«Цифровую гигиену» предлагается ввести для изучения в школе, отдельным предметом или курсом в составе ОБЖ. С таким заявлением выступил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Депутат сказал, что детям особенно важно разбираться в том, как отличить в Сети правдивую информацию от фейковой и не стать жертвой «электронных мошенников».
Как отметил Хинштейн, важно повышать уровень компьютерной и сетевой грамотности у всех возрастов граждан РФ. «Но школьникам здесь следует уделять особое внимание». Поэтому в Госдуме полагают, что «Информационная гигиена» может стать либо самостоятельным новым предметом в рамках программы, либо частью курса ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности).
Ранее депутат, говоря о необходимости «цифровой гигиены» для школьников, сравнивал правила безопасного поведения в интернете с правилами дорожного движения. Мол, если случается на дороге ДТП, «люди обычно говорят о необходимости соблюдения скоростного режима водителями, увеличения количества пешеходных переходов, светофоров, отбойников и развязок». В Сети функции виртуальных «светофоров», «отбойников» и прочего несет Роскомнадзор. Но и сам «водитель», то есть пользователь, должен быть достаточно обучен.
Сетевые мошенничества, наряду с телефонными «разводами» — бич нашего времени. Специалисты по кибербезопасности говорят, что особенно пышным цветом такие преступления расцвели во время пандемии — их рост составил 76%. Лавинный спрос на безналичную систему оплаты (сегодня от наличных денег отказались уже все сетевые гипермаркеты, как продуктовые, так и вещевые, и подавляющее число поставщиков других услуг) повлек большое оживление в стане хакеров-мошенников. Фишинговые сайты (поддельный сайт-однодневка, похожий на сайт сетевого магазина, созданный с целью выманивания денег у населения — авт.) достигли таких высот, что иногда даже специалисту сложно отличить их от оригинала. А сообщения от «операторов» и «служб безопасности банков» делаются с аккаунтов, малоотличимых от официальных «позывных» банков, мобильных операторов или госорганов типа службы судебных приставов или МВД.
– Да, все это так, и фишинг, и фейковые рассылки, и фальшивые доставки, — рассказывает сотрудник службы информационной безопасности IT-компании Валерий Переделов. — Сейчас очень набирают силу поддельные объявления на сайтах типа купи-продай, потому что люди стали больше продавать вещей б/у. И рынок сразу отреагировал, так сказать: после перевода денег продавец исчезает. Дети часто попадаются на такую же удочку в соцсетях. Якобы кто-то продает что-то (телефон, наушники, колонку) по очень привлекательной цене. Просят задаток или сразу всю сумму — дешево же… Также дети традиционно часто становятся жертвами веерных рассылок кредитных предложений, которые они тратят в ноль, пока родители не очнулись. И вредоносных рассылок. По статистике, от рассылок больше всего страдают школьники и пожилые люди. Там же ставка на любопытство…
Попытки полностью обезопасить домашний компьютер, например, как правило несостоятельны, — подчеркивает Валерий. Потому что, даже если поставить фильтры, завести отдельный аккаунт для работы, к примеру, все равно все пароли известны, так или иначе. А если в компьютер проникнет вирус, он будет одинаково вреден для всех пользователей.
Осознавая всю важность «цифровой гигиены» для школьников, все-таки в Сети таятся не только экономические преступники и дружбу с ребенком могут завести не только для обогащения, в школах сомневаются по поводу целесообразности курса внутри ОБЖ. Куда, согласно новой рекомендованной министерством и той же Госдумой единой программы, должно еще войти НВП. Или по поводу отдельной «сетевой» дисциплины — ее просто ставить некуда.
– Мне кажется, думцам надо бы лучше изучать школьные реалии, а потом что-то предлагать, — считает Алексей, завуч школы в Москве. — Расписание и без того перегружено, уже в средней школе у детей по 7-8 предметов ежедневно, это во-первых. Во-вторых, модули кибербезопасности в части покупок в интернете, правил пользования электронными платежами и покупками включены в курс предмета «Финансовая грамотность». Таргетинговая реклама и фишинги — туда же. Пусть не во всякой школе такой предмет есть, по программе он факультативный. Возможно, шире внедрять его нужно, но предмет существует. А разновидности контента в сети, основы кибербезопасности: что такое вирусы, DdoS-атаки, защита личных данных и прочее — это есть в курсе «Технологии». Мне ли не знать, сам ее преподаю. «Информатика», «Практикум по информатике», «Технология» — в разных школах по-разному называется. Почему ОБЖ? Понятно, что углубленно такие вещи изучают не все, а в IT-классах. Но с основами понятий сетевой безопасности дети знакомятся уже в средней школе.
Источник: https://www.mk.ru/social/2022/12/29/v-gosdume-predlozhili-vnedrit-v-shkoly-cifrovuyu-gigienu.html