
§2. Наука как система мотивации студента к развитию
Мотивация заниматься наукой в основе всегда имеет материальные и духовные потребности и интересы человека. Хотя некоторые исследователи оспаривают положения пирамиды потребностей американского психолога российского происхождения Абрахама Маслоу (Абрама Маслова – 1908–1970), её можно применить для пояснения работы по мотивированию студентов на научные исследования.
Масштаб цели. Чем дальше цель исследования отстоит от завершения и труднее в исполнении, тем она крупнее и глубже по выявляемым смыслам. Выбрав такую цель, исследователь пойдёт дальше и достигнет большей высоты. Масштаб и трудность достижения цели определяет глубину таланта и масштаб исследователя, как личности.
Высшая потребность согласно пирамиде А. Маслоу, а значит высшая мотивация человека – это его самореализация. Чем больше исследователь напрягает и реализует свои способности, тем большего он достигает как личность.
Наука – очень интересное занятие. Исследование, постижение любой задачи имеет один и тот же результат для человека: чем глубже он вникает в существо дела, тем оно становится ему понятнее и интереснее. Становятся ясны не только детали, стороны и связи внутри частной проблемы, но и её внешние связи с другими проблемами. Исследователь одновременно углубляет своё мышление и расширяет кругозор, накапливает опыт работы. А если это дело кормит человека, тем больше взаимодействие духовного и материального интереса, происходит взаимное усиление интересов и со временем возрастает полезная отдача.
Человек как личность становится всё более профессиональным и полезным людям, и они начинают нуждаться в нём все больше и чаще. Потребность быть нужным людям плюс потребность приобретать влияние на людей. Интересные люди вокруг. Поскольку в процессе исследований исследователь духовно обогащает себя и увеличивает свои познания, он становится интереснее людям, занятым полезным делом для общества, не всегда тем же, но связанным с его изысканиями. Часто они и сами интересны как личности, неординарны, потому что настоящая наука требует смелости мысли от учёного, и не только оригинального мышления, но и неординарных поступков. В истории науки немало случаев, когда учёные и мыслители боролись за убеждения с религиозными кругами, косностью мировоззрения общества, ради убеждений покидали родину, как Бенедикт Спиноза (1632–1677), отдавали свою жизнь, как Сократ (469–399 г. до н. э.) и Джордано Бруно (1548– 1600). Николая Коперника (1473–1543), каноника католической церкви, от пыток инквизиции за обоснование и распространение гелиоцентрической системы мира, за критику утверждённого церковью геоцентрического учения спасла его смерть.
Постепенно образуется круг единомышленников, людей со сходными интересами, возможно, среди них находится и тот (та), кто станет спутником жизни. Именно в такой ситуации теоретик развития марксизма в России, революционер и основатель СССР В.И. Ленин (1970–1924) познакомился со своей женой Н.К. Крупской (1868–1939), ставшей крупным организатором и теоретиком народного просвещения в СССР. Занимаясь исследованиями радиоактивности, познакомились будущие лауреаты Нобелевской премии супруги Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) и Пьер Кюри (1859–1906), их дочь Ирен (1897–1956) и зять Фредерик Жолио-Кюри (1900–1958), тоже Нобелевские лауреаты.
Через сообщество единомышленников человек может распространять свои убеждения, новые идеи в обществе. Так в светских салонах знати в XVIII веке распространялись идеи Просвещения, которые привели к великой революции 1789–1792 годов во Франции; так в интеллигентских и рабочих кругах в ХIХ веке в России распространялись идеи народничества, а затем и марксизма, которые тоже привели к революции и переустройству общества. Например, идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, идея справедливого устройства общества английских и французских мыслителей XVII–XVIII веков в XVIII–ХХ веках воплотились в конституциях и законах современных государств с республиканским строем и социальной направленностью.
Нередко ученики берут пример со своего любимого учителя и выбирают его профессию, усваивают его взгляды на жизнь, на отношение к любой профессии. Так образуются семейные научные династии, научные школы вокруг выдающихся учёных во многих университетах, научные и научно-производственные коллективы в виде конструкторских бюро, научно-производственных объединений. Яркий пример – судьба академиков С.П. Королёва (1907–1966), В.Н. Челомея (1914–1984) и М.К. Янгеля (1911–1971) – пионеров ракетно-космической отрасли в СССР, которые с учениками и единомышленниками в 1930–1950-е годы создавали конструкторские бюро, научно-производственные объединения в авиации, ракетной отрасли и космонавтике.
Так образовалась яркая научная династия выдающегося математика и организатора советской науки, президента АН СССР М.В. Келдыша (1911–1978), с которым одновременно дружил и С.П. Королёв. В семье Келдыша было четыре академика, его отец был основателем научной династии и выдающимся конструктором вооружений, лауреатом Сталинской премии.
У другого президента АН СССР академика физика С.И. Вавилова (1891– 1951) брат Н.И. Вавилов (1887– 1943) был также академиком, известным в мире генетиком. У Нобелевского лауреата по физике академика П.Л. Капицы (1894–1984) и сын профессор С.П. Капица (1928–2012) стал известным учёным, основателем телевизионной программы «Очевидно-невероятное», которая рассказывала о достижениях мировой науки на советском телевидении.
Для человека как личности в обществе реализуется потребность быть любимым, потребность влияния на людей. Пробуждение интереса в учениках и сотрудниках. Талантливые люди всегда интересны своим ученикам и сотрудникам. Человек, умеющий думать, глубоко анализировать проблемы в своём деле, привлекает к себе внимание руководителей и сотрудников, что позволяет ему делать успешную карьеру. Ученики заинтересованно слушают знающего и нестандартного человека, который для них является личностью.
Как отвечал своим читателям классик мировой литературы русский писатель А.П. Чехов (1860–1904), содержание рассказов и повестей всегда держится на личности самого писателя. Но точно так же интерес учеников к учебной дисциплине, углублению знаний держится на личности преподавателя, на его любви к своему делу, интересе к людям и тесном взаимодействии с учениками!
Связь преподавания предмета с исследованиями. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает, – это древняя истина. Привычка к исследовательской работе вырабатывает у человека алгоритмы понятийного, категориального мышления, как последовательности правильных переходов от одного понятия, положения к другому, с одной логической ступеньки на другую ступеньку. Часто ученики перестают понимать учебный материал тогда, когда пропустили одно или несколько важных положений, доказательств, не освоили исходных и промежуточных понятий. Для восстановления логики материала следует остановиться на каждой ступени доказательства, на каждом переходе до полного понимания, усвоения. Нельзя хорошо объяснить задачу, теорему, мысль автора, если сам не привык её анализировать по составляющим, по связям этих составляющих.
Учителю понять алгоритмы категориального, понятийного мышления тем легче, чем более регулярно занимается трудными исследованиями. А после усвоения алгоритма через его осмысление легче объяснять ученикам, сотрудникам – и значит выглядеть умным, лидером в их глазах. Здесь же приобретается уважение, авторитет учеников. В данном случае реализуется потребность саморазвития личности и влиять на других, быть авторитетным, лидером в обществе.
Служение обществу. Занятие наукой имеет родство с профессией учителя, преподавателя в том, что своей сутью, сверхзадачей имеет служение обществу через приобретение и применение новых знаний, новых технологий. Наука применяется в производстве и управлении общественным развитием с использованием общественных наук (политической экономии и большого ряда экономических наук, социологии, политологии, педагогики, психологии и других).
Наука развивает чувство причастности к проблемам всего общества, а не только маленького коллектива, к проблемам науки в целом в стране как профессиональной деятельности. Потребность быть нужным людям возрастает до уровня всего общества.
Внимание наставника к ученику. Наука в России со времён М. В. Ломоносова держалась на личном контакте учёного со своими учениками, на его личном примере. Поэтому эгоизм личного успеха учёного должен быть регулируемым в интересах общего дела, науки, которой служит и зрелый учёный, и его ученик. Интерес научного руководителя к неудачам и успехам ученика должен быть искренним и неослабным, тогда научный успех будет совместным, и дело учёного не заглохнет со временем и превратится в научную школу. Не все талантливые учёные – талантливые преподаватели, и верно наоборот. Но пренебрежение и забывчивость к делам ученика – верный путь к охлаждению его интереса к науке. Поэтому интересы ученика и учёного, учителя должны если не совпадать, то быть близкими.
Потребность личности быть нужным, потребность остаться в памяти близких людей, потребность влиять, потребность в самореализации. Утилитарная потребность навыков исследования в профессии. Как в школе, так и в ином учебном заведении, в любой коммерческой фирме могут потребоваться навыки исследований для анализа состояния школы, вуза, фирмы, отраслевого и регионального рынка, экономики страны, политической стабильности и т. д. Исследовательская работа углубляет понимание педагогического процесса, в котором участвует учитель или преподаватель. В школах, лицеях, ССУЗах и ВУЗах от него потребуют исследования научного и методического характера. Это социальный заказ государства на уровне правительства.
Если учитель, преподаватель не идёт в этом русле, то к нему возникают претензии со стороны администрации, могущие привести к конфликту и последующему увольнению из-за несоответствия требованиям. Хотите работать без претензий – занимайтесь исследованиями, но научитесь этому в университете, а не когда грянет гром! За исследовательскую работу в учебных заведениях (школах, лицеях, техникумах, колледжах) учителям полагаются материальные и моральные поощрения в виде премиальных выплат, почётных грамот, продвижения по службе и т. д.
Мотивация личности – приобретать влияние на людей, быть нужным им. Занятие наукой – инвестиции в поколение в самого себя. На зрелом этапе развития общества педагогические технологии – умение научить знаниям и навыкам – не играют ведущей роли, гораздо важнее становятся цели и функции развития общества через ценности и идеалы культуры, а значит через педагогику. Если образовательная услуга предполагает приобретение за деньги диплома и во вторую очередь профессии без особых усилий, то инвестицию в самого себя человек рассматривает как развитие собственных способностей и возможностей, приобретение смыслов жизни, а значит это процесс, требующий труда и упорства, в котором деньги не являются главным смыслом жизни. Однако приобретение высокой квалификации в рыночной экономике, в конечном счёте, преобразуется в высокую зарплату и высокий общественный статус.