К историческим символам относятся флаги, скульптуры, мемориальные доски и военные мемориалы. Рассмотрим военные мемориалы в Звадной Европе.
Некрополь – город мертвых. В нашей духовной жизни это пространство особого порядка, сохранение которого в целостности имеет непреходящее социально-нравственное значение.
Древнейшие памятники материальной культуры, известные нам, связаны с погребением мертвых и отражают представления людей о загробной жизни. Достаточно вспомнить египетские пирамиды, скифские курганы, могильники Алтая и Сибири. Согласно христианскому вероучению, кладбище – это священная земля, нива Божья, где умершие ждут воскресения в час Страшного суда.
Военный мемориал – это памятник, предназначенный для коллективного увековечивания памяти людей. Памятник может относиться как к одному событию, так и к длительному периоду времени.
Существует несколько типов:
– Кенотафы (могильные памятники, не содержащие тела), как правило, в центре города или деревни, а после Первой мировой войны – на предприятиях, в школах, там, где часто бывали при жизни те, кому стоит кенотаф;
– Мемориалы – национальные памятники, воздвигнутые на полях сражений, где на военных кладбищах находятся могилы солдат.
Первое упоминание о захоронении погибших воинов относится к найденной в Афинах стеле с именами 180 граждан, погибших в бою, стела датируется концом V века до н.э.
До XIX века памятников погибшим почти не было: они посвящались военным победам и редко носили имена погибших солдат, если только они не были известными личностями.
Следует отметить, что военные кладбища воюющих стран сильно отличаются друг от друга.
В Германии, например, на городских ратушах, в школах, на площадях и в скверах были установлены мемориальные доски.
Наиболее часто используемые мотивы – победа, изображение Германии, орел с распростертыми крыльями и обелиск – традиционные эмблемы победителей.
Первые мемориалы военнослужащим появились после Гражданской войны в США. Например,
мемориал Шоу в Бостоне, открытый в 1897 г.
Памятник тем более примечателен, что в этом полку служили афроамериканцы, изображение
которых таким образом впервые появилось на гражданском монументе.
Колонна Нельсона в Лондоне – кенотаф – ассоциируется только с именем героического победителя Трафальгара адмирала Нельсона.
В Англии есть несколько мемориалов, посвященных бойцам и погибшим во время Бурских войн (1880-1881 и 1899-1902 гг.).
В Великобритании тематика памятников доходит до абсурда. Есть даже памятник животным, «погибшим» в Первую мировую войну.
Интересно отметить англосаксонский подход к вопросу соотношения человеческих останков и имени.
Действительно, кто похоронен в мемориалах? Ответ кажется очевидным: погибшие в бою. Да, раненых, умерших от ран в госпиталях вдали от фронта, обычно хоронили в воинских могилах на городских кладбищах или в семейных могилах.
Сотни тысяч солдат, погибших на фронте, можно разделить на две основные группы: убитые и пропавшие без вести – или, говоря более грубо, тела, у которых есть имена, и имена, у которых нет тел. Очевидно, что первые (тела, у которых есть имена) являются частью военного кладбища, а что тогда делать с теми, кто пропал без вести?
Или как похоронить тело, которого больше не существует, тело, которое было разорвано снарядами? Ведь это так несправедливо: почему погибшие, чьи тела не были найдены, должны быть лишены могил, положенных их товарищам? Разве у каждой семьи не должна быть своя могила, чтобы оплакивать своих павших?
Британцы разделяют подход Киплинга, чей сын пропал без вести, предложил называть эти могилы неизвестных солдат, как могилы солдат, известных Богу.
Поэтому в Великобритании существуют могилы как для всех опознанных солдат, а также для неопознанных останков, , при этом на камне гравируются имя пропавших без вести: это, в прямом смысле слова, мемориалы, которые являются неотъемлемой частью военных кладбищ: на стене установлены таблички с именами пропавших без вести. К примеру, мемориал на крупнейшем британском кладбище Тайн-Кот (Бельгия) содержит имена тридцати четырех тысяч пропавших без вести. Следует отметить, что Великобритания и Новая Зеландия хоронит своих воинов рядом с полем боя, даже если это далеко от родины. Удаленность, безусловно, была одной из причин такого выбора. Тем не менее Соединенные Штаты репатриировали две трети своих погибших.
Сразу после войны в Италии задумали захоронить неустановленные останки в отдельных могилах и позволить семьям пропавших без вести присвоить себе одну из этих могил. От этой инициативы отказались. В том же духе австралийский премьер-министр в начале 1919 г. предложил создать пустые могилы, на которых будут указаны имена пропавших без вести, чтобы семьи могли склонить голову в знак траура в определенном месте. Это предложение не было принято по финансовым причинам – военные кладбища пришлось бы расширить на четверть или треть, – а еще больше по моральным: пустая могила – это обман для семьи. В результате в Австралии было найдено решение: в знак памяти о пропавших без вести закладываются аллеи деревьев.
Таким образом, стремление сохранить и почтить имена пропавших без вести людей характерно именно для англосаксонского мира. Личность человека, о которой свидетельствует его имя, гораздо важнее, чем его физические останки.
Первая мировая война, длившаяся с 1914 по 1918 гг., является основной войной, в память о которой установлены военные мемориалы. В ней приняли участие более 60 миллионов солдат. Во время войны погибло около 9 миллионов человек и около 8 миллионов стали инвалидами.
11 ноября 1920 г. во Франции и Великобритании были установлены надгробные памятники Неизвестному солдату, и этому примеру впоследствии последовали многие другие страны.
Итальянский проект мемориалов был отмечен фашизмом, который не жалел средств на грандиозное прославление нации.
В отличие от англичан, хоронивших пропавших без вести, у французов и немцев другой подход: кладбище предназначено для тел, у которых есть имя, даже если иногда встречаются могилы с неизвестными останками, которые погребены в так называемых костницах, как в Дуомоне, где, по разным оценкам, покоятся останки ста тридцати тысяч французских и немецких солдат, причем имена не указаны.
Само существование военных кладбищ кажется нам очевидным. Но это не так. До Первой мировой войны, этой привилегией пользовались только офицеры, а солдат хоронили анонимно в братских могилах.
Сами солдаты при любой возможности хоронили своих товарищей в индивидуальных могилах и прилагали все усилия для их идентификации в долгосрочной перспективе.
Именно после войны появился новый тип памятника, легко узнаваемый по могилам, выстроенным в ряд, как полк на смотру: военное кладбище, как печать на средневековой грамоте.
Массовые потери во время Первой мировой войны (во Франции из 8 миллионов мобилизованных на 40 миллионов населения приходилось 1,4 миллиона убитых и 3 миллиона раненых) привели к тому, что чаще всего целью мемориалов было не прославление победы, а поминовение памяти погибших.
Создание мемориалов началось сразу после войны, но продолжалось на протяжении всего XX века. В настоящее время во Франции списки погибших во время Второй мировой или Алжирской войны, обычно помещаются на других сторонах (позади и сбоку) военного мемориала 1914-1918 гг., либо на табличках, добавленных (за неимением места) у подножия мемориала. Как на памятнике «Острая могила».
В 1920-е годы в западных странах было возведено огромное количество памятников: только во Франции было открыто 35 000 с 1918 по 1925 гг.
Памятники имели форму обелисков или колонн (со скульптурной группой или чаще всего без нее, поскольку многие коммуны не имели финансовых возможностей для возведения грандиозного монумента), стел или простых мемориальных досок.
Типология
Формы
Символика французских военных кладбищ была очень бедной: она сводилась к центральному флагштоку с триколором. Их оригинальность заключается в отношении к религиозной принадлежности. Светская республика не могла возводить мемориальные кресты или часовни. Однако на ряде крупных кладбищ католическая часовня занимает центральное или доминирующее положение.
Массовое производство первых военных мемориалов позволило снизить затраты. Одной из наиболее распространенных простых форм серийных памятников является обелиск или стела. Они устанавливаются в центре общественного пространства (на главной площади) или в символических местах: возле мэрии, возле школы, возле церкви или на кладбище. Распространены и более сложные серийные памятники со скульптурными группами из нескольких фигур.
Существует несколько основных категорий скульптуры: солдат-победитель во всех возможных позах.
Среди других скульптурных групп – аллегории (от Франции до Победы) и гражданские лица (чаще всего вдовы и сироты). Эти памятники субсидировались государством и частично финансировались муниципалитетами, но чаще всего значительную часть суммы, необходимой для возведения монумента, составляла общественный займ.
Орнаменты
Наиболее распространенными орнаментами являются венок из дубовых листьев (или дубовая ветвь), символизирующий гражданские добродетели и славу;
венок из лавровых листьев (или лавровая ветвь), символизирующий воинские добродетели;
пальма; оливковая ветвь, символизирующая мир; военный крест 1914-1918 г., погребальная урна; солдатский шлем.
Сам солдат может быть представлен как в виде бюста, так и в натуральную величину (со своим снаряжением и в различных позах).
Довольно часто гражданские лица (например, вдова с ребенком) могут быть изображены склонившимися над могилой или держащими букет.
В некоторых случаях изображен боец, поддерживающий тело своего однополчанина.
В Великобритании, как и во Франции, наиболее распространенными орнаментами являются венок из листьев, оливковая ветвь и солдат, святой Георгий, часто с драконом, поскольку он является покровителем солдат и самой Англии.
В Германии с исчезновением империи национальные мотивы исчезли; остались только военные эмблемы (шлем, меч) или христианские эмблемы (крест).
Надписи на памятниках могут быть патриотическими (Si vis pacem, para bellum “Если хочешь мира, готовься к войне”, Invictis victi victuri “Победу непобежденым “), гражданскими (La commune de… à ses enfants morts pour la France/la Patrie) или пацифистскими, например, “L’union des travailleurs fera la paix du monde” (“Союз рабочих сделает мир во всем мире”): цитата Анатоля Франса на памятнике Мазаугу, “Будь проклята война и ее виновники”, “Война войне. За братство между народами”, “Война войне”, “За человеческое братство”, “Против войны. За ее жертвы. За братство народов. Пусть будущее утешит боль”, “Война – это резня людей, которые не знают друг друга, ради блага людей, которые знают друг друга, но не убивают друг друга”: цитата Поля Валери на памятнике Сен-Апполинер или Nie wieder Krieg (“Никогда больше войны”), “Мужество питает войны, но именно страх порождает их”.
Во французских регионах, пострадавших от боевых действий, памятники больше сосредоточены на несчастьях войны (руины, траур, сироты), являясь своего рода обвинением в преступлениях Германии. В Эльзасе-Мозеле надпись “погибшим за Францию”, которая следовала за списком имен, была заменена более “нейтральными” формулировками (“Коммуна де… своим детям” или “погибшим за Родину”). На одной стеле указаны имена военнослужащих из деревни, независимо от их звания. Пацифистский военный мемориал.
Некоторые военные мемориалы несут пацифистское послание, когда перед памятником погибшим установлена бронзовая статуя осиротевшего ребенка с кулаком, или после списка погибших солдат выбита надпись “Maudite soit la guerre” (“Будь проклята война”).
Однако во всех случаях необходимо подчеркнуть один важный факт: все эти мемориалы остаются ухоженными и посещаемыми местами. Некоторые из них по-прежнему привлекают большое количество людей в дни празднования годовщин. Во Франции на крупные кладбища привозят туда целые автобусы людей, чтобы отдать дань уважения, не говоря уже о школьниках, которых туда приводят учителя.
Эти святилища массовой смерти также являются местами живой памяти. Это – самая большая дань, которую мы можем отдать погибшим.
Т.Г. Зазерская