Как преподаватель, работающий в системе высшего образования уже много лет, я не понаслышке знаю, что студенты сильно изменились. Недавнее исследование, в котором приняли участие более 500 моих коллег, лишь подтвердило то, что многие из нас уже давно замечают. Любопытно, что это исследование провел искусственный интеллект, что само по себе символизирует изменения,

изменения, которые происходят в образовании.

Вот так ИИ проводил это исследование. Изображение из телаграм-канала @edutech_club

Вот так ИИ проводил это исследование. Изображение из телаграм-канала @edutech_club

Прежде чем перейти к критике, хочу отметить: студенты — это те, ради кого мы каждый день выходим на работу. И, несмотря на сложности, мы видим и ценим в них много хорошего.

Что мы ценим в студентах?

Во-первых, современные студенты стали более ориентированы на практику. Они стремятся получать такие знания и навыки, которые можно сразу применить на практике. Это хороший знак, потому что в наше время реальная польза от образования ценится больше, чем абстрактные теории.

Во-вторых, не могу не отметить предпринимательский дух многих студентов. Они полны инициативы, пытаются искать новые возможности для самореализации. У меня на занятиях большая часть студентов уже работает. К тому же, их цифровые навыки на высоте. В мире, где технологии играют ключевую роль, это безусловное преимущество.

Но что нас расстраивает в студентах?

Тем не менее есть вещи, которые вызывают у преподавателей (и у меня лично) определённую тревогу:

  • Снижение когнитивных способностей. С каждым годом я замечаю, что у студентов возникают трудности с критическим мышлением, концентрацией внимания и глубокой аналитикой. Задания, которые ранее казались простыми, сейчас даются гораздо тяжелее. Отмечаю это на базовом курсе по Excel.
  • Потребительское отношение к образованию. Все больше студентов воспринимают учебный процесс как услугу, где они «покупают» знания, а мы, преподаватели, выступаем как «продавцы». Это нарушает саму суть образования, где должны быть стремление к знаниям и взаимное уважение. Очень жаль, что к этому целенаправленно шли на протяжении нескольких лет.
  • Снижение мотивации. Одной из самых больших проблем стало снижение вовлеченности студентов. Раньше было видно, что многие действительно горели желанием учиться, а сейчас на первый план часто выходит формальность — просто «сдать» и идти дальше.

Часто студенты говорят, что поступили в вуз для родителей, а не для себя.

Как мы адаптируемся к этим изменениям?

Мир меняется, и мы, преподаватели, тоже вынуждены меняться вместе с ним. Я, как и мои коллеги, не могу позволить себе игнорировать эти вызовы. Вот что показало исследование преподавателей.

1. Проактивная адаптация. Внедрение новых технологий стало ключевым направлением для меня и большинства моих коллег. Онлайн-курсы, интерактивные задания, геймификация — всё это помогает вовлекать студентов и делать обучение интереснее. Лично я пересматриваю учебные материалы каждый год, добавляя новые элементы, чтобы соответствовать запросам времени, сейчас стараюсь ввести геймификацию в образовательный процесс.

Геймификация сейчас применяется во многих сферах деятельности. Изображение с сайта https://neiros.ru/

Геймификация сейчас применяется во многих сферах деятельности. Изображение с сайта https://neiros.ru/

2. Активная адаптация. Важно не просто оставаться на месте, но и развиваться. Постоянно прохожу курсы повышения квалификации, изучаю новые методы преподавания, посещаю семинары и активно общаюсь с коллегами. В наше время нельзя позволить себе остановиться на старых подходах.

3. Пассивная адаптация. Конечно, есть те, кто выбирает формальный подход — просто следовать минимальным требованиям. Но, как показывает практика, этого недостаточно. Стараюсь не просто выполнять инструкции, но и искать новые пути решения проблем.

И хотя 3% моих коллег заявили, что не готовы адаптироваться к изменениям, большинство из нас всё же стремятся оставаться востребованными и эффективными.

Какие тренды в образовании нас волнуют?

Преподаватели активно обсуждают текущие тренды в образовании. Мы замечаем значительный рост онлайн-обучения и гибридных форматов. Это с одной стороны облегчает доступ к знаниям, но, с другой — усложняет поддержание дисциплины и мотивации.

Влияние искусственного интеллекта также становится всё более ощутимым. Это не только вопрос автоматизации учебного процесса, но и академической нечестности, когда студенты всё чаще прибегают к помощи ИИ для выполнения заданий.

Также меня беспокоит деградация навыков у студентов. Часто они полагаются на технологии, не развивая свои когнитивные способности. Например, могут использовать генераторы текстов, не утруждая себя вниканием в материал.

Но не всё так печально. Мы видим развитие микрообучения — коротких, концентрированных курсов, направленных на получение конкретных практических навыков. Всё больше внимания уделяется интеграции мягких навыков, таких как коммуникация, критическое мышление и работа в команде.

Новые вызовы

На практике, однако, не всё так радужно. Мои коллеги, как и я, сталкиваются с рядом вызовов. Например, становится всё труднее удерживать внимание студентов. Технологии, которые должны помогать в обучении, часто отвлекают. Использование нейросетей для выполнения домашних заданий лишь усугубляет эту проблему, снижая мотивацию к самостоятельной работе.

Административная нагрузка — это отдельная боль. Бюрократия, отчеты, формальные процедуры… Всё это отнимает время и силы, которые могли бы быть направлены на преподавание.

Изображение из телаграм-канала @edutech_club

Изображение из телаграм-канала @edutech_club

Что нас мотивирует?

Несмотря на все трудности, я всегда нахожу источник вдохновения в успехах своих студентов. Когда мои выпускники благодарят меня за полученные знания, когда вижу их профессиональный рост — это лучшее вознаграждение. Пару месяцев назад встретил такую выпускницу, которой в свое время, преподавал информационные технологии в дизайне. Сейчас у нее свой бренд одежды.

Кроме того, важным мотиватором остаются мои собственные достижения. Важно чувствовать, что ты развиваешься как профессионал и не стоишь на месте. Именно по этому в прошлом году принял участие в конкурсе “Флагманы образования” и дошел до финала. Для меня преподавание — это не просто работа, а возможность влиять на будущее и помогать людям становиться лучше.

Это я на финале конкурса в Москве, хотя преподавателей высшей школы было немного.

Это я на финале конкурса в Москве, хотя преподавателей высшей школы было немного.

Заключение

Преподавание сегодня — это вызов. Но это и возможность. Возможность адаптироваться, искать новые подходы, помогать студентам находить себя в мире, который меняется так стремительно. Да, есть вещи, которые нас, преподавателей, раздражают в студентах, но я убежден, что с правильными инструментами и подходом мы можем справиться с любыми трудностями. Главное — не стоять на месте и продолжать двигаться вперёд.

Согласны ли вы с результатами исследования?

Источник: https://dzen.ru/a/ZvP8LJt3JVKv8GRH

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля