§3. Подготовка научной статьи

Авторы методического пособия из Финансового университета при Правительстве РФ приводят следующее определение: «Научная статья – завершённая и логически цельная работа, посвящённая конкретному вопросу, входящему в круг решаемых проблем (задач)» [38, с. 32].

Научная статья – сравнительно небольшая по объёму исследовательская работа, обычно от 5 до 24 страниц печатного текста, в которой автором решается актуальный вопрос научной проблемы. Объём статьи чаще всего зависит от ограничений, накладываемых редакцией научного журнала или сборника научной конференции по профилю работы учёного. В отдельных случаях, когда статья является постановкой новой проблемы и представляет значительную новизну и актуальность, объём статьи может быть увеличен

по решению редакционного совета.

Статья всегда должна иметь нацеленность на конструктивный характер: критикуя других авторов, предлагайте своё решение и убеждайте в своей правоте аргументами. Не обязательно вызывать весь огонь на себя: критикуйте других авторов аргументами третьих авторов, то есть через сопоставление разных точек зрения на проблему.

Научные статьи в зависимости от их содержания делятся на следующие типы:

–– проблемные, или постановочные, в которых ставится назревшая для разрешения научная проблема, как совершенно нового направления, так и необходимость углубления уже существующего направления исследований, предложение нового толкования. Здесь возможно появление новой научной концепции;

–– обзорные, в которых излагается перечень вопросов или взглядов разных авторов по данной проблеме, а также предлагаются пути решения, углубление содержания;

–– информационные – обычно освещающие прошедшее мероприятие научного сообщества, коллектива (круглый стол по определённой научной проблеме, научная конференция, заседание научного органа). Здесь в кратком изложении освещаются основные положения докладов выступивших учёных, резюмируются результаты проведённого обсуждения проблемы, выводы и задачи.

Состав статьи обычно включает в себя:

–– универсальный десятичный классификатор (УДК) в самой верхней строке статьи. По нему в редакции журнала или организационном комитете научной конференции, симпозиума определяется научное направление представленной работы и её соответствие содержанию журнала или сборника. В монографиях или сборниках статей необходимо указывать библиотечно-библиографическую классификацию (ББК);

–– фамилию, имя и отчество автора полностью, его учёную степень и звание (если имеются), должность и наименование научного, учебного учреждения, в котором автор работает или учится. Для студента требуется указать название факультета, направление и программу подготовки, курс и номер группы;

–– аннотация следует после сведений об авторах статьи, и она должна ясно выразить новые, наиболее ценные научные идеи, которые содержатся в статье. Аннотация – это краткое изложение, характеристика основных положений и выводов статьи, в которых выражается суть статьи. Аннотация расширяет название статьи и позволяет читателям отделить её от аналогичных статей по данной тематике. Средний объём аннотации 500–600 печатных знаков, однако в разных журналах и сборниках научных трудов конференций требования могут отличаться: например, может быть 250 печатных знаков. Кроме того, аннотация служит в качестве выходных данных в журналах и научных базах

данных. Как правило, аннотация представляется на двух языках: основном языке статьи (обычно родном языке автора) и английском для включения в международные научные базы данных;

–– ключевые слова к статье – применяемые в тексте специфические основные понятия, словосочетания. Перечень ключевых слов включает 5–10 слов или словосочетаний из текста статьи через запятую в именительном падеже. Не следует применять общих научных терминов: ключевые слова должны характеризовать основное содержание статьи

и помогать другим авторам в поиске нужной информации. Ключевые слова также представляются на двух языках, аналогично аннотации.

–– название статьи должно формулировать основную идею исследования, содержать ключевые слова для определения сути излагаемого вопроса. Формулировка темы должна быть оптимального размера: сложносочинённые и слишком длинные предложения в заголовке затемняют понимание при первом прочтении.

–– введение содержит краткое обоснование актуальности и новизны, освещение нерешённых вопросов теории и практики. Статья – это глубокое самостоятельное научное исследование проблемы или вопроса, познание которого имеет востребованность в теории и практической сфере общества. Актуальная работа раскрывает новые факты, не укладывающиеся в прежние теоретические представления, обосновывает позитивный эффект, получаемый при решении научной задачи, выдвинутой в исследовании.

Во введении автором излагается состояния проблемы, рассматриваются точки зрения различных учёных с кратким анализом их доводов, показываются связи с основными научными и практическими направлениями в педагогике или психологии. В этой части работы нежелательно употреблять слова, непонятные читателю, не обладающему специальными знаниями.

–– основная часть статьи должна содержать собственную точку зрения автора на излагаемую проблему, его предложения по решению поставленных вопросов, особенно в практических задачах воспитания и образования учащихся, студентов. В основной части раскрывается новизна проблемы, а полученные итоги исследования сопоставляются с известными педагогической науке данными. Кроме того, из основной части статьи должно быть ясно, какой научный инструментарий применён автором: описание выбранных объектов и обоснование методов и методик исследования, применяемой аппаратуры при проведении полевых психологических и социологических исследований. При большом объёме статьи, например, от 16 до 24 страниц, её содержание может быть разделено на два-три раздела с отдельными заголовками. Каждый заголовок должен отражать суть излагаемого отдельного вопроса, а текст раскрывать его содержание. Все вопросы должны быть тесно связаны друг с другом, чтобы содержание одного дополняло содержание другого.

–– заключение должно содержать обоснованные в основной части и ясны выводы.

Требования к написанию и оформлению статьи.

Всякому знанию предшествует прежнее знание, поэтому не забывайте о предшественниках, не пытайтесь выдавать чужие знания и мысли за свои: добросовестно цитируйте, не забывая указывать источники с их выходными данными. Не оговоренные в тексте заимствования справочных материалов, доказательств, обоснований, выводов других авторов, или плагиат в научной среде может вызвать иск правообладателя по Гражданскому кодексу РФ за нарушение авторских прав, если это касается коммерческого использования результатов.

Статья снимается с публикации в журнале или научном сборнике, диссертация на соискание учёной степени, содержащая плагиат, может быть отозвана с защиты, а ранее защищённая работа с не выявленными до защиты заимствованиями может послужить причиной лишения учёной степени после разбирательства в Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки.

В разных печатных изданиях имеются разные требования по объёму текста и оформлению. Следуйте этим требованиям и стандарту оформления ссылок, списка использованной литературы, перевода, представления рецензии других учёных, рекомендации кафедры. Однако два последних требования, как правило, выдвигаются в «молодых» научных изданиях, в которых не хватает собственных рецензентов.

По неопытности исследователь может затронуть в статье сразу несколько крупных вопросов или тем: как следствие – поверхностный анализ каждого вопроса, конспективное изложение содержания проблемы вместо того, чтобы достичь углубления познания. В таком случае редакция научного журнала при наличии научной новизны предложит переработать статью, а при отсутствии таковой отвергнет вовсе. Лучше глубоко изложить один вопрос, чем поверхностно – несколько вопросов. Желательно показать выходы, связи исследуемого вопроса с другими вопросами, общий контекст проблемы. Следует также помнить, что оригинальная по форме или слишком общая подача старых идей не заменяет новизны и глубины содержания.

Если студент претендует на дальнейшее обучение в аспирантуре, ему следует задуматься о публикации в научных журналах. Есть две обширных категории журналов: входящих в индексацию РИНЦ (Российского индекса научного цитирования) и входящих в перечень рецензируемых научных журналов, аттестованных ВАК (Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки РФ) для зачёта научных публикаций в диссертациях на соискание учёной степени кандидата или доктора наук.

При этом необходимо учитывать следующие правила:

А. Не следует сдавать статьи на многопрофильные научные конференции или конференции другого профиля: публикация в таких сборниках никогда не будет процитирована коллегами по научной специальности, даже если в ней будут опубликованы значительные научные результаты, а это в последующем негативно отразится на вашем индивидуальном индексе цитирования. Для автора это равнозначно выбрасыванию работы в мусорную корзину.

Б. Не следует поддаваться на рекламу многопрофильных (включающих разнообразные научные дисциплины) или узкопрофильных журналов о срочной публикации за деньги: это приведёт к тому же, что и в предыдущем случае. Как правило, в таких журналах не проводится квалифицированной экспертизы статей, а Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки РФ требует рецензирования всех публикаций журнала внешними экспертами. Если журнал хочет удержаться в списке научных изданий, то редакция обычно проводит линию на специализацию даже внутри научной специальности. И если статья опубликована в многопрофильном журнале, впоследствии она может быть исключена из базы наукометрических данных РИНЦ, что нанесёт ущерб автору, особенно если речь идёт о защите диссертации.

В. Авторитетные научные журналы распространяются по подписке среди организаций и частных лиц, поэтому не берут с авторов денег за публикацию. В таких изданиях существует большая очередь желающих опубликоваться, поэтому процесс рецензирования и сдачи статьи в печать может занимать много месяцев, обычно более года. К тому же в них гарантии опубликоваться нет, если редакция журнала сочтёт присланную работу не актуальной или не содержащей значимые научные результаты. В специализированных по научным направлениям журналах количество публикаций в одном номере составляет в среднем от 8 до 15 статей и сроки публикации авторам не гарантируются.

Г. При отправке статей в публикацию не следует посылать одну и ту же статью одновременно в несколько журналов, чтобы не возникли коллизии между журналами по поводу прав на публикацию и претензии редакций к автору, которого могут включить в список нежелательных. Кроме того, желательно посылать статьи в разные журналы, а не много статей – в один журнал: география публикаций также учитывается в диссертационных советах, как свидетельство качества ваших публикаций.

Д. Прежде, чем послать статью в журнал по избранной вами научной специальности, необходимо уточнить его узкую специализацию в науке: как правило, журналы имеют утверждённый ВАК перечень специальностей для зачёта публикаций при защите диссертации, чаще всего не более двух. Если ваша статья по УДК не соответствует специализации журнала, её отвергнут либо на уровне научного редактора, либо на редакционном совете.

Полезно знать, что посылка автором статей на заочные конференции и в реферативные журналы равнозначна тому, что научной публикации по сути нет: такие издания при проверке контента и условий публикации со временем исключаются из перечня РИНЦ.

Требования к оформлению статей.

Обычно в журналах и сборниках научно-практических предъявляют стандартные требования к оформлению, но в некоторых журналах они отличаются размером полей, кеглем шрифта и межстрочным интервалом. Стандартные требования таковы. Формат текста: Microsoft Word (*.doc, *.docs). Формат страницы: А4 (210 х 297 мм). Ориентация – книжная. Поля – все по 20 мм. Шрифт – размер (кегль) 14. Тип шрифта – Times New Roman. Межстрочный интервал – полуторный.

Литература оформляется в алфавитном порядке в конце текста без повторов под названием «Библиографический список». В тексте источники обозначаются квадратными скобками с указанием их номера по списку и через запятую номер страницы, например [14, с. 137]. Не следует употреблять ссылки в виде сносок под страницами.

При использовании графиков, чертежей, схем, диаграмм, рисунков они располагаются сразу после текста, в котором впервые упомянуты, либо на следующей странице. Подписываются полным словом «Рисунок», обозначаются арабскими цифрами и располагаются в середине строки. Рисунки должны быть черно-белыми, яркими и четкими, вставляться в текст в форматах jpg, gif, bmp.

Для наглядности и удобства сравнения числовых значений в исследованиях по педагогике и психологии применяют таблицы. Таблицы применяют при группировке показателей по определенному признаку, они должны быть оформлены единообразно по всему тексту. В тексте должны содержаться ссылки на каждую таблицу. Расположение таблицы либо сразу после текста, где она упомянута, либо на следующей странице. Между текстом и таблицами обязательно имеются пустые строки для их выделения. Таблица отмечается словом «Таблица» вразрядку посредине строки и номером данной таблицы со сквозной нумерацией.

При публикации статей обычно не допускается количество авторов более пяти человек.

Где опубликовать готовую статью? Студенту вуза, начинающему исследовательскую деятельность и не имеющему опыта публикаций, необходимо посоветоваться с научным руководителем. Обычно вначале используется участие в студенческой научной конференции вуза, затем в научной конференции профессорско-преподавательского состава: либо в соавторстве с научным руководителем, либо самостоятельное участие.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля