Кто хочет многого достигнуть,

должен ставить высокие требования.

Иоганн Вольфганг Гёте

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может

достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости,

карабкается по её каменистым тропам.

Карл Генрих Маркс

Глава 1 Наука в обществе и научная методология

§1. Наука как потребность и средство развития общества

Наука возникла и развивалась из практических нужд человека ещё в древности: счёт возник из необходимости знать количество ценностей – скота, зерна, шкур, украшений и т. п., а далее из него развивалась арифметика. Из потребности человека измерять расстояния на местности и возводить различные сооружения возникла геометрия. Астрономия возникла в древности как наука о движении солнца, планет и звёзд в интересах мореплавания: нужно было научиться определять местоположение корабля на море в любое время года, суток и в любую погоду. Уже в Древней Греции были астрономические таблицы для мореплавателей. Сначала это были морские пути, затем моряки вышли на просторы океанов. Это же касалось и сухопутных путей сообщения для продвижения купеческих караванов через материки, например из Китая и Индии в европейские страны и наоборот.

Химия возникла из многовекового стремления алхимиков средних веков получить философский камень, при помощи которого можно превращать в золото любые вещества, что было заведомо ошибочной задачей, но из многочисленных опытов во имя ошибки, корыстного заблуждения возникла наука.

Таким образом, наука как институт общества служила и должна служить интересам общества. Поэтому общество должно определять общие задачи науки, поскольку видит в ней источник развития, но оно и берёт на себя материальное и финансовое содержание науки. Из этого вытекает требование к научному исследованию: оно должно быть, во-первых, актуальным – решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед обществом, во-вторых, обладать научной новизной, или содержать ранее не известные знания.

В-третьих, исследователь не должен испытывать боязни перед неизведанным, а следовать девизу основателя учения о смене общественных формаций как источника исторического развития Карла Маркса, философа и политэконома (1820–1883): «У входа в науку, как перед воротами в Дантов ад, нужно выставить требование: здесь нужно, чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета!». Учёный решает научные задачи, которые ставит перед ним теория и общественная практика на определённом историческом этапе; конструирование учёного впереди практики или бесплодно, или опасно.

Великий русский учёный-физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849–1936), обращаясь к молодёжи Советского Союза, посвятившей себя науке, пожелал ей следовать трём правилам. Во-первых, с самого начала приучить себя к строгой последовательности в накоплении знаний, изучить азы науки прежде, чем пытаться взойти на её вершины. Приучить себя к сдержанности и терпению. Научиться делать чёрную работу в науке, изучать, сопоставлять и накапливать факты. Факты – это воздух учёного, без которых нельзя взлететь, а без них все теории – пустые потуги. «Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие».

Во-вторых, призывал к скромности, не думать, что вы уже всё знаете, и не давать гордыне овладеть вами, которая ведёт к упорству в заблуждениях. В-третьих, призывал отдаваться науке со страстью, потому что наука требует от человека всей его жизни. И подчеркнул, что учёному много даётся, но с него много и спросится [36, с. 50–51].

Сложность задач возрастает постепенно, с развитием самого общества, его подсистем, включая образование и науку. Тем более это касается отдельного исследователя, вступающего или работающего в науке. Не следует забывать, что наука как институт общества и государства, а также отдельные учёные несут ответственность за эффективность (соотношение эффекта, конечного результата и затрат на него) использования средств государственного бюджета или частных инвесторов. Но далеко не всегда эффективность можно подсчитать непосредственно и сразу, особенно в фундаментальных науках: эффект открытий сказывается при создании новых технологий на их базе, порой совершенно неожиданных для авторов открытий, как это было с открытием электричества или гетерогенных структур в физике.

Конечно, воспитание потребности в новых знаниях не начинается в вузе: оно начинается с малых лет уже в семье и школе. При этом важно понимать, что личность – это общественное качество индивида, а одним из важнейших свойств личности является чувство уважения и самоуважения, без которых не может состояться настоящий учёный, которому необходимы смелость в полёте мысли и мужество в отстаивании своих идей перед коллегами и обществом или признать свою ошибку.

Нередко для учёного признать ошибку ещё труднее, чем сделать открытие. История науки не знает периодов, когда в продвижении к истине наука обходилась без заблуждений и ошибок: без них и без борьбы различных идей развития науки просто не бывает. Порой эта борьба приносит исследователям жестокие разочарования и страдания, но по-другому быть не может: за научными идеями стоят интересы людей.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля