В этом монографическом исследовании мы рассмотрели теоретико-методологические основания информационно-аналитической деятельности, отталкиваясь от социально-философского категориального тезауруса и кульминируя  гуманитарные аспекты аналитики. Нам представляется, что было бы неверно низводить целевую функцию этой деятельности только до уровня организационно-технического и программного обеспечения функционирования различных информационно-аналитических подразделений[1].

Чем же вызвана такая постановка вопроса? Прежде всего, недооценкой управленцами всех уровней гуманитарных аспектов анализа. Управленческое решение, принимаемое должностным лицом или группой лиц, всегда является следствием воздействия нескольких составляющих, важнейшая из которых – это результаты глубинного, смыслового исследования ситуации или проблемы. Если исследование той или иной проблемы будет проведено без учета социокультурных особенностей его предмета, которые консолидируют (или дистанцируют) субъектов, обусловливая характер их действий, то никакое даже самое изощренное инженерно-техническое и информационное обеспечение не будет способствовать снятию противоречий и гармонизации социальной (производственной, корпоративной, межличностной, национально-территориальной и др.) среды.

По этим причинам мы и утверждаем о том, что  аналитическая деятельность всегда привязана к конкретному социальному объекту с его имманентными социокультурными, антропологическими характеристиками. И, несмотря на наличие совокупности абстрактных (построенных на принципах идеализации) методов анализа, сам его процесс всегда конкретен и обусловлен информационной природой социальности данного объекта.

По этим же причинам и информационные процессы нельзя воспринимать абстрактно, поскольку понятно, что информация несет на себе глубокий след общественных отношений, отпечаток потребностей, интересов и ментальных черт тех общностей, которые она отражает. В этом и состоит главная сущность социальной информации и всякого нового знания. Акцентируя внимание на гуманитарном аспекте аналитики, мы доказываем, что информация и новое знание, не соответствующие внутренним закономерностям функционирования общества, его ментальной и культурной традиции, несет по отношению к нему разрушительные последствия, ибо, дезактуализирует социокультурные основания его жизнедеятельности.

В связи с этим, мы считаем достаточно обоснованным утверждение о том, что информация, порождаясь объектом, отражая его свойства, становится и остается таковой лишь в процессе осуществления субъектно-значимой и целенаправленной коммуникации, в процессе взаимосвязи между ними, актуальной или исторической.

Учитывая эти положения, мы настаиваем на следующем понимании социальной информации, рассматриваемой в качестве субстрата, цели, средства и, одновременно, неисчерпаемого ресурса аналитической деятельности. А именно, она (социальная информация) представляет собой рациональную основу преобразовательной активности человека, выступающая как совокупность ряда социокультурных процессов: оценки окружающего мира; целеполагания; выбора способов и средств достижения целей; оценки соответствия полученного результата поставленным целям.

По причине объективно-необходимого обращения к социокультурным, знаниевым и предметно-деятельностным основаниям информационной аналитики, мы и обозначили в предисловии и введении этой книги ее адресную направленность.

Вместе с тем, мы отнюдь не пытаемся закрыть дорогу к инструментальному знанию тем, кто ищет и находит, но, в силу разных причин нашел еще не много.

Мы будем очень рады, если эта книга явится неким стимулом для тех, кто находится в процессе поиска смыслов и логики окружающей нас мозаичной социальной действительности. Тем не менее, мы не сочли возможным взять на вооружение научно-публицистический формат изложения материала. В этом случае произошла бы существенная утрата многочисленных и, порой, очень важных смысловых латентностей[2], которые несет в себе философский категориальный аппарат, ориентированный на предпонимание[3].

В ближайшей перспективе мы планируем осуществить переход от ratio к empirio, представив на суд читателей новый монографический продукт, раскрывающий прикладные аспекты современной информационно-аналитической деятельности. Полагаем, что эта книга, работа над которой близка к завершению, явится не только иллюстрацией использования предложенной здесь методологии при решении широкого спектра аналитических задач, но и послужит конкретным руководством для оптимизации и повышения эффективности различных форм и порядков реальной аналитической практики.

ГЛОССАРИЙ

Аналитика – специфическая научная деятельность, ориентированная на получение объективно-истинного знания о тех или иных объектах, событиях и процессах материального и духовного мира с ориентацией на конкретную задачу, решаемую посредством вовлечения полученного инструментального знания в процесс практических преобразований некоего объекта.

Аналитическое исследование – это связанная совокупность процедур по формированию достоверного, целостного и объективного знания о конкретном объекте в его динамике, включающая в себя сбор и оценку информации. Цель аналитического исследования представляется в форме системной диспозиции задач, каждая из которых определяет возможность получения нового знания о новых состояниях предмета и его новых связях в структуре объекта.

Аттрактор – «притягивающее множество»; некоторое явление, ограничивающее спектр возможных траекторий развития системы, повышающее степень целенаправленности движения объекта.

Инновация – форма существенной реорганизации структуры объекта, которая повышает потенциал его саморазвития и самоорганизации и приводит к значительным изменениям в параметрической и функциональной его компонентах.

Инновационная деятельность – процесс целеосознанного познания и/или преобразования человеком различных модусов окружающей действительности с использованием творческих средств. Он (процесс) направлен на гармонизацию связей и отношений в структурах бытия и способствует развитию социальности субъекта через формирование в его сознании более совершенных образцов инструментального знания и предметно-деятельностной практики.

Инновационный процесс – динамическая система взаимообусловленных и скоординированных во времени явлений существенной реформации и трансформации базовых свойств какого-либо объекта. Вектор этого процесса направлен в сторону гармонизации связей и отношений объекта с внешней средой. Это целевая функция или идеология развития инновационного процесса.

Интенция – направленность сознания на какой-либо предмет, это характеристика процесса идеализации предмета на основе определенной методологической системы.

Институциализация – процесс упорядочения и формализации социальных отношений, переход от неформальных (объединений, соглашений, переговоров) и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с соответствующей иерархией власти, регламентацией соответствующей деятельности, тех или иных отношений, их юридической легализацией.

Информационная аналитика – система сбора и анализа информации, используемая для решения задач упреждающего управления проблемами; система концептуализации полученных данных, необходимая для формирования стратегий и технологий коммуникационного менеджмента.

Информационное пространство рассматривается как сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации; это совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информационными отношениями, то есть отношениями сбора, производства, распространения и потребления информации.

Информатизация общества – это процесс овладения субъектами социальной информацией, превращения ее в главный ресурс управления своей деятельностью, через посредство информационно-технических средств, повышающих эффективность позиционирования индивида в рамках различных форм и порядков социальной практики.

Инфосоциальная технология – форма субъект-объектного взаимодействия управляющего свойства, направленного на достижение определенной цели субъекта-актора относительно некоего сообщества людей – акцепторов. В качестве цели технологического воздействия обычно выступает достижение желаемого состояния объекта, ситуации в объекте, либо изменение статуса субъекта в структуре данного объекта.

Исходная система – это глобальная целостность, включающая в себя в качестве элементов множество образований, также обладающих системными свойствами, и определенным образом влияющая на их развитие.

Коммуникация – это понятие, раскрывающее характер взаимодействия двух и более систем в процессе обмена информацией. Коммуникация — это средство и одновременно условие бытия данных объектов, это реализация потенции систем к саморазвитию. Вне информационных взаимодействий этот объект обречен на стагнацию, т.к. превращается в систему закрытого типа.

Метод – совокупность приемов, способов и операций по достижению определенных результатов в практической и познавательной деятельности людей, это так же система регулятивов, используемая в процессе преобразования информации и знаний, необходимых для получения определенного результата.

Методология – система принципов и способов организации  и построения познавательного процесса; учение о структуре, логической организации, методах и средствах познания и последующего действия.

Моделирование – метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам объект, а вспомогательная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым явлением, способная замещать его на определенных этапах исследования.

Практическая философия обращена к проблемам организации, оптимизации и продуктивной реализации человеческого действия. Она призвана влиять на характер действия человека, его направленность на предмет, формировать оптимальную технологию целедостижения. Практическая философия содержит в своем теле знания-инструменты, в отличие от теоретической философии, костяк которой составляют знания-описания и представления.

Парадигма – совокупность фундаментальных знаний, теорий и концепций, общепринятых методов, образцов решения задач и приемов исследования; это устойчивая система методологических средств, наиболее часто используемая субъектом в конкретный период времени, нацеленная на обретение новых знаний о мире и на его преобразование.

Ситуация — совокупность значимых феноменов и факторов состояния объекта, которые существенным образом способны повлиять на дальнейший сценарий его развития в рамках определенных пространственно-временных границ.

Социальная информация – система совокупных данных (сведений), которые выступают одновременно целью и детерминантами социальных преобразований в той мере, в какой они (сведения) отвечают ожиданиям субъекта социального действия и содержат необходимый и достаточный материал для реализации его потребностей.

Социальное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций и настроений людей, в которых отражается жизнь общества и вся система социальных отношений.

Социальная технологизация – процесс, направленный на выявление и использование потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования на основе совокупности информационно-коммуникационных технологий, поддерживающих развитие социальности субъекта в рамках различных сфер и уровней ассоциированной деятельности.

Творчество – это прогрессирующая и частично управляемая человеком совокупность инновационных преобразований различных форм вещества, энергии, информации и функций через элементы культуры – технику, искусство, науку, философию, что и составляет многообразие изменений в сфере развития социальной материи.

Эвристика – особая организация процесса продуктивного мышления и деятельности, благодаря которой порождается система процедур, необходимых для решения инновационных задач, как в сферах познания, так и реальной практики.

Эпистемы – комплексные представления, входящие в состав теоретико-методологических систем, которые составляют инструментальную базу любого аналитического исследования.

Эпистемология – система знаний, т.е. внутренне согласованная целостность представлений, которые соединяют нас с объектом познания, это также система познавательных актов, сформированная с целью получения объективного инструментального знания.


[1] Эту позицию аргументировано отстаивает, в частности, К.В. Маркелов, см.: Маркелов К.В. Информационно-аналитическая деятельность на государственной службе: Гуманитарные аспекты. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2003. – 188 с.

[2] Латентность – от лат. latentis — скрытый, невидимый. В данном контексте речь идет о фиксации смыслов, заключенных в различных  категориальных конструкциях, широко используемых в процессе научного (философского) дискурса, не предполагающего подробного раскрытия этих хрестоматийных понятий.

[3]  Предпонимание – это способ развертывания понимания, основанного на имеющемся потенциале знаний человека, которые и образуют пространство мышления, определяя горизонт познания. Это то, что должно быть постепенно преодолено в ходе познания предмета и заменено более полным и объективным научным знанием о нем.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля