла апогея. По рекомендации министра культуры Мединского Башкирия вышла из ТюркСОЙ, в Уфе закрыли кафедру ЮНЕСКО, а затем по инициативе тогдашнего президента Башкирии Р. Хамитова в Стамбуле закрыли башкирское представительство.

Можно констатировать, что сегодня турецкое влияние в регионе свелось к минимуму. Но симпатизанты и даже представители «мягкой силы» Турции никуда не делись. Многие из них продолжают занимать места в региональной экономической, политической, религиозной элите. Как уже говорилось, в случае ослабления контроля центра, все в республиках «вернется на круги своя». Уже сейчас заметно некоторая активизация в этой области в связи с азербайджано-армянской войной и фактическим участием в ней Турции.

Однако, бороться с экспансией Турции одним силовыми методами неправильно. Должна вестись разъяснительная, пропагандистская работа, направленная против пантюркизма, разоблачающая его мифы и стереотипы, и, я уверен, противопоставляющая ему в качестве альтернативы евразийский путь  развития. Кроме того, культурные связи между Турцией и тюркскими народами России, если под ними нет политической подоплеки, сами по себе – вполне нормальное явление, соответствующее мировым стандартам культурных взаимодействий. Если переусердствовать в борьбе с пантюркизмом и запретить даже культурное взаимодействие, то это приведет  к обратному эффекту, к радикализации интеллигенций тюркских народов России. 

Кроме того, и в самой Турции есть не только пантюркистские силы, враждебные силы. Есть и левые кемалисты, которые, напротив, ориентированы на союз с Россией в пику США. Они, правда, подвергаются преследований со стороны правых сил, но они существуют и могут рассматриваться как потенциальные союзники в борьбе с политическим антироссийским пантюркизмом.

Рустем Ринатович Вахитов,

кандидат философских наук,

исследователь евразийства,

доцент Башкирского государственного университета.


[1] Россия глазами Запада https://www.ippnou.ru/print/007577/

[2] Легион «Идель-Урал» в составе 30 000 человек, брошенный немцами на борьбу с белорусскими партизанами,  23 февраля 1943 года в районе Витебска перешел на сторону партизан

[3]  Айрат Нигматуллин, Эльвира Самигуллина, Ильнур Шарафиев «Разрыв с ТЮРКСОЙ: Владимир Мединский требует от Татарстана отречься от тюркского мира» «БИЗНЕС Onlin»: https://www.business-gazeta.ru/article/146579

[4] Раис Сулейманов Влияние Турции в Татарстане: фактор «мягкой силы» http://mt.rostend.su/blog/43612018587/Rayis-Suleymanov:-vliyanie-Turtsii-v-Tatarstane?tmd=1

[5] Николай Шамбаров «Кто лоббирует интересы Турции в Башкирии — Башкортостане?»//Посреди России  https://posredi.ru/kto-lobbiruet-interesy-turcii-v-rossii.html

[6] Регина Хисамова “Нурджулар”. Почему в Татарстане сажают тех, кто знакомится с учением Саида Нурси//Идель-реалии  https://www.idelreal.org/a/29527504.html

[7] В Башкирии выпускники турецких лицеев распространяли запрещенную идеологию: https://news.rambler.ru/community/37327720/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля