Дорогие коллеги!
Этим семинаром мы завершаем третий этап работы «Школы молодого этнополитолога» (ШМЭП).
Всем нам сегодня нелегко. Наша страна сражается с опасным врагом, современным нацизмом, взращенным коллективным Западом.
Сложная и динамичная система под название Российская Федерация испытывается на прочность. Сепаратизм, национализм, политический экстремизм, терроризм вновь стучаться в наши двери, они уже здесь.
Возникает вопрос, как с этим бороться, когда в стране превалируют две, несовместимы в принципе, идеи – патриотизм и потребительство. Общество с «выключенной» идеологией подвержено мощному иноцивилизационному давлению. Мы это видим.
Если мы хотим сохраниться как страна-цивилизация, многое надо менять. И большую роль в этом призваны сыграть наука и образование. Есть такая пословица: «Хочешь победить врага, учи его детей».
Наш Президент хорошо это понимает. Уже принимаются меры по укреплению отечественной науки, поддержке инженерных и конструкторских школ. Начата подготовка законодательных поправок к переходу на новую систему образования. 16 марта такую задачу Владимир Владимирович поставил перед правительством.
2 мая вышло распоряжение Министерства науки и образования РФ «О разработке ФГОС высшего образования нового поколения».
Если коротко, то предлагается:
введение базового (основного) высшего образования и соответствующих ему программ подготовки специалистов с высшим образованием
выделение аспирантуры в самостоятельный уровень профессионального образования, на котором ведущим видом деятельности должно стать проведение научных исследований.
Идет работа над формированием требований к компетенциям выпускников, к числу которых отнесены:
способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Таким образом, на первое место выходят вопросы гуманитарного образования, развитие духовно-нравственных ценностей и мировоззрения, методологии и системного мышления.
Важным представляется формирование у выпускников вузов исторического сознания и патриотизма. Речь идет о выработке у них способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, понимать ее место и роль в современном мире, развивать у себя гражданскую идентичность и патриотизм.
Казалось бы, все это хорошо. Но возникает вопрос, а где здесь место собственно политическому образованию? Почему продолжается сокращение количества аспирантур по гуманитарным дисциплинам? В целом ряде вузов остановлен прием студентов по специальности политология, социология, конфликтология. Этнополитология вообще находится в забвении.
Коллеги! Мировоззрение не возникает на пустом месте, оно формируется годами и большими усилиями. Вот и получается, что мы даем хорошее образование, наши специалисты, прежде всего, в IT-сфере ценятся во всем мире и порядка 100 тыс. из них уже покинули страну. Судя по всему, для них слова Родина, патриотизм, ответственность если и не пустой звук, то уж очень от них далеки.
Коллеги! Наша Школа, не являясь образовательной площадкой, тем не менее вот уже три года в рамках семинаров, лекций и вебинаров активно работает по целому ряду направлений, затрагивающих межнациональные отношения. Регулярно проводятся встречи с экспертами, преподавателями вузов, руководителями промышленных предприятий, в которых организована работа по обучению и воспитанию молодых специалистов.
Визитной карточкой Проекта стал сайт «Политическое образование», который, в том числе при вашем участии, динамично развивается.
Есть положительные оценки ФАДН, Полпредства Президента в ПФО, государственных и общественных структур, непосредственно задействованных в формировании общероссийской гражданской идентичности, выработке и проведении государственной национальной политики.
Но это нас не успокаивает, мы не можем сегодня работать как вчера, а завтра как сегодня.
Хочу пожелать вам плодотворной работы. Спасибо.