§4. Оформление библиографического списка учебной и научной работы

После выводов или заключения как отдельный раздел помещается список использованных источников при написании статьи.

Этот список оформляется в следующем порядке:

1. Официальные государственные документы в порядке убывания юридической силы: Конституция РФ, кодексы законов, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства; различные нормативные акты (инструктивные письма, приказы, распоряжения федеральных ведомств, региональные законы, постановления губернаторов, распоряжения региональных правительств и др.) располагаются в хронологическом порядке по мере их опубликования.

2. Научные издания, учебники и пособия, статистические сборники, газетные и журнальные статьи, статьи из электронных изданий располагаются в алфавитном порядке.

3. Источники из Интернета – в алфавитном порядке.

4. Научная литература на иностранных языках – в алфавитном порядке. Библиографические списки оформляются в соответствии с требованиями принятого в Российской Федерации государственного стандарта ГОСТ-Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», устанавливающего виды, структуру и расположение в документах библиографических ссылок. В научных, публичных библиотеках и библиотеках любого вуза студенты всегда могут найти пособия по оформлению списков использованных при написании учебной и научной работы источников и литературы.

Как везде, в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета для облегчения исследовательской работы студентов имеются методические пособия преподавателей и работников библиотеки, например [35а, б]. Этими пособиями необходимо пользоваться в своей работе, чтобы не мучиться самому, не загружать технической работой научного руководителя, научного редактора журнала и сборника научной конференции, а затем исправлять списки источников и литературы.

Во избежание путаницы при оформлении большого библиографического списка необходимо сначала оформлять источники с указанием фамилий авторов, и только после окончательной редакции текста статьи вместо фамилий вносить порядковый номер источника. Так вы избежите лишней работы по перепроверке порядковых номеров источников, если по ходу работы пришлось вносить изменения в список.

В методической литературе ссылки различают по видам: внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, комплексные, на электронные ресурсы. В статьях обычно употребляют затекстовые ссылки.

Примеры оформления использованных источников и литературы

Книга одного автора:

1. Беликов Е. Л. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: Факел, 1994. 156 с.

2. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 3-е изд., доп. и испр. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2016. 656 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: АСТ [и др.], 2005. 670 с.

4. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. 2-е изд., испр. Москва: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003. 336 с.

5. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест, 2004. 688 с.

Книга двух или трёх авторов:

1. Хазин М., Щеглов С. Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите. Москва: РИПОЛ классик, 2016. 624 с.

2. Сергейцев Т., Куликов Д., Мостовой П. Идеология русской государственности. Континент Россия. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 688 с.

Книга четырёх и более авторов:

1. История России: в 2 т. Т. 2.: С начала XIX в. до начала XXI века / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин и др.; под ред. А. Н. Сахарова. Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. 862 с.: ил.

2. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социол. анализа / [отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова]. Москва: Наука, 2005. 396 с.

Диссертации и авторефераты:

1. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 1998. 372 с.

2. Щербакова М. И. Проза С. В. Максимова. Текстология и вопросы поэтики: дис. … д-ра филол. наук. Москва, 1997. 420 с.

3. Шарапов В. В. Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2018. 52 с.

Материалы конференций:

1. Психолого-педагогическое образование в современных условиях: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, Куйбышев, 19 декабря 2019 г. / под ред. О. А. Тарасовой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 163 с.

2. Историко-культурный стандарт: теория и практика патриотического воспитания гражданина России : сборник научных докладов и сообщений Международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 7 апреля 2017 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации, Комитет образования и науки Волгоградской области, Волгоградская государственная академия последипломного образования, Кафедра общественных наук, Всероссийская общественная организация Ассоциация учителей истории и обществознания, Волгоградское региональное отделение; под ред. проф. Д. В. Полежаева. Москва: Планета, 2017. 195 с.: ил., табл.

Сборник научных трудов:

1. Русские философы о войне: Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, В. Ф. Эрн. Москва; Жуковский: Кучково поле, 2005. 496 с.

2. Динамика ценностных ориентаций населения России: 1990–1994 годы / рук. авт. кол. Н. И. Лапин; отв. ред. Л. А. Беляева. Москва: КСБР, 1996.

Отдельный том многотомного издания:

1. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. Т. 4. Курс русской истории. Ч. 4. / под ред. В. Л. Янина; послесл. и коммент. сост. В. А. Александров, В. Г. Зимина. Москва: Мысль, 1989. 398 с.

2. Керсновский А. А. История русской армии: в 4-х т. Т. 3. Москва: Голос, 1994. 352 с.

3. Большая Российская энциклопедия: [в 30 т.] Т. 20: Меотская археологическая культура Монголо-татарское нашествие / науч.-ред. совет: председатель Ю. С. Осипов и др. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. 766 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1: А–Д / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. Москва: Мысль, 2000. 721 с.

Статья из сборника:

1. Аксюченко В. Н. Формирование познавательных потребностей старшеклассников средствами развития общеучебных умений // Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе обучения. Тамбов, 1990. С. 51–58.

2. Фильцер Дональд. Спасая следующее поколение. Питание, здоровье и смертность среди грудных и маленьких детей в советском тылу в годы Второй мировой войны // Советский тыл 1941–1945: повседневная жизнь в годы войны / отв. сост. Беате Физелер и Роджер Д. Марквик. Москва: Политическая энциклопедия, 2019. 383 с.: ил.

Журнальная статья:

1. Моргун В. Педагогика А.С. Макаренко и социальная

реабилитация Г.Ф. Кофода // Народное образование. 2003.

№ 9. С. 146–149.

2. Разенкова Н. Е., Зырянова Р. С. Формирование про-

фессиональных компетенций в условиях интеграции учеб-

ной и внеучебной деятельности студентов педагогических

вузов // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1.

С. 144–153.

3. Израильский кибуц и трудовая колония им. М. Горько-

го: общее в основах трудового хозяйствования / А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов, В. Н. Неживенко // Социальная педагогика. 2015. № 5–6. С. 63–69.

4. Ершова Е.С. Инновационная деятельность как фактор формирования профессионального мастерства будущего педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 4. С. 97–102. DOI: 10.18384/2310-7219-2016-4-97-102.

Газетная статья:

1. Сообщение ТАСС от 14 июня 1941 г. // Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1941. 14 июня.

2. Гусляров Е. Билет в один конец // Российская газета. 2017. 01 сентября.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации в новейшей действующей редакции 2022 г. Москва: Эксмо, 2022. 96 с.

2. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1, 2, 3 и 4. По сост. на 25.05.2021 + таблицы последних изменений. Москва: Проспект, 2021. 752 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями на 1 февраля 2022 года. Москва: Эксмо, 2022. 192 с.

Книга на иностранном языке:

1. Graham R. J. Creating an environment for successful project. San-Francisco: Jossey-Bass, 1997. Р. 253.

Электронные ресурсы

Интернет-ресурсы (электронные ресурсы удаленного доступа):

1. Лэтчфорд Е. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А.В. Колчака: [сайт]. URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2021).

2. Арестова О. Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html (дата обращения: 23.08.2021).

3. Кирюхина Ю. С. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Воспитатель детского сада. 2018. URL: https://www.vospitatelds.ru/ categories/7/articles/1198 (дата обращения: 06.05.2021).

Материал на CD или DVD (электронный ресурс локального доступа):

1. Московский Кремль [Электронный ресурс]: трехмер. путеводитель. М.: Новый Диск, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Электронный ресурс ограниченной доступности:

1. О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание Мин-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс]: практикум / составители А.А. Чуприна. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. 94 c. Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPRBOOKS: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/83211.html (дата обращения:

12.03.2022). Режим доступа: для авторизир. пользователей.

Вопросы для закрепления:

1. Какой цели служат правила при проведении исследования?

2. Зачем следует установить и применять приёмы обработки текстового материала?

3. Какие требования предъявляются при написании научной статьи?

4. Правила оформления библиографического списка.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями на 1 февраля 2022 года. Москва: Эксмо, 2022. 192 с.

2. Аристотель. Политика / [пер. с древнегреч. С А. Жебелева]. Москва: АСТ, 2021. 384 с.

3. Безуглов И. Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. Москва: Академический Проект, 2008. 194 с.

4. Беловолов В. А., Беловолова С. П. Основы методологии педагогического исследования. 2-е изд., доп. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. 198 с.

5. Болбас В. С. Методологические основы научной и практической педагогической деятельности // Педагогика. 2021. № 8. С. 28–35.

6. Бордовский В. А. Методы педагогических исследования инновационных процессов в школе и вузе: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 169 с.

7. Вазюлин В. А. Логика «Капитала» Карла Маркса / предисл. З. М. Оруджева, В. Г. Голобокова. 3-е изд. Москва: ЛЕНАНД, 2021. 304 с.

8. Вазюлин В. А. Становление метода научного исследования К. Маркса: Логический аспект. 2-е изд., стереотип. Москва: ЛЕНАНД, 2021. 222 с.

9. Валеев Г. Х. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1999. № 5. С. 22–26.

10. Валеев Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика. 2002. № 2. С. 27–31.

11. Валеев Г. Х. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика. 2001. № 4. С. 19–23.

12. Валеев Г. Х. Формулировка новизны исследования // Педагогика. 2003. № 7. С. 25–29.

13. Вальцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета : На примере русских и осетин: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Кур. гос. ун-т.

Курск, 2004. 17 с.

14. Герцен А. И. Русский народ и социализм. Письмо к Ж. Мишле // Герцен А. И. О социализме: избранное. Москва:

Наука, 1974. С. 272–288.

15. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. Москва: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

16. Гёте И.-В. Избранное: пер. с нем.: в 2-х ч. Ч. 2. / сост., авт. статей и коммент. А. Аникст. Москва: Просвещение, 1985. 207 с.

17. Декарт Р. Сочинения: пер. с лат. и фр.: в 2 т. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. Москва: Мысль, 1989. 654 с., 1 л. портр.

18. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2006. 176 с.

19. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел, и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. № 2. С. 9–14.

20. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. Москва: Мысль, 1969. 205 с.

21. Комаров К. В. Психологическое пространство и склонность к суицидальному риску лиц юношеского возраста: бакалаврская работа: 44.03.02 / науч. рук. Е. В. Кузнецова. 1 компьютерный файл (pdf; 1.45 Mb). Новосибирск: [Б.и.], 2022. 55 с.

22. Коржуев А. В., Рязанова Е. Л., Кошелева Ю. П. Методологическая рефлексия результата педагогического исследования и методов его получения // Педагогика. 2018.

№ 5. С. 14–23.

23. Коржуев А. В., Попков В. А. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы. Москва: Академический Проект, Трикста, 2008. 287 с.

24. Кочергина И. А. Развитие логического мышления дошкольников в непосредственно образовательной деятельности: бакалаврская работа: 44.03.02 / науч. рук. В. Г. Петровская. 1 компьютерный файл (pdf; 1.55 Mb). Новосибирск: [Б.и.], 2022. 64 с.

25. Кравцов: Понятие образовательных услуг будет исклю-

чено из закона об образовании [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/10/03/ kravcov-poniatie-obrazovatelnyhuslug budet-iskliucheno-iz-zakona-ob-obrazovanii.html (дата обращения: 16.10.2021).

26. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие. 2-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2008. 400 с.

27. Куликова А. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников: бакалаврская работа: 44.03.02 / науч. рук. Е. В. Кузнецова. 1 компьютерный файл (pdf; 1.58 Mb). Новосибирск: [Б.и.], 2022. 74 с.

28. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 310 с.

29. Маркс К. Письмо В.И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т. 19. 2-е изд. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 250–251.

30. Микешина Л. А. Методология современной науки:

учебное пособие. Москва: Прометей; МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. 116 с.

31. Монтескьё Ш. Л. Избранные произведения. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. 799 с.

32. Мудрик В. А. Принципы воспитания / Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В. В. Давыдов. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с., ил.

33. Никандров В. В. Неэмпирические методы психологии: учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 53 с.

34. Обручев В. А. В дебрях Центральной Азии: повесть. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988. 304 с. 9 ил.

35. а) Оформление библиографической части учебной и научной работы: методические рекомендации / сост. В. В. Мякушева. Куйбышев, 2015. 120 с.; б) Кузнецова Е. В., Мезенцева О. И., Петровская В. Г. Оформление курсовой и дипломной работы. Куйбышев, 2017. 100 с.

36. Павлов И. П. Избранные произведения / под общ. ред. Х. С. Коштоянца. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1951. 583 с.

37. Платон. Государство / [пер. с древнегреческого А. Н. Егунова]. Москва: АСТ, 2020. 448 с.

38. Силласте Г. Г., Письменная Е. Е., Белгарокова Н. М. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации. Москва: Финансовый университет, 2013. 35 с.

39. Скаткин Н. М. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. Москва: Педагогика, 1986. 150 с.

40. Соловьёв В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; Примеч. С. Л. Кравца, и др. Москва: Мысль, 1988. 822 с.

41. Столыпин П. А. Выступление в Государственной думе 5 мая 1908 года //Законы правителя: в 3 т. Т. 3: Пётр Столыпин о России / [сост.: К. И. Могилевский, К. А. Соловьев]. Москва: РИПОЛ классик, 2010. 336 с.: ил.

42. Федотова Г. А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. Великий Новгород: НовГУ, 2010. 114 с.

43. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Педагогика. 2011. № 5. С. 2–21.

44. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. 2-е изд. Москва: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля