В этом году из школ выпустились около 635 тыс. одиннадцатиклассников. Почти 70% из них смогут поступить на бюджетные места в университеты. На 2024 год выделено 428 028 мест в вузах по программам бакалавриата и специалитета.
Больше всего государство ждет будущих инженеров. Только для айтишников отдано почти 50 тыс. мест, будущим специалистам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства — 27 тыс., машиностроения — больше 20 тыс. Но пойдут ли выпускники в технические вузы? Недостатка желающих поступить на ИТ, скорее всего, не будет. В отношении остальных технарей прогнозы экспертов пока пессимистичны — бюджетные места вряд ли удастся заполнить теми, кто способен осваивать сложные технические дисциплины. Если не брать в расчет топовые московские и питерские вузы — МФТИ, МИФИ, ИТМО, МГТУ им. Баумана — остальные будут брать всех, кто придет.
Мест больше, чем желающих?
Еще перед началом приемной кампании вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что для подготовки инженеров в этом году выделят больше 260 тыс. бюджетных мест. Точные цифры, сколько именно человек сдали профильную математику, физику или информатику хотя бы на минимальные баллы (не двойки), пока не озвучены, но даже примерные прикидки показывают нехватку абитуриентов. По данным Рособрнадзора, на ЕГЭ-2024 профильную математику выбрали 45% участников, 20% — информатику и 16% — физику. Это получается порядка 280 тыс., более 100 тыс. и около 130 тыс. выпускников соответственно. Учитывая, что для поступления на техническую специальность нужен набор «русский язык+профильная математика+физика» либо «русский язык+профильная математика+информатика», то 260 тыс. абитуриентов никак не набирается.
В региональных вузах есть и еще одна проблема — те, кто все же сдали математику и физику, стараются прорваться в вузы Москвы или Петербурга. И это как раз ребята с более высокими баллами.
Завкафедрой строительства Забайкальского госуниверситета, кандидат технических наук Марина Мершеева отметила, что примерно треть выпускников 11 классов уходят в колледжи, еще треть уезжают из региона, оставшиеся теоретически это абитуриенты вузов Забайкалья.
Мест больше, чем желающих?
Еще перед началом приемной кампании вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что для подготовки инженеров в этом году выделят больше 260 тыс. бюджетных мест. Точные цифры, сколько именно человек сдали профильную математику, физику или информатику хотя бы на минимальные баллы (не двойки), пока не озвучены, но даже примерные прикидки показывают нехватку абитуриентов. По данным Рособрнадзора, на ЕГЭ-2024 профильную математику выбрали 45% участников, 20% — информатику и 16% — физику. Это получается порядка 280 тыс., более 100 тыс. и около 130 тыс. выпускников соответственно. Учитывая, что для поступления на техническую специальность нужен набор «русский язык+профильная математика+физика» либо «русский язык+профильная математика+информатика», то 260 тыс. абитуриентов никак не набирается.
В региональных вузах есть и еще одна проблема — те, кто все же сдали математику и физику, стараются прорваться в вузы Москвы или Петербурга. И это как раз ребята с более высокими баллами.
Завкафедрой строительства Забайкальского госуниверситета, кандидат технических наук Марина Мершеева отметила, что примерно треть выпускников 11 классов уходят в колледжи, еще треть уезжают из региона, оставшиеся теоретически это абитуриенты вузов Забайкалья.«Для поступления на инженерные специальности нужно сдать профильную математику. Около 16% выпускников не проходят минимальный порог, то есть не сдают экзамен. Примерно это 1,4 тысячи человек в прошлом году. Если мы вычтем 30% уезжающих из края, то получим около тысячи школьников, которые у нас будут поступать. Только в ЗабГУ было в прошлом году 541 место, где нужна профильная математика. При этом в Чите есть и другие вузы», — сообщила представитель вуза.
Такая же ситуация и в других регионах.
«Нам говорят, что средний балл ЕГЭ по математике вырос, стобалльников стало больше. Физику сдали замечательно. Теперь, мол, точно не будет никаких проблем с инженерным набором, — поделился с aif.ru ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физ.-мат. наук, профессор Александр Иванов. — Но баллы выросли, потому что экзамены стали проще, а по математике еще и изменили шкалу пересчета тестовых баллов в итоговые. Но контингент-то от этого не увеличился».
Берут всех, кто придет
А раз абитуриентов в инженерные вузы не хватает просто физически, то университеты вынуждены брать всех, кто придет. И это подтверждают проходные баллы 2023 года. Например, в том же ЗабГУ поступить на специальность «прикладная математика и информатика» можно было всего со 143 баллами, для зачисления на направление «строительство» достаточно было 168 баллов, «электро- и теплоэнергетику» — 165 баллов. В Томском госуниверситете (ТГУ) проходные баллы на ряд инженерных и физических направлений составили 142-145. В Пермском государственном национальном исследовательском университете картина схожая: «механика и математическое моделирование» — минимальный проходной балл 147, «физика» — 134, «прикладная математика и физика» — 140.
«Если нас попросят доказать наличие проблем в высшем инженерно-физическом образовании страны, то мы просто покажем эту информацию. Хороший физический факультет одного из лучших университетов России — ТГУ — в 2024 году гарантирует зачисление всех, кто сдал ЕГЭ в сумме на 160 баллов и выше. Это примерно 50% решенного варианта ЕГЭ по русскому языку, 36% варианта по физике и 28% варианта по математике, если поделить 160 баллов ЕГЭ поровну между предметами», — пишут авторы телеграм-канала «Кипящий МИФИ».
В стремлении во что бы то ни стало заполнить места доходили до того, что на инженерные направления брали людей, которые вообще не сдавали профильную математику. «В прошлом году применялась такая система, — рассказывает Иванов. — Например, абитуриент сдал русский, обществознание, историю или иностранный язык, чтобы поступить на юриста. Ему говорят так: мы тебя зачислим на юриста, но с условием, что ты потом напишешь заявление о переводе на инженера, а иначе мы тебя отчислим сразу. Человек поступает на платную гуманитарную специальность, но у него денег нет, чтобы платить, а переводить со специальности на специальность можно. И вот этого условного юриста, который математику вообще не учил, базовый вариант написал, начинают обучать на инженера. Все равно кого брать, лишь бы место занять».
А способен ли учиться в вузе студент, который получил 140-150 баллов — по сути, тройки с минусом по всем предметам, сложным техническим специальностям?
«Как правило, нет, — уверяет профессор. — Хотя бывает, что баллы низкие, а способности есть. Но и высокие баллы не гарантируют, что студент будет хорошо учиться. Неоднократно проводили исследования в разных вузах, и результат всегда был одинаков: лучшие студенты 4 курса — это не те, кто пришли с самыми высокими баллами ЕГЭ. Есть исключения, но в массе картина такова».
Раз приходят сплошь едва-едва троечники, то и вузы уже адаптировались к такому контингенту. «Если в группе вдруг оказываются 2-3 подготовленных абитуриента, то это головная боль для преподавателей, которые тоже адаптировались и не напрягаются. Главное — отчислять нельзя. Отчислишь — финансирование потеряешь. Вот и имитируют подготовку инженеров».
Приманить рублем
В последнее время в борьбе за лучших абитуриентов вузы и регионы стали предлагать премии олимпиадникам и стобалльникам. Пример подал Физтех. Теперь 100 тыс. за 100 баллов на ЕГЭ или победу в олимпиаде предлагают ТГУ, власти Вологодской области выпускникам, которые останутся в регионе.
Но это не выход. «Стобалльников мало (по математике чуть больше тысячи, по физике меньше), на всех не хватит, — возражает профессор. — Раньше говорили, что мы за нефть и газ все купим, что надо. Теперь выяснилось, что оружие за нефть и газ не продают, его самим надо делать. А это военно-промышленный комплекс, там десятки тысяч специалистов требуются. Где их брать? Школа не готовит. Поэтому начинать нужно с восстановления полноценного школьного образования, когда всех и как следует учат математике, физике и другим предметам, а не делят на профили, отрезая для части детей, поступивших в гуманитарный класс, возможность пойти на техническую специальность. После профилизации уже с 7 класса школьники сосредоточиваются только на избранных предметах, не растрачивая усилия на „второстепенные и ненужные“. Которыми часто оказываются как раз физика и математика, необходимые будущим инженерам».
Кстати
Как прошла пересдача одного из ЕГЭ, впервые разрешенная в этом году до начала приемной кампании?
— Пришли более 105 тыс. человек.
— 73% повысили свой балл, у 9% результат не изменился.
— Более 25 тыс. человек, которые не преодолели минимальный порог в основной период ЕГЭ, смогли пересдать. Почти 30 тыс. школьников остались с «двойкой» и после второй попытки.
— Право пересдачи будет действовать и в следующем году. Аннулирование первого результата при пересдаче продолжится и в будущем.