
О том, что наше высшее образование никак не может найти себя в нынешней ситуации, говорят уже давно – ровно столько, сколько существует постсоветская Россия. Т.н. «реформаторы» во главе с Борисом Ельциным в своем маниакальном стремлении отбросить как хлам все советское постарались во всю. И не только отказаться, а сделать процесс десоветизации необратимым. И велась эта работа сразу по нескольким ключевым направлениям: отказ от плановой экономики и создание экономики крупных собственников, отказ от государственной идеологии, прочистка «мозгов», прежде всего, молодежи через депроффессионализацию образования, отказ от его воспитательной функции и превращения в сферу услуг.
И сегодня удивляться тому, в каком положении находится российское образование не приходится. Это понятно подавляющему числу тех, кто работает в этой сфере.
Молодежь в массе своей не удовлетворена качеством получаемого образования, оторванностью его от насущной практики, что не позволяет им достойно входить в рынок труда.
Только один пример. Пошли мы с дочкой подавать документы в один из считающихся престижным вуз, который когда-то я сам окончил. А в этот день выдавали дипломы об окончании учебы. И вот подходим ко входу, а на лестнице стоит группа выпускников и настойчиво призывает каждого будущего абитуриента отказаться от своих намерений по поступлению в вуз. Я увидел у некоторых из них в руках красные дипломы. Казалось бы, им то грех такое предлагать. А, вот, на тебе. Значит были у них весомые аргументы, чтобы провести такую акцию. К слову, дочь тогда все же поступила, проучилась полгода и ушла в другой вуз. На мой вопрос, в чем причина, ответила просто – не терплю хамства как от студентов, так и от преподавателей.
На днях на глаза попала заметка с результатами опроса, проведенного «Авито Работа» среди выпускников вузов и ссузов. Репрезентативность неизвестна, но тем не менее…
Только 31% опрошенных нашли работу по специальности, еще 21% трудятся в смежных областях, 32% признались, что их текущая работа никак не связана с изначально выбранной профессией, 14% заявили, что причиной смены профессии стало несоответствие полученной в вузе специальности их ожиданиям. Сколько из них были на бюджетных местах, не известно.
О чем это говорит. Во-первых, о слабой работе по профориентации школьников, которая должна вестись в тесном контакте с вузами. Во-вторых, о недостаточной компетенции выпускников по выпускаемой профессии. Что интересно, это касается как технического, так и гуманитарного образования.
Недавно в транспорте случайно стал свидетелем телефонного разговора одного из пассажиров. Можно было понять, что он работает в одной из производственных структур, участвующих в создании ГЛОНАСС. Он возмущался, что новоиспеченные инженеры не знают, что такое метрология, стандартизация и сертификация, что такое пропуски, зазоры, посадки и т.д.
Участвуя уже более четверти века в качестве приглашенного преподавателя для чтения лекций и проведения семинаров в разных российских вузах, я вижу, как из года в год уровень знаний студентов снижается (порой приходится тратить драгоценное лекционное время на разъяснения отдельных положений из школьной программы), в массе студентов все труднее найти заинтересованный пытливый взгляд, людей, стремящихся потреблять знания с аппетитом.
И это лишь один из многочисленных аспектов в проблематики образования.
В. Петров
PS Материалы по теме в рубриках:
– «Вопросы образования» – «Поколение ЕГЭ в действии. Изобретатель и семеро молодых специалистов»;
– «Статьи и публикации» – «Реалии современного мира: почему выпускники вузов работают не по специальности» (Светлана Арсений);
– «Есть мнение» – «Лантратова заявила о нехватке кадров в сфере образования и здравоохранения».
М. Петрова