
Минпросвещения обеспокоено. Оно тут подсчитало, и оказалось, что учителя коварно стремятся покинуть уютные гнёзда предметных кабинетов и рвануть куда подальше. Чиновники трудились, не покладая принтеров и мониторов, и насчитали они целых 1,75 процента нехватки.
Административная грусть накатила.
“Расстраиваете, учителя! Мы же вам столько всего понапридумывали: и Сферум, и МЭШ, и электронные журналы, и профориентацию, и ознакомление с погружением, и повышение с углублением, а вы… Ну что ж вы так…”
Простите, я пыталась заткнуть фонтан, не вышло. Сарказм с первых строчек захлестнул.
***
Теперь о серьёзном. Учителя действительно уходят.
Раньше у меня был довольно узкий круг местных школ и прочих знакомых. Уже тогда отмечался ручеёк утекающих из школы кадров.
Потом вышла в публичное пространство. Завела канал на Дзене. Появилось больше мнений, больше историй. Ручеёк превратился в речку.
Затем я создала телеграм-канал. Там можно общаться более просто, без оглядки на стоп-слова данной платформы, без умалчивания и иносказаний.
Оказалось, это уже не река. Это поток.
Каждый день читаю:
– “Заявление подала с такого-то числа”,
– “Больше не могу, достало!”
– “После всего, что администрация сделала с нашей школой, ухожу!”
И здесь не так уж и важно, что конкретно достало и что именно совершила администрация. Не хотят учителя больше в школе работать. Или не могут.
Если попытаться разобраться в причинах, то их всё-таки три:
- Административно-бюрократические. Учитель не секретарь.
- Бюджетно-смысловые. Какой смысл работать, если бюджет учителя не пополняется должным образом?
- И поведенческие.
Моё любимое. О поведении. О дисциплине. То есть, о том, чего некоторые читатели совершенно не выносят.
На том же телеграм-канале
t.me
Просто Училка live
умница и профессионал, бывшая учительница, ныне – репетитор, предложила ситуативную задачу для читателей:
Вы учитель. В вашем присутствии ученик достаёт электронное устройство для пара и начинает его использовать в вашем присутствии на уроке. Ваши действия.
Мы приступили к мозговому штурму, который длился несколько часов. Знаете, к чему в итоге пришли?
Ни к чему.
Механизмов воздействия на поведение школьников у учителя нет.
Конечно, правовые механизмы есть. мы их разобрали, перекрутили так и эдак, придирались, обсуждали, ломали копья, взывали к разуму…
Но на деле их нет абсолютно. Напрочь и вдребезги нет!
Идти правовым путём долго и муторно, хоть и законно, а надо здесь и сейчас! На уроке! Чтобы моментально!
И непонятно, что в данном случае важнее, что больше влияет на принятие решения покинуть школу: маленькая зарплата, вечная бумажная работа или отвратительное поведение единиц (а иногда и большей части класса).
Вот и уходят мои коллеги.
А онлайн-школы, напротив, распахивают свои онлайн-двери.
“Дорогие педагоги! Мы вас ждём! Удобный график дадим; все материалы дадим; оплату дадим; клиентов дадим! Приходите!”
Как думаете, через сколько десятилетий (лет, месяцев) отток станет настолько сильным, что его уже невозможно будет скрыть смешной цифрой “1,75%”?
Риторический вопрос, навеянный беспокойством. Можете не отвечать.
***
Но школа ещё поживёт. Не сомневаюсь.
***
“Кто же в ней будет работать?” – ощущаю немой вопрос вечных критиков канала, которые обычно норовят побольнее укусить автора, а сейчас что-то приутихли.
Отвечу. Люди, которые не являлись педагогами изначально, однако по каким-либо причинам решили пройти курсы и устроиться на работу в школу.
Пожалуйста, чем не вариант.
Уже работающие молодые коллеги. Совсем молодые – это в районе тридцати лет. Они поспокойнее и по… Возможно, из-за близости по возрасту, они лучше понимают, как устроена современная система образования.
Я рассказывала про юную учительницу биологии. Она в административную часть погружена настолько глубоко, что её даже не видно. Ей бы менеджером работать! Или управленцем. Безо всякой любви к детям, без человеческого фактора она оказывает образовательные услуги в полной мере.
И у неё получается соответствовать требованиям администрации. Директор в ней души не чает.
Возможно, потому что она моложе. Поколение другое. Не исключено, но не факт.
***
А ещё подрастает совсем юное поколение педагогов. Вчерашние школьники.
Мне периодически от этого поколения в разные паблики приходят просьбы:
“А вы можите курсовую написать по пропидефтике? Я нормально заплачу!”
(Орфографию сохранила намеренно и целенаправленно. Это будущий педагог. Мы должны знать, кто приходит на смену уходящим специалистам.)
И в таком духе.
Недавно состоялась беседа с грядущими педагогами (скорее всего) начальной школы. Вот, ознакомьтесь:
Анализ примеров нужен в методике преподавания. Учитель должен уметь объяснить детям, как делать арифметические действия письменно.
Но кто-то не хочет учиться, а по привычке хочет списать. Пусть даже платно.
Конечно не помогла. Сказала только, что на приложенном материале уже всё есть. Надо только подумать и вчитаться.
После этого беседа закончилась.
***
К нам идут молодые специалисты! Всем приготовиться!
***
Почему я не пишу про отличные кадры, которые тоже существуют? Видите ли, меня интересует больше не их наличие, а соотношение “хорошие/все остальные”.
Вот что важно.
У меня есть предположение, но озвучивать его я не стану. Пусть Минпросвещения занимается.
Оно большое. Ему виднее😏
Источник: https://dzen.ru/a/Z_gpWIpWtzPaNB1l