За последние несколько лет человечество перешагнуло очень серьезный рубеж в истории своего развития. Мы живем в эпоху индустрии 4.0, цифровизации, высоких технологий и, конечно, повсеместного внедрения искусственного интеллекта, который стремительно развивается и оказывает существенное влияние на каждого из нас.

Такая ситуация требует особой подготовки подрастающего поколения к взаимодействию с искусственным интеллектом и становится серьезной задачей для образовательного сообщества.

Сегодня у школьников намного больше возможностей для реализации своего потенциала, чем даже 10 лет назад. Гораздо доступнее стали инструменты, позволяющие придумывать и реализовывать проекты, которые могут повлиять не только, например, на жизнь семьи, вуза, школы или региона, но и на весь мир.

Более того, помимо технологической составляющей работы с ИИ, нужно объяснять детям, что такое этика, нормы, правила поведения в условиях широкого распространения технологий искусственного интеллекта.

Компания Intel активно реализует две программы, нацеленные на совершенствование технических и социальных компетенций как у преподавателей, так и у школьников и студентов: Intel® AI for Youth “Технологии искусственного интеллекта для каждого” и Intel® Skills for Innovation “Навыки для инноваций”.

«Почему мы с удовольствием откликнулись на предложение Intel и вошли в проект? Программа Intel на сегодняшний день является наиболее продуманной и эффективной в плане подготовки и педагогов, и обучающихся к новым технологическим реалиям. На самом деле, искусственный интеллект – это уже неотъемлемая часть жизни человека: голосовые помощники, сервисы такси, роботы, беспилотные автомобили, – можно привести еще много примеров. И очень важно понимать, что социально-гуманитарная составляющая играет ничуть не менее важную роль в подготовке людей к жизни в этом обществе. Для адаптации к подобным изменениям необходимо совершенствовать социальный и эмоциональный интеллект, уметь управлять собственным поведением и настраивать машину на нужную задачу», – комментирует Александр Кондаков, российский учёный-педагог, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, кандидат географических наук, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование».

Одна из образовательных инициатив Intel – “Навыки для инноваций”, или Intel Skills for Innovation, направлена на развитие трех ключевых уровней навыков: когнитивных, технических и социально-эмоциональных. Обучение основано на кейсах, которые позволяют рассмотреть любую проблему со всех точек зрения и проявить личностные качества. Метод кейсов – наиболее эффективный способ формирования компетенций, которые обеспечивают успешную и безопасную жизнь современного человека. По мнению Александра Кондакова, благодаря подобного рода программам в основное предметное образование интегрируются инструменты дополнительного образования: учителя постоянно взаимодействуют со своими учениками от этапа определения проблематики до постановки задачи и ее решения в конкретных кейсах. Это и есть трансформация системы обучения. «Мы перешагнули порог того, что сегодня можно называть сетевая дидактика или современное образование. По сути, в этом проекте мы решаем задачи подготовки педагогов к работе с детьми как будущими пользователями и, возможно, разработчиками инструментов искусственного интеллекта: рассказываем, как общаться, вести обучение, какие программы дополнительного образования предлагать, как их реализовывать», – объясняет Кондаков.

Когда учителя погружаются в решение кейса с конкретной проблематикой, начинает работать то, что сегодня называется функциональной грамотностью, под которой подразумевается:

  • умение применять полученные знания в реальной жизни для решения поставленных задач;
  • креативность и критическое мышление;
  • математическая грамотность не только в контексте умения решать уравнения, а реализовать проекты, в том числе, гуманитарные с применением математических моделей;
  • читательская грамотность, которая традиционно относится к ведению учителей русского языка и литературы, хотя умение пользоваться и читать таблицы Excel – тоже к ней связано;
  • научная грамотность, включая не только физику, химию и биологию, но и серьезную социально-гуманитарную составляющую, например, для решения задач экологически устойчивого развития.

Помимо совершенствования когнитивных, технических и социально-эмоциональных навыков, необходимо также предпринимать меры по устранению пробелов в опыте взаимодействия с искусственным интеллектом, повышать готовность учащихся к работе с ним. Расширение осведомленности об ИИ – одна из задач программы Intel AI for Youth “Технологии искусственного интеллекта для каждого”.

«Чтобы не бояться чего-то нового и непонятного, например, словосочетания «искусственный интеллект», нужно просто в нем разбираться хотя бы на уровне пользователя», – говорит Сергей Тращенков, заместитель директора по проектному управлению АНО ДПО «Центр образования и воспитания детей и молодежи» (ДТ «Кванториум Псков»), эксперт программы Intel AI For Youth, старший преподаватель кафедры электроэнергетики, электропривода и систем автоматизации ПсковГУ. «Несмотря на то, что по моему убеждению, программированию можно научить практически любого человека, важно только четко и доступно формулировать инструкции, инициатива Intel AI for Youth “Технологии искусственного интеллекта для каждого” нацелена не только и не столько на то, чтобы готовить программистов. Ее задача – выпустить как можно больше людей с широким набором компетенций, которые понимают, как работает ИИ, как его можно встраивать в различные проекты и в развитие жизни общества, городов, организаций. И главное – не бояться, как чего-то далекого и недоступного».

У инициативы есть четыре основных этапа. Первый блок называется «вдохновение», и в нем рассказывается о современном состоянии технологий, в том числе, об искусственном интеллекте. Педагоги и дети обсуждают, как цифровые технологии могут помогать решать вопросы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием: экономикой, социальной сферой, экологией и т.д.

После «вдохновения» наступает этап «приобретения знаний», где компенсируется нехватка навыков, связанных с программированием, и базовых знаний по математике и статистике. Уже на этом этапе дети обучаются азам обработки данных, изображений как главной составляющей компьютерного зрения и работы с естественными языками.

На этапе «опыта» более подробно рассматривается компьютерное зрение, обработка естественного языка и анализ данных при помощи подключения алгоритмов машинного обучения.

После приобретения и проработки базовых знаний и необходимых компетенций, на этапе «применения знаний» учащиеся реализуют проекты с использованием изученных элементов искусственного интеллекта.

«Наша задача ­– сделать так, чтобы ребята узнали о современном состоянии технологий, – говорит Сергей Тращенков. – Нам важно, чтобы они получили навыки программирования, связанные с тремя основными направлениями ИИ: компьютерным зрением, анализом данных и обработкой естественного языка».

Обе инициативы Intel предполагают обучение детей с довольно раннего возраста. Главная цель – объяснить им, как можно достичь личного и командного успеха, реализуя такие задачи, как, например, распознавание речи или образов, которые, в свою очередь, связаны с инженерией, математикой, физикой, гуманитарными науками, культурой.

«Я как ученый и руководитель IT-компании с большим интересом наблюдаю за динамикой изменений, происходящих и в педагогах, и в детях во время и после обучения по образовательным инициативам Intel. Трансформацию мы оцениваем, в том числе, и на основании достижения результатов, обозначенных в документах о развитии российской системы образования. В национальных программах и стратегии развития искусственного интеллекта, научно-технологической инициативе, стратегии информационной безопасности и многих других уделяется особое внимание подготовке человека к успешной жизни в высокотехнологичном мире», – резюмирует Александр Кондаков.

Благодаря комплексному подходу компании Intel к обучению и учителей, и школьников, и студентов, формируется сообщество людей, понимающих, каким образом подобного рода программы должны развиваться и входить в повседневную жизнь каждой школы. Таким образом и строится здоровое, адекватное сетевое общество, общество взаимодействия людей, в том числе, с инструментами искусственного интеллекта.

Источник: https://education.forbes.ru/special-projects/intel/experts

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля