Цивилизации являются историческими организмами, и духовные травмы в начале их формирования неизбежно отзываются в их исторической судьбе. Ложнохристианская концепция грехопадения-первородного греха во многом определили формы исторического действия христианской цивилизации, но по-разному в Западной Европе и в России.

Тотальный натурализм представлений о происхождении мироздания и человека ограничил европейское мировоззрение материальным измерением. Познавательная энергия сосредоточилась на изучении натуры-природы, породив науку, которая превращается из инструментария познания в единственное верное мировоззрение. Представление о человеке и отношение к человеку всё более лишалось духовного измерения, даже церковные практики были слишком нацелены на телесность, а не на вечную человеческую душу. Будто не было Новозаветного Благовестия о богоподобности человека, о его духовности и свободе: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3. 17), о любви «Бог есть любовь» (1 Ин. 4. 8) и милосердии. Бездуховная установка неизбежно породила сонм атеистических материалистических идеологий. 

Генетический экспансионизм и агрессивность западноевропейских народов получили религиозное оправдание и целеполагание (автор концепции первородного греха, усугубившей пороки концепции грехопадения, западноевропейский Блаженный Августин). Католическая миссия – христианизация всех народов мира через подчинение Папе Римскому – преемнику Святого Петра (katholikós – “всеобщий”, “универсальный”). Что невозможно без всеобщего насилия и истребления. Это выразилось в западноевропейском шовинизме, в глобальном колониализме, в формировании научно-технической цивилизации, нацеленной на завоевание природы («Знание – сила» – Бэкон). Протестантские деноминации в этом верные последователи католицизма. 

Натуралистическая доминанта в западноевропейском христианстве в какой-то степени купировалась средневековыми мистическими тенденциями. В эпоху Возрождения натуралистическая установка возобладала, творческая энергия эмансипировалась в культе индивидуализма. Основой великих культурных достижений эпохи Возрождения во многом было влияние Византии, – самой высокоразвитой цивилизации эпохи. Своего рода «первоначальный культурный капитал» Возрождения сложился за счет заимствования и захвата культуры Византии. Вначале при ограблении Константинополя в Четвертом крестовом походе 1204 года. Более полувека город был столицей Латинской империи крестоносцев. С середины XIV века ключевые экономические позиции в Константинополе контролировали венецианцы и генуэзцы, естественно, не без хозяйственного и культурного ограбления. После захвата Константинополя турками в 1453 году в Италию хлынуло большое количество беженцев из Византии, – носителей высочайшей культуры эпохи, привезших богатейшие библиотеки и множество произведений искусства, во Флоренции была создана Академия Платона. Гениальные произведения искусства Возрождения ещё посвящались религиозной тематике, но несли дух эмансипации, религиозные формы наполнялись светским содержанием. Творческая энергия раскрепощалась от средневекового табуирования, в реакции на который формировались культ антропоцентризма, светская культура, гуманистическое и пантеистическое сознание. 

Папство и протестантизм боролись за земную власть, внедрение индульгенции, инквизиции, сжигание еретиков и «ведьм», крещение огнём и мечом бесчисленных народов по всему миру. Крестовые походы проводились, а религиозные ордены формировались для экспансии и завоеваний, создавались орденские государства.  Концентрация религиозной энергии на обустройстве материальной жизни произвела техническую цивилизацию. Её эффективные средства вооружили западноевропейскую экспансию, а её формы были навязаны человечеству. Колумб переоткрыл Америку после викингов, грабительские походы меняются тотальными завоеваниями.

Виктор Аксючиц

The “Western European fall”

 Civilizations are historical organisms, and spiritual traumas at the beginning of their formation inevitably reverberate in their historical fate. The false Christian concept of the fall-original sin has largely determined the forms of historical action of Christian civilization, but in different ways in Western Europe and in Russia.

Victor Aksyuchits

Источник: ТГС «Россия не Европа»

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля