Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: shmep.jpg

21 мая в рамках 33-й Международной специализированной выставки «Газ. Нефть. Технологии» (г. Уфа) состоялся круглый стол «Интеграционные подходы высшей школы и бизнеса в подготовке профессиональных кадров». В числе участников были представители ряда российских вузов, Уфимского НОЦ, нефтегазовых компаний, кадровых структур, зарубежные гости из Узбекистана и Кубы.

Подобные круглые столы проходят уже несколько лет и неизменно собирают заинтересованных специалистов для обсуждения актуальных задач подготовки квалифицированных работников в сфере ТЭК. Модератором выступил О.А. Баулин, ректор ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет».

В начале мероприятия с докладами выступили Л.Х. Иванова, министр семьи, труда и социальной защиты населения РБ, Ш.Г Шарипов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа», Н.С. Латыпова, директор АНО «УК НОЦ РБ».

В числе выступающих был и Вячеслав Петров, советник генерального директора ООО «Газпром трансгаз Уфа», научный руководитель Школы молодого этнополитолога. Его доклад был посвящен вопросам совершенствования гуманитарной составляющей подготовки специалистов как важнейшего фактора вывода профессионализма инженерных кадров на качественно новую ступень, включая вопросы их социальной и профессиональной ответственности.

Он отметил большую роль в решении этой задачи технических университетов, разрабатывающих новые учебные программы, отвечающие решению этой задачи. В разрабатываемых учебных программах по-прежнему делается упор на профильные предметы и новые специальные дисциплины, которые непосредственно формируют у студентов необходимые для их специальности профессиональные компетенции. К сожалению, объем социогуманитарных дисциплин остается прежним или даже сокращается. Более того, в результате чрезмерной специализации профессионального образования мы наблюдаем феномен т.н. «разрывности» мышления, когда студенты не могут использовать научные знания как фундамент мотивации и глубокого понимания своей деятельности. Их не учат использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного, системного решения познавательных и профессиональных задач.

По мнению Вячеслава Петров, сегодня как никогда важно сформировать т.н. «гуманитарное ядро» в виде систематизированной совокупности знаний о «феномене человека», о его мышлении, социальных взаимодействиях, отношении к миру с тем, чтобы сформировать у студента способность осознанно корректировать свои цели и мотивы получения именно этого образования. Он считает, что таким «гуманитарным ядром» должны стать философия, культурология, политология, социология, психология, инженерная педагогика, логика, гуманитарная аналитика, правоведение, история России, русский и иностранный языки и др.

Речь по существу идет о переоценке самого технического образования с позиции овладения будущими инженерами профессиональной культурой, включающей непрерывный детальный анализ собственной деятельности. Для России проблема ее формирования имеет свою специфику. С одной стороны, сохраняются элементы культуры советских инженерно-технических школ и специальностей, а с другой – привнесенные характеристики новых моделей поведения и профессиональной коммуникации, которые транслируются международными корпоративными стандартами.

По мнению Вячеслава Петров, значение гуманитарного компонента определяется тем, что выпускник учебного заведения является не просто носителем определённого количества знаний и навыков, но, в первую очередь, человеком, который имеет особые качества и вовлечён в постоянное разнообразное взаимодействие с другими людьми.

Со слов докладчика, Общество «Газпром трансгаз Уфа» накопило определенный опыт организации и предметном наполнении учебно-образовательного процесса. Работники из числа инженерно-технического состава изучают основы ряда наук и теорий, раскрывающих связь повседневной деятельности с мировоззренческими установками слушателей: теория систем, теория информации, информационная и аналитическая деятельность, информационная культура (обучение обработке информации и представлению ее вербально, визуально и аудиально).

Вячеслав Петров особо выделил сложившийся тесный контакт Общества с проектом «Школа молодого этнополитолога», неоднократно становившемся победителем конкурса Фонда президентских грантов. Важно, что учеба охватывает не только сотрудников уфимского офиса Общества, но и его подразделений, в том числе дислоцированных в районах Республики Башкортостан. Осуществляется координация наших информационных ресурсов.

М. Петрова

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля